Урок на тему:Глобальная продовольственная проблема.


«Глобальная продовольственная проблема», география 11 класс.
Цель урока: изучить особенности глобальной продовольственной проблемы.
Задачи урока:
Образовательная: формирование понятия о глобальной продовольственной проблеме человечества, её сущности, причине возникновения и путях решения.
Развивающая: развитие умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.
Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные термины: продовольствие, калорийность питания, продовольственная безопасность .Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2012.
Ход урока:
I. Мотивационно-целевой блок.
Сегодня мы с вами продолжим изучать глобальные проблемы человечества. Но с начала нам необходимо кое-что вспомнить.
- Глобальные проблемы – это какие? (от какого слова? глобус-шар т.е. глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество).
- Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.
- Какие глобальные проблемы существуют? (экологическая, сохранения мира, терроризма, демографическая)
Но это не все глобальные проблемы
II. Изучение нового материала:
( Слайд №1)
- Какую глобальную проблему, на ваш взгляд, иллюстрирует этот слайд? (Проблему голода? А с нехваткой чего эта проблема связана – с нехваткой пищи, продовольствия) ( Слайд №2)
Тема сегодняшнего урока «Глобальная продовольственная проблема» (Запись в тетради)
( Слайд №3)
-Чтобы раскрыть эту тему, давайте поставим следующие цели урока:
1. Раскрыть сущность глобальной продовольственной проблемы.
2. Определить причины ее возникновения.
3.Выявить пути решения проблемы.
- Сначала мы определимся, что же такое продовольствие? Пожалуйста, Ваши варианты ответа?
Продовольствие – это съестные припасы, продукты питания, пища.(я обобщаю)
-Почему проблема продовольствия так важна для человечества? (это основная жизненная потребность человека)
Рассказ учителя
Человек каждый день испытывает потребность в еде. Обеспечение пищей – это основная жизненная потребность человека связана с его трудоспособностью и здоровьем. Проблема продовольствия существует с момента появления человека, поэтому её можно по праву считать самой древней глобальной проблемой.
Во все времена существования человека основным жизненным вопросом считался вопрос обеспечения продовольствием. Эта актуальность сохраняется и на сегодняшний день, так как основной семейные расходы ложатся на продовольствие.
Дефицит продовольствия обычно воспринимается как бедствие, а его отсутствие – как катастрофа. Избыток, недостаток, отсутствие продовольствия приводят к различным формам проявления продовольственного кризиса: недоедание, неполноценному питание, голоду, болезни связанные с нехваткой, неполноценным питанием и его избытком.
(Слайд №4)
По оценкам ФАО Всемирной сельскохозяйственной организации в рамках ООН, численность хронически недоедающих людей в мире остается недопустимо высокой, она выросла с 850 млн. человек в 1990 г. до 1 млрд. к 2011 г. , в прошлом году произошло некоторое снижение голодающих. В результате почти 1 млрд. чел. голодает или недоедает, в первую очередь в Южной Азии и Африке, а от голода ежегодно умирают 13—18 млн. чел., т. е. 20 чел. в минуту.
Проблема недоедания и голода завит от качества питания, которое определяется двумя главными показателями: энергетической насыщенностью и комплексностью необходимых ингредиентов (белков, жиров, витаминов, минеральных веществ). Энергетическая насыщенность пищи определяется энергией (кал), аккумулированной в пищевых продуктах: белках, жирах, углеводах.
(Слайд №5)
Недоеданием считается суточное потребление калорий в размере 1800 ккал, а голодом – 1000 и менее. Средняя норма питания для одного человека должна составлять 2800 ккал/сутки, хотя многие специалисты считают эту норму заниженной и поднимают планку 3000 ккал. Этот показатель может немного варьироваться в зависимости от пола, возраста, вида труда, природно-климатических условий и других факторов.
-Давайте с вами выясним: Какие основные причины существуют в глобальной продовольственной проблеме? Для этого запишите в тетради заголовок:
«Основные причины глобальной продовольственной проблемы» (Я- Запись на доске, ученик- в тетради)
(Работа с картосхемой на проекторе)
(Слайд №6)
-И обратите внимание на проектор, рассмотрите картосхему на экране проектора и ответьте на вопрос:
«В каких регионах наиболее остро стоит проблема голода и нехватки продовольствия?» (т.е. калорийность питания составляет ниже нормы 2800)
(страны тропической Африки, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна – Конго, ЦАР, Гаити, Венесуэла, Лаос, Камбоджа)
(Слайд №7)
- Какие эти страны в экономическом развитии? ( бедные, развивающиеся страны) ---
1. Низкий уровень экономического развития ряда стран (Запись в тетради)
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах? (джунгли, сухая савана, деградация и опустынивание земель)
(Слайд №8)
2.Нехватка земель пригодных для ведения сельского хозяйства (Запись в тетради)
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах? (связанных с населением)
(Слайд №9)
3.Быстрый рост населения
-Какие по вашему мнению могут быть еще причины нехватки продуктов в этих странах связанных с природно-климатическими факторами?
Например-Это засуха в России в 2010 году, мороз в США в 2012, наводнение в Пакистане 2013, неурожай вследствие засухи в Китае 2014, землетрясение в Непале 2015.
(Слайд №10)
4. Природные катаклизмы
5.Миграция сельского населения в города (сам)
-Каковы последствия недоедания и голода для здоровья человека? (болезни, смерть)
Более подробно о последствиях недоедания и неполноценного питания расскажет нам Безгрешный Александр.
(Слайд №11)
Выступление ученика
Одной из форм продовольственной проблемы в ряде стран является избыточное питание
Работа с учебником
-Посмотрите рис.272. стр. 355 и ответьте на вопрос:
- В каких регионах и странах калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму (более 3200 ккал)? (Западная Европа , Сев.Америка)
- Какие эти страны в экономическом развитии? (развитые)
(Слайд №12)
В этих странах доходы населения высокие, поэтому рацион питания гораздо богаче, калорийность питания выше, поэтому питание становится избыточным. Могучим орудием такого развития стало так называемое быстрое питание. Его производством и сбытом на всей планете заняты рестораны и кафе транснациональных монополий типа "Макдональдс", "Кентукки чикенс", "NYC Пицца ".
Болезни от изобилия начинают брать верх над болезнями от недоедания, например, возрастает число сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, что в значительной степени вызвано ростом потребления животных жиров, особенно это характерно для развитых стан.
(Слайд №13)
Работа с текстом (с. 354-356) 4 абзаца
Прочитайте. Вопрос: -Каковы пути решения глобальной продовольственной проблемы.
резко снизить темпы роста населения
резко увеличить объем производства продовольствия
увеличить объем производства продовольствия при сохранении высоких темпов роста населения
увеличить объем производства продовольствия при снижении темпов роста населения
(Слайд №14)
- Как вы считаете какой путь является оптимальным на сегодняшний момент?

(Слайд №15)II. Рефлексия.
В чем заключается глобальная продовольственная проблема?
Каковы последствия недоедания и голода для здоровья человека?
Можно ли сказать, что глобальная проблема продовольствия актуальна лишь для стран с низким уровнем развития?
Каковы причины глобальной продовольственной проблемы?
III. Подведение итогов.
(Слайд №16)Домашнее задание: Изучить §60. ответить на вопросы №2-5 с.357.