Рабочая программа по предмету ИЗО деятельность в подготовительном классе VIII вида коррекционной школы


Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 1 »
Рассмотрено
на заседании научно-методического совета школы-интерната
Протокол №____
от «____»_________20__г.
Согласовано
Зам. директора по учебной работе
______________________
«_____»____________20___г.
Утверждаю
Директор школы-интерната № 1
______________________
«_____»____________20___г.
Рабочая программа
по курсу Изобразительная деятельность
Подготовительный класс (VIII вид)
учитель
Герасимова Татьяна Сергеевна
2015-2016 учебный год
Тверь
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изобразительная деятельность» для подготовительного класса соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) и составлена на основе Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Место курса в базисном учебном плане: Количество часов в неделю по учебному плану - 3 часа. Общее количество часов в год – 99 часов.
Материально-техническое оснащение учебного предмета:
«Изобразительная деятельность» предусматривает:
-наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: планшеты, музыкальный центр, компьютер, стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся;-расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, цветная мелованная, цветной картон, ватман.), карандаши (простые, цветные), мелки (маслянные, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, кинетический песок) и дрПрограмма включает в себя следующие разделы:
Лепка
Рисование
Аппликация
Планируемые результаты:
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)
в процессе изобразительной деятельности.
-Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
-Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны уметь:
-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
-выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
-уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
Учащиеся должны знать:
-названия всех изображаемых предметов;
- как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
Учебно-тематический план
№ Темы раздела Четверти Итого:
1 2 3 4 Лепка 9 7 10 7 33ч.
Рисование 10 10 14 10 44ч.
Аппликация 7 5 5 5 22ч.
Итого: 26 22 29 22 99ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин,
Узнавание (различение) пластичных материалов: тесто
Узнавание (различение) пластичных материалов: кинетический песок
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для водыАппликация из цветной бумаги: летние деревья
Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.
Аппликация из цветной бумаги: гриб
Разминаем пластилин, колбаски
Аппликация осенние листья
Тесто : отщипываем кусочки, колбаски, учимся катать шар
Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду
Рисование по подражанию действиям учителя: осень акварель
Рисунок «я и моя семья» фломастер
Лепка пластилин овощи: огурец
Аппликация из цветной бумаги: ромашка
Лепка пластилин овощи: свёкла
Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель :виноград
Лепка пластилин овощи: репа
Аппликация из цветной бумаги: осеннее дерево
Лепка пластилин овощи: помидор
Аппликация из цветной бумаги: ежик
Узор платья куклы акварель
Раскрашиваем шаблон яблока
Аппликация из сухих листьев рыбка:
: Разукрашивание сосновых шишек гуашью
Рисование по подражанию действиям учителя: плоды осени яблоко
Лепка из теста геометрические фигуры: шар
Лепка из теста геометрические фигуры: пирамидка
Лепка из теста геометрические фигуры: куб
: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель:грушаРисование карандашами дом большой и маленький
Работа с природным материалом разукрашивание листа клена
Работа с природным материалом разукрашивание листа клена и отпечатки листа на бумаге
Аппликация из цветной бумаги: букет для мамы
Разукрашивание еловых шишек гуашью
Рисование по трафарету осенние листья фломастер
Рисование по трафарету животные фломастер
Аппликация из цветной бумаги и ваты : Пришла зима
Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски) акварель
Аппликация из цветной бумаги: снегири
Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель:сливаЛепка из пластилина с добавлением макарон улитка
Рисование : шаблон укрась елку к новому году
Аппликация: сминание бумаги
Лепка пластилин овощи: баклажан
Лепка пластилин овощи: морковь
Аппликация: разрывание бумаги
Лепка: отрезание рабочего материала стекой
Рисование Рисование по подражанию действиям учителя: живая и неживая природа
Аппликация: разрывание бумаги заданной формы и размера
Лепка: получение формы путем выдавливания формочкой
Рисование: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель: хурма
Лепка: скручивание колбаски в жгутик
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка гриб
Лепка: изготовление блинчика с помощью формы
Аппликация: сгибание листа бумаги пополам
Лепка: проделывание отверстия в шаре
Рисование: Рисование пластилином листик
Лепка:защипывание краев детали. Простое
Аппликация: намазывание всей (части) поверхности клеем.
