Презентация Требования пожарной безопасности


Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников организации по их выполнению Иванов Сергей Валерьевич преподаватель цикла обучения слушателей №1 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Законодательство РФ, Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.Задачи и обязанности должностных лиц и работников организации по исполнению требований пожарной безопасности.Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности. ЛИТЕРАТУРА Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности Санкт-Петербурга».Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 № 1139 «Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга». ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Законодательство РФ, Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Устанавливает общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ,регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и гражданами РФ.Статей : 42 Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» СТРУКТУРА Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Глава 1Общие положения Глава 2Пожарная охрана Глава 3Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области по пожарной безопасности Глава 4Обеспечение пожарной безопасности Глава 5Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности Глава 6Заключительныеположения Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ определяется: система обеспечения пожарной безопасности и её основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны, личный состав Государственной противопожарной службы;гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы;финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности;полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности;права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности. Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальныйущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению ПБ, в томчисле по выполнению требований ПБ.Профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение ихПоследствий. Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядкеорганов управления, подразделений и организаций, предназначенных дляорганизации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенныхна них аварийно-спасательных работ. Основные понятия - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержаний территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. Противопожарный режим Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:1) 3 лет 2) 1 года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора Основанием для проведения внеплановой проверки является:истечение срока исполнения организацией предписания об устранении нарушения;2) наличие решения ОГВ или ОМСУ об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;3) поступление в орган ГПН :сведений от организаций о вводе объекта защиты в эксплуатацию;обращений и заявлений граждан,наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Статей : 152 Глав: 34Раздел 1. Общие принципы обеспечения пожарной безопасностиРаздел 2. Требования пожарной безопасности (ТПБ) при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов Раздел 3. ТПБ при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и объектовРаздел 4. ТПБ к производственным объектамРаздел 5. ТПБ к пожарной техникеРаздел 6. ТПБ к продукции общего назначенияРаздел 7. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.Раздел 8. Заключительные положенияПриложения: 30 таблиц Основные понятия Понятий : 50Декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании») Пожарный риск Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей Допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий; Индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара. Социальный пожарный риск — степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты (по ФЗ № 123 от 22.07.2008 г) Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной с расчетом пожарного риска в СТУ имеются отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности с расчетом пожарного рискав полном объеме выполнены требования ПБ определенными ФЗ - 123, и пожарный риск не превышает допустимых значений без расчета пожарного рискав полном объеме выполнены требования ПБ определенными ФЗ - 123, и нормативными документами по ПБ с разработкой СТУна объектах для которых отсутствуют нормативные требования ПБ разрабатываются СТУ отражающие специфику обеспечения их ПБ без расчета пожарного риска в СТУ нет отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».от 07.04.2009 № 304  « Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»от 31.03.2009 № 272  «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе» СВОДЫ ПРАВИЛ, содержащие ТПБ СП 1.13130.2009. СПЗ. Эвакуационные пути и выходыСП 2.13130.2013. СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защитыСП 4.13130.2013. СПЗ. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениямСП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. ТПБ СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности …. СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. ТПБ НПА Санкт-Петербурга Законы Санкт-Петербурга: от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности Санкт-Петербурга». от 30.09.2011 № 565-108 «О добровольной пожарной охране Санкт-Петербурга».Постановления Правительства Санкт-Петербурга: от 01.08.2005 № 1139 «Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга». от 01.08.2005 № 1140 «О создании Санкт-Петербургских государственных учреждений противопожарной службы Санкт-Петербурга». от 19.06.2012 № 620 «О создании и деятельности добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге». от 05.19.2013 № 589 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге». Положение о Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 г. № 46 1.2. Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3. Полномочия Комитета3.27. Организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения.3.28. Организовывать подготовку и обучение населения в области гражданской обороны.3.29. Организовывать обучение населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности, привлекать его в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров.3.30. Осуществлять подготовку и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также пропаганду знаний в этой области. Положениео Санкт- Петербургской территориальной подсистеме РСЧСУтверждено Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 02.11.2006 № 1359 Санкт-Петербургская подсистема является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и предназначена для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга.