Доклад на тему Формирование национальных и этнокультурных особенностей народов России в рамках требований ФГОС ООО


Доклад на тему:
«Формирование национальных и этнокультурных особенностей народов России в рамках требований ФГОС ООО»
Подготовила: Ресутова Р.М.
учитель крымскотатарского языка и литературы
Нам посчастливилось родиться и жить в многонациональном Крыму, насчитывающим тысячелетнюю историю, где судьбы народов и отдельных людей тесно переплетены между собой.
Жители нашей республики имеют огромное культурное наследие, которое жизненно важно передать подрастающему поколению. Если детей не приобщить к культуре родного народа - нарушится преемственность поколений, что приведёт к нравственному опустошению и деградации, ребёнок не станет гармоничной личностью. Вот почему воспитательно-образовательная работа с детьми должна включать в себя этно-педагогический подход. Он помогает воспитывать детей в лучших культурных традициях своего народа. Развиваясь, дети будут осваивать культуру живущих рядом народов, а далее изучать мировую культуру, частичкой которой являемся мы сами: наши обычаи, традиции, духовные и материальные ценности. Если сегодня мы не воспитаем в наших детях любовь и уважение к культуре родного края, то став взрослыми, они не смогут привить эти чувства своим детям. Приобщение детей к культуре родного края, в свою очередь, формирует интерес к изучению родного (второго) языка, так как создание национального культурного пространства является важнейшим средством воспитания и обучения детей языкам.
Изучение культуры родного края – один из важнейших путей развития патриотизма, национального самосознания: основа воспитания межнациональных чувств в школьном возрасте.
Реализация этнокультурной составляющей ФГОС. Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России. Этнокультурная направленность образования в МБУ Воинский УВК является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры крымскотатарского народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Крымскотатарский язык-это родной язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым; средство достижения межнационального согласия, формирования национальной идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Крымскотатарский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Крымскотатарский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Крымскотатарский язык также является основой самореализации личности, развитие способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству крымскотатарской культуре и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, крымскотатарский язык неразрывно связан со всеми изучаемыми учебными предметами, влияя на качество их освоения. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В МБУ Воинский УВК родной язык изучается, начиная с 1-4, в количестве 1 часа внеурочной деятельности, в 5 классах 2 часа (1 час крымскотатарский язык как предмет, 1 час литература внеурочная деятельность). Содержание образования в основном обеспечено учебниками по крымскотатарскому языку. Комплексное изучение этнокультурной составляющей содержания общего образования направлено на усиление общекультурной направленности образовательного процесса, а также на организацию для содержательной внеурочной деятельности.
Охват обучением учащихся начальных, 5-х классов на родном языке:

№ п/п класс кол-во учащихся
1-А 11
1-Б 12
1-В 12
2-А.Б 9
3-А 5
3-Б 13
3-В 10
4-А 8
4-Б 12
4-В 12
5-А.Б 17

всего 11 121
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:-любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;-осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;-умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;-социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;-уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов;-осознание необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;-понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Дополнительное образование детей.
Большие возможности в решении задач по сохранению и поддержке этнической и национально-культурной самобытности крымскотатарского народа, гармонизации межнациональных отношений имеет дополнительное образование детей.  Наличие этнокультурной составляющей в дополнительных образовательных программах оказывает положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, на воспитание уважения к культуре и языку крымскотатарского народа, традициям своей малой родины. 















Основными направлениями работы являются: - реализация дополнительных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания;- проведение семинаров, экскурсий с целью изучения, сохранения национальных традиций и воспитания взаимоуважения к различным национальным культурам.Взаимодействие школы и социума с целью реализации этнокультурной составляющей в рамках введения ФГОСПортрет выпускника начальной школы-любящий свой народ, свой край и свою Родину;-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;-любознательный активно и заинтересованно познающий мир;-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственнойдеятельности;-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.