Лепка: переплетение 2х, 3х колбасок
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка цветок
Лепка: проделывание отверстия в блинчике
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка лист
Лепка:защипывание краев детали фигурное
Рисование : заполнение контура точками (маслянные карандаши)
Аппликация: Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Рисование: дополнение готового орнамента растительными деталями
Рисование: рисование растительного орнамента по образцу на доске
Рисование: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель: вишня
Рисование: предмета с натуры мяч
Рисование: Рисование приближенного и удаленного объекта ( дети один близко, вотрой далеко)
Рисование: сюжетного рисунка по шаблону
Рисование: сюжетного рисунка по образцу
Лепка: проделывание отверстия заданной формы
Аппликация: сминание листа бумаги
Рисование: дополнение готового орнамента геометрическими деталями
Лепка: сгибание колбаски в кольцо
Аппликация: Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Аппликация: намазывание детали клеем и последующее расположение ее на листе
Лепка: лепка предмета из двух частей грибок
Рисование: Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Зима
Лепка: предмета из нескольких частей колобок
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. весна
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Лето
Лепка: выполнение тиснения карандашом, пальцем
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. осень
Лепка: выполнение тиснения природным материалом (шишки, орехи, желуди, листья)
Рисование: сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) тема первомайАппликация: сгибание листа бумаги вчетверо, по диагонали
Лепка: нанесение декоративного материала на изделие
Рисование Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) весна
Аппликация: вырезание по контуру
Лепка: Дополнение изделия мелкими деталями.
Рисование Весенние цветы
Аппликация: Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование поляна в технике «по сырому»
Лепка: Лепка нескольких предметов,объединённых сюжетом.
Рисование: моя школа
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока сроки
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, 02.09.15
Узнавание (различение) пластичных материалов: тесто 03.09.15
Узнавание (различение) пластичных материалов: кинетический песок 07.09.15
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды09.09.15
Аппликация из цветной бумаги: летние деревья 10.09.15
Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. 14.09.15
Аппликация из цветной бумаги: гриб 16.09.15
Разминаем пластилин, колбаски 17.09.15
Аппликация осенние листья 21.09.15
Тесто : отщипываем кусочки, колбаски, учимся катать шар 23.09.15
Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду 24.09.15
Рисование по подражанию дестйвиям учителя: осень акварель 28.09.15
Рисунок «я и моя семья» фломастер 30.09.15
Лепка пластилин овощи: огурец 01.10.15
Аппликация из цветной бумаги: ромашка 05.10.15
Лепка пластилин овощи: свёкла 07.10.15
Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель :виноград 08.10.15
Лепка пластилин овощи: репа 12.10.15
Аппликация из цветной бумаги: осеннее дерево 14.10.15
Лепка пластилин овощи: помидор 15.10.15
Аппликация из цветной бумаги: ежик 19.10.15
Узор платья куклы акварель 21.10.15
Раскрашиваем шаблон яблока 22.10.15
Аппликация из сухих листьев рыбка: 26.10.15
: Разукрашивание сосновых шишек гуашью 28.10.15
Рисование по подражанию действиям учителя: плоды осени яблоко 29.10.15
Лепка из теста геометрические фигуры: шар 09.11.15
Лепка из теста геометрические фигуры: пирамидка 11.11.15
Лепка из теста геометрические фигуры: куб 12.11.15
: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель:груша16.11.15
Рисование карандашами дом большой и маленький 18.11.15
Работа с природным материалом разукрашивание листа клена 19.11.15
Работа с природным материалом разукрашивание листа клена и отпечатки листа на бумаге 23.11.15