Санкт-Петербургская подсистема объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законами Санкт-Петербурга от 28.09.2005 № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» и от 29.06.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге».Санкт-Петербургская подсистема состоит из районных звеньев.Санкт-Петербургская подсистема осуществляет свою деятельность на трех уровнях: городском, районном и объектовом. Городской уровень включает в себя отраслевой подуровень. ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Задачи и обязанности должностных лиц и работников организации по исполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение АСР.Основными элементами системы обеспечения ПБ :органы государственной власти;органы местного самоуправления;организации;граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения ПБ нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;разработка и осуществление мер ПБ; создание пожарной охраны и организация ее деятельности;содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению ПБ;реализация прав, обязанностей и ответственности в области ПБ;проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам ПБ;научно-техническое обеспечение ПБ; информационное обеспечение в области ПБ;осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению ПБ;производство пожарно-технической продукции;выполнение работ и оказание услуг в области ПБ;лицензирование деятельности в области ПБ и подтверждение соответствия продукции и услуг в области ПБ;тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;учет пожаров и их последствий;установление особого противопожарного режима;организация и осуществление профилактики пожаров. Пожарная охранаРоссии Государственнаяпротивопожарнаяслужба(ГПС) Муниципальнаяпожарнаяохрана Ведомственнаяпожарнаяохрана Частнаяпожарнаяохрана Добровольнаяпожарнаяохрана Пожарная охранаСанкт-Петербурга ФПС на территории Санкт-Петербурга ППС (ПСО)Санкт-Петербурга Ведомственнаяпожарнаяохрана Частнаяпожарнаяохрана Добровольнаяпожарная охранаСанкт-Петербурга Основные задачи пожарной охраны: В и д ы Организация и осуществление профилактики пожаров.Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Закон СПб от 18.07.2005 № 368-52 Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ Граждане имеют право на:защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны:соблюдать требования пожарной безопасности;иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ  Руководители организации имеют право:создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ  Руководители организации обязаны:соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения ПБ, осуществляемое через СМИ, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФи форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, ОМСУ, пожарная охрана и организации.Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством РФ по ПБ по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями ФОИВ власти и согласованными в порядке, установленном, уполномоченным на решение задач в области ПБ. Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ  Руководители организации обязаны:включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ  Руководители организации обязаны:предоставлять по требованию должностных лиц ГПН сведения и документы о состоянии ПБ на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;содействовать деятельности добровольных пожарных;обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований ПБ. Вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (ст. 5 ФЗ № 123-ФЗ) 1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения ПБ.2. Целью создания системы обеспечения ПБ объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.3. Система обеспечения ПБ объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.4. Система обеспечения ПБ объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Особенности пожарной безопасности культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей. VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения 106. Руководитель организации обеспечивает разработку плана эвакуации экспонатов и других ценностей из музея, картинной галереи, а также плана эвакуации животных из цирка и зоопарка в случае пожара.107. В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации.В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.108. Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия.ППр РФ № 390 VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения 109. Запрещается в пределах сценической коробки зрелищных учреждений размещать одновременно декорации и сценическое оборудование более чем для 2 спектаклей.Запрещается хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами.110. При оформлении постановок вокруг планшета сцены обеспечивается свободный круговой проход шириной не менее 1 метра.По окончании спектакля все декорации и бутафория разбираются и убираются со сцены в складские помещения.111. Запрещается применение открытого огня на сцене, в зрительном зале и подсобных помещениях (факелы, свечи, канделябры и др.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов.112. На планшет сцены наносится красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.ППр РФ № 390 VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения 113. По окончании спектакля (репетиции) необходимо опустить противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки).114. Руководитель организации обеспечивает проведение работ по утеплению клапанов дымовых люков на зимний период и проведение их проверок (не реже 1 раза в 10 дней) на работоспособность.ППр РФ № 390 VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения 114(1). Объекты, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия вместимостью не более 10 тыс. человек, для целей тушения фальшфейеров должны быть оснащены либо 10 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый) и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый).Объекты, на которых проводятся культурно-просветительные и зрелищные мероприятия вместимостью более 10 тыс. человек, для целей тушения фальшфейеров дополнительно к указанному оснащению должны быть оснащены либо 4 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 2 покрывалами для изоляции очага возгорания и 2 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый), либо 4 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый).ППр РФ № 390 ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (объекты с массовым пребыванием людей) 5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.7. