Интегративный подход в развитии детской одарённости в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОСy


Интегративный подход в развитии детской одарённости в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Согласно Концепции модернизации образования в РФ одним из путей повышения социально-экономического общества является рост интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Иными словами, речь идёт о развитии детской одарённости.
В нашей образовательной организации - лицее мы определились с направлениями одарённости по видам деятельности: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.
Труд коллег – единомышленников, реализация проекта «Развитие детской одарённости как фактор успешности формирования творческой личности» в начальной школе, расширение возможностей в условиях ФГОС даёт возможность говорить уже об интегративном подходе в развитии детской одарённости.
В чём проявляется интеграция? Работа с одарёнными детьми на уроках включает: использование современных образовательных технологий и методов - технологию развивающего и проблемного обучения; технологию критического мышления; информационно - коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; технологию дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку; деятельностный метод; проектно - исследовательскую деятельность учащихся. Активно работают на уроке «консультанты» (мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе). Обучающимся  предлагаются  индивидуальные домашние задания повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
147955-73660В лицее активно работает развивающий центр «Эврика», который нацелен на предоставление возможности для развития одарённости по разным видам деятельности. Непрерывность осуществляется и в летний период. Педагогическая площадка «Мой успех» - реализация авторских программ внеурочной деятельности по всем направлениям.
42722804445Основные модули духовно-нравственного развития продолжают основную идею развития детской одарённости, они все перекликаются и с уроками, и с внеурочной деятельностью, дополняются, расширяются.
Первый этап этой работы – внутренний мониторинг, первичная диагностика, наблюдение, выявление способностей первоклассников и определение их интеллектуального уровня. Второй этап – погружение, создание условий, включение во внеурочную деятельность, где их сопровождает не только учитель, но и тьютор на протяжении четырёх лет обучения.
В 1 классе - Урок Успеха. На уроке создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка: возможность выбора выполнения заданий по степени трудности, соревновательный характер, благоприятная атмосфера для творческого проявления своих возможностей, наглядность итогов.
Во 2-х классах проводятся кроссы: лингвистический, математический, естественно-научный.
Задачи кросса: вовлечь в работу каждого ученика, а не отдельных детей, пробудить интерес к состязательности в знаниях как способу проявления инициативы и проверки своих интеллектуальных способностей и сил, расширять и углублять знания учащихся по основным школьным предметам, развивать устойчивую мотивацию и выявить наиболее способных детей. В ходе активного учебно-познавательного процесса соревновательного и творческого характера дети наглядно видят своё продвижение в знаниях по тому или иному предмету или в творческой деятельности.
В 3-х классах предметные недели помогают учителю активизировать познавательную среду, увидеть панораму учебных возможностей младших школьников, вовлечь родителей в учебно-познавательную деятельность, создать атмосферу поиска и творчества. Каждый стремится показать, на что он способен. Результатом работы являются: стенгазеты по основным предметам начальной школы, сочинения, творческие задания, игры.
В 4-х классах основной упор на олимпиады, НОУ разного уровня. Итоговое заключительное мероприятие Программы в 4 классе - Фестиваль знаний и творчества - это побуждение к саморазвитию, самовоспитанию, выявлению и развитию всех сущностных сил ребёнка, его собственной неповторимости, это проверка уровня мышления, памяти, внимания, навыков общения с товарищами, взрослыми, умение работать с литературой, обобщать свой жизненный опыт. Фестиваль позволяет увлечь творчеством каждого участника, пробудить желание заявить о себе, вселить уверенность в то, что простор поиска и открытий велик.
На Фестивале показателем успешной деятельности класса является активное участие в выставке поделок и рисунков, творческом концерте, интеллектуальных играх: командная - «Интеллектуальная эстафета», игра для капитанов - «Умники и умницы», «Своя игра», «Звёздный час», эстафеты, лабиринты и др.
Третий этап – экспертное оценивание, в котором участвуют психолог, обучающийся, учитель, родитель.
Наша задача - так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.