Аппликация из цветной бумаги: букет для мамы 25.11.15
Разукрашивание еловых шишек гуашью 26.11.15
Рисование по трафарету осенние листья фломастер 30.11.15
Рисование по трафарету животные фломастер 02.12.15
Аппликация из цветной бумаги и ваты : Пришла зима 03.12.15
Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски) акварель 07.12.15
Аппликация из цветной бумаги: снегири 09.12.15
Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель:слива10.12.15
Лепка из пластилина с добавлением макарон улитка 14.12.15
Рисование : шаблон укрась елку к новому году 16.12.15
Аппликация: сминание бумаги 17.12.15
Лепка пластилин овощи: баклажан 21.12.15
Лепка пластилин овощи: морковь 23.12.15
Аппликация: разрывание бумаги 24.12.15
Лепка: отрезание рабочего материала стекой 28.12.15
Рисование Рисование по подражанию действиям учителя: живая и неживая природа 11.01.16
Аппликация: разрывание бумаги заданной формы и размера 13.01.16
Лепка: получение формы путем выдавливания формочкой 14.01.16
Рисование: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель: хурма 18.01.16
Лепка: скручивание колбаски в жгутик 20.01.16
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка гриб 21.01.16
Лепка: изготовление блинчика с помощью формы 25.01.16
Аппликация: сгибание листа бумаги пополам 27.01.16
Лепка: проделывание отверстия в шаре 28.01.16
Рисование: Рисование пластилином листик 01.02.16
Лепка:защипывание краев детали. Простое 03.02.16
Аппликация: намазывание всей (части) поверхности клеем. 04.02.16
Лепка: переплетение 2х, 3х колбасок 08.02.16
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка цветок 09.02.16
Лепка: проделывание отверстия в блинчике 10.02.16
Рисование: дорисовывание симметричных частей рисунка лист 11.02.16
Лепка:защипывание краев детали фигурное 15.02.16
Рисование : заполнение контура точками (маслянные карандаши) 17.02.16
Аппликация: Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. 18.02.16
Рисование: дополнение готового орнамента растительными деталями 29.02.16
Рисование: рисование растительного орнамента по образцу на доске 02.03.16
Рисование: Раскрашиваем шаблон и делаем фон акварель: вишня 03.03.16
Рисование: предмета с натуры мяч 09.03.16
Рисование: Рисование приближенного и удаленного объекта ( дети один близко, вотрой далеко) 10.03.16
Рисование: сюжетного рисунка по шаблону 14.03.16
Рисование: сюжетного рисунка по образцу 16.03.16
Лепка: проделывание отверстия заданной формы 17.03.16
Аппликация: сминание листа бумаги 21.03.16
Рисование: дополнение готового орнамента геометрическими деталями 23.03.16
Лепка:сгибание колбаски в кольцо 24.03.16
Аппликация: Намазывание всей (части) поверхности клеем. 04.04.16
Аппликация: намазывание детали клеем и последующее расположение ее на листе 06.04.16
Лепка: лепка прпедмата из двух частей грибок 07.04.16
Рисование: Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Зима 11.04.16
Лепка:пердмета из нескольких частей колобок 13.04.16
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. весна 14.04.16
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Лето 18.04.16
Лепка: выполнение тиснения карандашом, пальцем 20.04.16
Рисование Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. осень 21.04.16
Лепка: выполнение тиснения природным материалом (шишки, орехи, желуди, листья) 25.04.16
Рисование Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) тема первомай27.04.16
Аппликация: сгибание листа бумаги вчетвероЭ, по диагонали 28.04.16
Лепка: нанесение декоративного материала на изделие 04.05.16
Рисование Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) весна 05.05.16
Аппликация: вырезание по контуру 11.05.16
Лепка: Дополнение изделия мелкими деталями. 12.05.16
Рисование Весенние цветы 16.05.16
Аппликация: Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. 18.05.16
Рисование поляна в технике «по сырому» 19.05.16
Лепка: Лепка нескольких предметов,объединённых сюжетом. 23.05.16
Рисование: моя школа 25.05.16