Конспект урока по географии на тему Атмосфера и человек 6 класс.

Ф.И.О
Ковалева Галина Валентиновна

Место работы
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность
учитель географии

Предмет
география

Класс
6

Тема и номер урока в теме
Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Урок №10 «Атмосфера и человек». 2014-2015уч. год.

Базовый учебник
А. И. Алексеев и др. География. 56 классы
ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

Цели и задачи урока:
- показать огромное значение атмосферы для человека;
- выявить, как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей;
- составить и обсудить правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Оборудование урока: атлас, настенная физическая карта, компьютер, презентация.
Когнитивный компонент урока: мировое экологическое равновесие, «озоновая дыра», охрана атмосферы, опасные атмосферные явления.
Деятельный компонент урока: выявить значение атмосферы для человека; описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей; составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников, включатся в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать, что чистота атмосферы, ее защита от загрязнений, сохранение жизни на планете; понимать и применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.
Работа с учебником: работа с текстом п. 47.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информаций для исследования.
Предметные: сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные
Структура и ход урока.


Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(УУД)
Время

1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
1 мин

2
Актуализация
Темы
(мотивация урока)
-Мы продолжаем знакомиться со свойствами атмосферного воздуха, поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и ответим на следующие вопросы:
- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?
- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?
- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?
- Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте цель нашего урока (слайд№1 и 2 –название и цель урока)

Формулируют название темы и цели урока (Р)

Демонстрируют знания (Л)

Доказывают, как человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли (Р)
Приводят примеры, как человек отрицательно воздействует на атмосферу. (Л, Р)

Рассуждение учащихся (Р)

2 мин

3
Изучение нового материала
1 . Что значит атмосфера для человека?
Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.
Используя текст учебника на стр.152,
Вопросы:
- Какова роль атмосферы в жизни планеты Земля?
(слайд 3)
- Что значит атмосфера для человека?
- Приведите примеры загрязнения атмосферы? Каковы причины загрязнений?
Приложение 1
- Приведите примеры, как мы должны охранять атмосферу, что же надо делать для охраны чистоты воздуха?
Приложение 2
-Сформулируйте понятие «мировое экологическое равновесие» (Подведение к выводу, что такое охрана атмосферы?)
Обсуждение полученных ответов.
2. Как погодные условия влияют на здоровье людей?
Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.
Вопросы:
- Как вы думаете, при какой температуре и скорости ветра человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?
Найти в тексте параграфа, стр. 152-153, подтверждение правильности своих рассуждений. (слайд 4)
-Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье? (слайд 5)
-Какие меры профилактики нужно применять при изменении погоды?
(слайд 6)
-Дайте рекомендации для метеозависимых людей. (слайд 7)
-Из всего вышесказанного сделаем общий вывод? (слайд 8)
Работают с текстом учебника, рассуждают и приводят примеры (Р)
загрязнение атмосферы (П),
анализируют предстоящую деятельность. (П Р)
Ученики называют факты, свидетельствующие о значение атмосферы для человека и планеты (Р)
Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых может быть «озоновые дыры», «парниковый эффект» и др. (Л П)
Обобщают и формулируют понятия охраны атмосферы, рассуждают и приводят примеры. (Р)



Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Решают проблему (Р)
демонстрируя знания (К)

·Рассуждение учащихся.  Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа (П Р)

Рассуждают о необходимости  заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д. (Л Р)

Формулируют вывод.(Р,Л)


8 мин


































10 мин

4
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент)
Осторожно ветер за калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья,  Полетел куда-то вперемешку с пылью.
(махи руками)
С. Есенин 

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания. (К)
2 мин









5
Практикум





























Промежуточная рефлексия







Практикум

Опасные атмосферные явления
Работа в группах - творческих мастерских.
-Человек может влиять на атмосферу. Давайте попробуем определить – всегда ли это влияние со знаком +?
-Каковы причины загрязнений?
Выпуск стенгазет.
(выполнено как домашнее задание предыдущего урока)
Задание:
1. Творческая мастерская №1 готовит стенгазету, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу и пути решения защиты.
2. Творческая мастерская №2 готовит стенгазету, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере, и как от них можно защищаться.
3. Творческая мастерская №3, готовит стенгазету, о редких явлениях в атмосфере, и как от них можно защищаться.
Задание группам: защитить свою работу. Возможность проявить творчество при защите, возможно использование стихотворений.
Приложение 3
Космические станции, помощники человеку в исследовании атмосферы.
(слайд 9)
Для защиты населения от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. (слайд 10)

-Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?
-Как распределяли роли в группе творческой мастерской?
-Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания?

- Выполните задание № 14 в рабочей тетради «Мой тренажер» на стр.63.
-Обсудите полученные ответы.
-Значение атмосферы в жизни людей и планеты?


Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К)


Узнают интересные факты о
том как человек влияет на атмосферу, опасные и редкие атмосферные явления. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обмениваются полученной информацией (П)



Защита своей работы с помощью стенгазеты, на которой отражены опасные атмосферные явления и пути защиты от них. (К, Л, Р, П)

Проводится взаимооценка работы групп и критически оценить деятельность друг друга (К)



Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).



Отвечают на вопросы промежуточной рефлексии. (Р)

Выражают свои чувства (Л)



Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К)

12 мин























6
Закрепление
- В разделе учебника на стр. 154 «Я знаю» ответить на вопросы № 3-6
Игра «Блиц – турнир»
1. Какой газ в атмосфере вызывает явление «парникового эффекта»?
2. Какие причины вызывают скопление углекислоты в атмосфере?
3. При какой температуре человек чувствует себя наиболее комфортно?
4. Какой вред наносит град хозяйству?
5. Какие опасные атмосферные явления вам известны, и как уберечься от них?


Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).



Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р)


8 мин


7
Рефлексия
Подведение итогов урока.

(слайд 11)
Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
Выставление оценок за урок.
(слайд12)
Объяснение д/з §47, ЭОР (диск)
Творческое задание по желанию.
Учебник – стр.154 №7, в разделе «Это мне интересно»
Оценивают работу на уроке всего класса (Л)

Записывают домашнее задание в дневник (К)

2 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Мультимедийная презентация «Атмосфера и человек».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Презентация на сайте.
Заголовок 215