Мастер класс по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Тема моего мастер-класса «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »


Актуальность данного выступления заключается в то, что за последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Особую значимость приобретают в начальной школе личностно - ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».
В состав данного понятия входит три слова (слайд 2)
Система – деятельность - подход
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата


Системно - деятельностный подход - это (слайд 3)
содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Основными методами постановки учебной проблемы являются (слайд 4)


1 метод - Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: (слайд 5)
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
(слайд 6)
(работа с аудиторией)
Демонстрация 3 яблок 1 - красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

(слайд 7)
Занятие математике Тема «Масса»
Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.
В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
2 метод - Подводящий к теме диалог (слайд 8)



3 метод - ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
(слайд 9)
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.


- Я хочу представить небольшой эпизод урока – окружающий мир (слайд 10)

Подводящий диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком (слайд 11)
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы. (слайд 12)

- А нужны они ему?  (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи. (слайд 13)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с (органами чувств)
Узнать. (для чего они нужны)





Слайд 14




Что бы вы хотели изменить в нашем герое?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.
- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, что за вещество, белого цвета находиться в пакетиках.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: определить по запаху, что находится в пакетиках.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану (дан на листе с заданием):
(У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли
   нам нужны.
Научное названиеможно посмотреть в учебнике.)
- Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.
(группы рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа. Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)
- Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.
(дети рисуют язык человечку)
- Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме
Научное название - . орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов. (нарисуем ему руки)
- Выступает 5 группа. У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- .
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. (нарисуйте ему нос)




Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями (беседа по вопросам)
(Слайд 15)
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько  у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите. (слайд 16)
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Конечно же после проделанной работы проводится рефлексия. (слайд 17)

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

Свое выступление мне хочется закончить словами : (слайд 18)
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.
Слайд 19-20

Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 11Рисунок 14Рисунок 1715