Гуманистическое воспитание на уроках русского языка и литературы


СТАТЬЯ
«Гуманистическое воспитание на уроках русского языка и литературы».
Высшая забота учителя, по мнению великого педагога Ш.А. Амонашвили, - это «очеловечивание» среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса .
Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого ребёнка на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Самореализация, самовыражение, самоутверждение - вот основные условия для создания гуманистической воспитательной среды в образовании, от решения которых во многом зависит будущее России. Мне, как учителю гуманитарного цикла, близки и понятны эти условия. Я принимаю их и реализую в своей педагогической практике.
Урок для меня не только форма организации учебной деятельности, но и ведущая форма жизни детей, поэтому на своих уроках стараюсь создать такие условия для обучения, чтобы дети сохранили живой интерес к самим себе, к миру, к окружающим их людям. Для этого я использую разные формы, методы и приёмы.
Так выразить своё собственное мнение помогает обсуждение проблемных ситуаций, которые могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
При изучении лирики А. А. Фета в 9 классе на этапе объяснения обучающимся предлагаю следующий вопрос:
 - Можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов об особенности поэзии Фета, согласиться с утверждением, что стихотворение „Шепот, робкое дыхание...“ является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?    На этапе закрепления:
- Вы познакомились с поэзией двух крупнейших поэтов России XIX века —  Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что по-вашему, объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы.
Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Работа с эпиграфом ».
Я предлагаю обучающимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с новой, пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания - тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного». Сначала мы беседуем о важных качествах души человека, а затем дети замечают, что в этом предложении встречаются глаголы на – тся и – ться.
Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ребёнок вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений. И задача учителя - создать условия для такого самоанализа.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Например, проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Для этого я применяю карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу А.П. Чехова “Анна на шее” предлагаю начать с прослушивания русской народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой учителя и обучающихся.
А рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного в конце урока. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно… и т.д.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
В создании гуманистической воспитательной среды, важную роль играет и содержание урока.
Так правильно подобранный дидактический материал на уроках русского языка позволяет воздействовать на чувства детей . В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу в пример фрагмент урока «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.
Сказка «Маленький принц» объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Задаю главный вопрос:
- Разве сердце может быть зрячим?
При ответе повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.
А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (Это предложение записываю на доске).
Сначала мы пробуем понять смысл этих слов. Затем работаем с предложением: находим в нём местоимения, определяем их разряд и выясняем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора.
В ходе дальнейшей беседы приходим к выводу, что для настоящей дружбы нужны терпение и терпимость. Подбираем синонимы к этим словам, определяем по словарю значение каждого из них.
(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, , внимание, заботливость, сочувствие.)
- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
На уроках развития речи в 9 классе мы часто пишем изложения с элементами сочинения.
На одном из таких уроков по тексту Даниила Гранина ребята писали сочинение " О милосердии". Юля Скорова рассуждала так: " Милосердие- самое важное качество человека. Я считаю, что оно должно быть заложено в каждом человеке с детства. Ведь помогая друг другу, люди становятся добрее, светлее, счастливее."В 7 классе на уроке литературы детям предлагается письменно ответить на вопрос « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Вот отрывок из сочинения Вовы Носенко:" У каждого человека в жизни бывают случаи, когда он нуждается в поддержке других людей. Чаще всего нам помогают наши близкие, друзья, но иногда люди бывают жестокими. Они унижают слабых, грубят старшим. Неумение сострадать и сочувствовать может привести к трагедии."Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством творческих работ дети делятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Воспитание успешной личности – моя цель, воспитание успешной личности средствами литературы и русского языка – моё призвание.
Так на уроках литературы я призываю детей не только думать над прочитанным, но и сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей жизнью, стараться поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами.
В качестве примера приведу урок литературы в 7 классе по теме “Я нужен людям” (по рассказу А. Платонова “Юшка”). Рассказ читаю сама. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращаю. Задаю вопрос:
- Нравится ли вам главный герой? (Нет)
Картина получается безрадостная.
Но знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.
С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ребята внимательно слушают текст, потом мы беседуем о духовной красоте человека.
Совсем недавно в 8 классе мы изучали рассказ Л.Н.Толстого «После бала, который условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. На уроке при анализе образа полковника во второй части ребята вступили в дискуссию. Вова Бугай утверждал, что в этом эпизоде главный герой показан хорошим военным, добросовестно исполняющим свой долг. А Данила Шахов говорил,что это жестоко избивать человека.
Конечно, я постаралась подвести ребят к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия.
Я приветствую самостоятельность суждений обучающихся, не навязываю сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.
Я являюсь классным руководителем 9 а класса.
Одной из задач моей деятельности является воспитание гуманной личности, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром. В своей работе использую такие формы: беседа, диагностика, устный журнал, экскурсия, нравственные уроки, викторина.
Так Дню пожилого человека был посвящен классный час " Старших надо уважать",на котором мы говорили об уважении к старшим.
Классные часы, посвященные событиям ВОв, не только воспитывают гражданственность и патриотизм, но и чувство сострадания, сопереживания.
В декабре мы посетили музей Георгия Васильевича Свиридова в г. Фатеже. В ходе экскурсии ребята не только соприкоснулись с миром музыки, но и много услышали от сотрудников музея о доброте, душевности нашего знаменитого земляка.
Создаю условия для реализации творческих способностей детей: дети рисуют рисунки к праздникам , изготовляют поделки для различных выставок.
На уроке Доброты "Твори добро, не видя в том заслуги" мы говорили о Д.С. Лихачеве. Целью этого урока было не только знакомство с книгой "Письма о добром" и взглядами этого выдающегося человека 20 века, но и воспитание доброты, милосердия, сострадания.
На таких мероприятиях ребята раскрывают в себе лучшие качества и понимают, что можно и нужно быть честнее, добрее и милосерднее.
По итогам диагностики ценностных отношений обучающихся 9 а класса к миру, к людям, к себе у всех сформировано ценностное отношение к семье и ее традициям, чувство гражданственности и патриотизма, любознательность, трудолюбие, неприятие насилия, т.е. сформировано ценностное отношение к миру.
Для учителя важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
Ещё Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».