Конспект урока по теме:Глобальные проблемы человечества


Урок по теме " Экологические проблемы современности".
План урока:
1. Понятие о глобальных проблемах.
2. Классификация глобальных проблем.
3. Основные особенности глобальных проблем.
4. Пути решения.
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой блок.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами.
Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.
Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе.
Сообщение ученицы и оформление на доске схемы,учащиеся записывают ее в тетрадь.
Текст сообщения:
Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает В.П. Максаковский.
1. «Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
2. Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
3. Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
4. Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).
2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения проблемы.
3. Класс делится на 6 групп,в каждой группе 1 ученик подготовил презентацию с небольшим рассказом,остальные учащиеся называют проблему и потом отвечают на вопросы докладчика.При этом весь класс заполняет таблицу ( она у каждого на столе)
Таблица:
Глобальная проблема Доказательства существования проблемы Пути решения
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Накопление средств массового уничтожения в мире. Разоружение.
Контроль за разоружением.
Мирные договоры.
2. Экологическая проблема,озоновый слой
Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. Рост числа ООПТ.
Очистные сооружения.
Создание безотходных технологий.
Рациональное размещение «грязных производств».
3. Демографическая проблема.
Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. Активная демографическая политика.
Повышение экономического уровня развития стран.
Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
4.Продовольствен-ная проблема.
Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. Интенсивный путь развития сельского хозяйства.
5. Энергетическая и сырьевая проблема.
Рост спроса на сырье.
Истощение природных ресурсов мира. Использование достижений НТР.
Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.
Использование альтернативных источников получения энергии.
Политика ресурсосбережения.
6. Парниковый эффект,проблема оледенения. Изменение климата Очистные сооружения
Создание безотходных технологий
Итак. Ребята , вы догадались . какой теме посвящен наш урок?
Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема?
«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»
Библия. Бытие.гл7№2
Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).
Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете,  почему?
Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны.   Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети.  Последствия этой бомбардировки ощущаются  и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.
Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и  уже много знаете по теме данного урока.
Итак первая глобальная проблема мира –проблема мира и разоружения
Выступление 1 группы. Обсуждение.
Демографическая проблема
Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:
Много нас – людей – на белом свете.
Маются серьёзные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст
Города вступают как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
Учёный бомбу хвалит.
Много нас!
Эсминец рвёт волну.
Много!..
Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.
Что значит много нас? Сформулируйте проблему.
Выступление 2 группы . Обсуждение.
Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений?  Как вы думаете?
 Проблема энергетическая и сырьевая
Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.
Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание.
Выступление 3 группы
Продовольственная проблема
Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал?  А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице?  Голод – явление не новое. Лишь в Китае  в ХIХ  веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек.   За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема?
Выступление 4группы
Экологическая проблема
Выступление 5,6 группы
Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему.  Мне хотелось бы привести одну известную притчу:      «Две лягушки попали в горшок со  сливками.  Одна сказала:  это  конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась...  сбила  под собой комок масла и выбралась из горшка».      Как бы хотелось видеть судьбу  человечества  в  образе  не  первой,  а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством,  так как каждая проблема касается каждого из нас.
Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У  человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы,  найти  средства,  найти разум, чтобы поладить с природой и  разрешить  социальные  конфликты.  Иначе придется возвращаться  к  некоему  подобию  каменного  века,  мрачной  эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
- Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
- Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?
- Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
Домашнее задание: Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?