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (объекты с массовым пребыванием людей) 25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.30. Руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обеспечивает:а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (объекты с массовым пребыванием людей) 31. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях IV и V степеней огнестойкости допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах, а при проведении указанных мероприятий для детей ясельного возраста и детей с нарушением зрения и слуха - только на 1-м этаже.В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (объекты с массовым пребыванием людей) 32. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы, а также открытый огонь и свечи (кроме культовых сооружений);б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.38. На объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек. Подразделения Государственной противопожарной службы Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это:- 220 000 человек- 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо;- 18 634 основных и специальных пожарных Автомобилей;49 пожарных катеров;5 высших учебных заведений: Академия ГПС, СПб Университет ГПС, Ивановский институт ГПС, Воронежский институт ГПС, Уральский институт ГПС.В Государственную противопожарную службу входят:- федеральная противопожарная служба;- противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Ст. 5 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны. С т р у к т у р а Г П С Г П С Федеральная противопожарная служба Противопожарная служба субъектов Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата ФОИВ (МЧС РФ) уполномоченный орган ( Ком. по ВЗПБ СПб) структурные подразделения территориальныхорганов ФОИВ (МЧС РФ), РЦ МЧС – 7; ГУ МЧС по субъектам РФ - 89 подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга (ГУ ПСО ППС СПб по районам) органы надзорной деятельности МЧС Росии учебные и производственно-технические подразделения (СПб УМЦ ГОЧС и ПБ; ГУ ТЦ ППС Санкт-Петербурга) пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения (ВНИИ ГОЧС; АГПС МЧС РФ) подразделения ФПС в организациях (объектовые) подразделения ППС Санкт-Петербургав организациях (за счет средств бюджета СПб) подразделения ФПС в закрытых административно-территориальных образованиях и в особо важных, режимных организациях (специальные и воинские подразделения) подразделения ФПС в населенных пунктах (территориальные подразделения) Основные задачи федеральной противопожарной службы ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ФЗ № 69-ФЗ собственники имущества;руководители ФОИВ;руководители ОМСУ;лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;должностные лица в пределах их компетенции.Ответственность за нарушение требований ПБ для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.Лица, иные граждане за нарушение требований ПБ, а также за иные правонарушения в области ПБ могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Ответственность должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯГражданский Кодекс Российской Федерации:Ст. 1064, 1068, 1069, 1079 ДИСЦИПЛИНАРНАЯТрудовой Кодекс Российской ФедерацииСт. 232-250 АДМИНИСТРАТИВНАЯКодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхСт. 20.4 УГОЛОВНАЯУголовный Кодекс Российской ФедерацииСт. 167, 168, 219+Ст. 105, 109, 111, 112, 115 Статья 39. Административная ответственность руководителей организаций ФЗ № 69-ФЗ  Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области ПБ устанавливаются законодательством РФ.Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Статья 16.1. Передача осуществления полномочий ФОИВ в области ПБ пожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов РФ ФЗ № 69-ФЗ Полномочия ФОИВ в области ПБ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти С РФ указами Президента РФ в порядке, установленном ФЗ от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности ФЗ № 195-ФЗ (КОАП) 1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 ; на должностных лиц - от 6 000 до 15 000; на ЮЛ - от 150 000 до 200 000.2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000; на ДЛ - от 15 000 до 30 000; на ЮЛ - от 400 000 до 500 000.3. Нарушение требований ПБ к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований ПБ об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000; на ДЛ - от 6 000 до 15 000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, - от 20 000 до 30 000; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000. Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности ФЗ № 195-ФЗ (КОАП) 4. Нарушение требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000; на ДЛ - от 15 000 до 20 000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ - от 30 000 до 40 000; на ЮЛ - от 150 000 до 200 000.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000; на ДЛ - от 20 до 30 000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на ЮЛ - от 200 000 до 400 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.6. Нарушение требований ПБ , повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000; на ДЛ - от 40 000 до 50 000; на ЮЛ – от 350 000 до 400 000. Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности ФЗ № 195-ФЗ (КОАП) 6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -влечет наложение административного штрафа на ЮЛ в размере от 600 000 до 1 000 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -влечет наложение административного штрафа на ДЛ в размере от 15 000 до 20 000; на ЮЛ - от 90 000 до 100 000.8. Нарушение требований ПБ об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на ДЛ - от 7 000 до 10 000; на ЮЛ - от ста 20 000 до 150 000. Уголовная ответственность за преступления в области ПБ Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества (40 т.р.)Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (120 т.р.)Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности (80 т.р.) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» Уголовная ответственность за преступления в области ПБ Если при уничтожении или повреждении чужого имущества путем поджога или иным общеопасным способом виновный предвидел и желал либо не желал, но сознательно допускал наступление таких последствий своего деяния, как смерть человека либо причинение вреда здоровью потерпевшего, содеянное представляет собой совокупность преступлений, предусмотренных частью второй статьи 167 УК РФ и, в зависимости от умысла и наступивших последствий, - пунктом "е" части второй статьи 105 или пунктом "в" части второй статьи 111 либо статьями 112, 115 УК РФ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!