Урок Типы химических реакций на примере свойств воды

УРОК
«ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СВОЙСТВ ВОДЫ»

Цели: - ознакомить учащихся со свойствами воды, закрепить знания о типах химических
реакций, строении молекул, ковалентной связи;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать и делать выводы;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, самостоятельность.
Тип урока: закрепление знаний
Вид урока: урок с элементами исследовательской деятельности
Оборудование: магнитная доска, телевизор с видеомагнитофоном, графопроектор, чашка
Петри, консервная банка, спички.
Реактивы: вода, металлический натрий, раствор фенолфталеина, карбид кальция, снег.
Предварительная подготовка: за неделю всем учащимся дается задание – подобрать стихотворения, пословицы, загадки и интересные факты о воде. Инструкционные карточки для учащихся (прилагаются).

ПЛАН УРОКА:

1. Возбуждение интереса учащихся к изучению свойств воды.
2. Постановка цели урока.
3. Актуализация опорных знаний о строении, виде связи в молекуле воды, методах очистки и физических свойствах воды.
4. Разминка: стихотворения, загадки, пословицы о воде.
5. Изучение химических свойств воды, повторение типов химических реакций:
а) реакции разложения – демонстрация видеофрагмента «Электролиз воды»;
б) реакции соединения – демонстрация видеофрагмента «Взаимодействие оксидов с
водой»;
в) реакции замещения – демонстрация взаимодействия воды с металлическим натрием с
помощью графопроектора;
г) реакции обмена – гидролиз, демонстрация взаимодействия карбида кальция с водой.
6. Закрепление знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.













Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.
1. Возбуждение интереса учащихся к изучению свойств воды: Мы заканчиваем изучение большой темы «Изменения, происходящие с веществами», многое мы уже узнали и сегодня мы повторим эту тему, но на примере конкретного вещества, о котором
английский экономист А. Смит сказал: «Как это получается, что она (вода), столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко». Вот одна из загадок об этом веществе:
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком. Что это за вещество? (Вода)
2. Постановка цели урока. На этом уроке мы познакомимся с химическими свойствами воды, узнаем, в каких реакциях участвует вода, повторим типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции, по тепловому эффекту.
3. Актуализация опорных знаний о строении, виде связи в молекуле воды, методах очистки и физических свойствах воды. Что мы уже знаем о воде?
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какое это вещество? (сложное)
- Из каких химических элементов оно состоит? (из водорода и кислорода)
- Кто открыл состав воды? (Лавуазье, краткое сообщение учащегося)
- Формула воды? (написать на доске и смоделировать на магнитной доске)
- Какая связь между атомами в молекуле воды? (ковалентная полярная)
- Какие физические свойства воды? (агрегатное состояние, цвет, t0 кипения и замерзания)
В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Если вода исчезала, то целые племена или даже народы переселялись. Крупнейшие водоемы на нашей планете издавна привлекали человека, умевшего ценить и беречь воду. Несмотря на то, что вода занимает ѕ поверхности Земли, пригодной для питья воды не так уж и достаточно.
- Какие методы очистки воды вы знаете? (фильтрование, дистилляция, кипячение)
- Какие интересные факты из области других наук вы знаете? (краткие сообщения)
4. Разминка: стихотворения, загадки, пословицы о воде.
В дополнение можно предложить следующие загадки:
1) Что видно, когда ничего не видно? (туман)
2) На дворе переполох –
Неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина –
У нее теперь ангина. (град)
3) Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)
4) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
5) Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней)
6) Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)


5. Изучение химических свойств воды, повторение типов химических реакций:
а) Просмотр видеофрагмента «Электролиз воды», запись уравнения реакции с указанием
условия проведения реакции, ее признаков и типа.
б) Просмотр видеофрагмента «Взаимодействие оксидов с водой», запись уравнения реакции с
указанием ее признаков и типа. Выполнение заданий в инструкционной карточке.
в) Демонстрация взаимодействия воды с металлическим натрием с помощью
графопроектора; запись уравнения реакции с указанием ее признаков и типа.
Выполнение заданий в инструкционной карточке.
г) Демонстрация взаимодействия карбида кальция с водой, введение понятия «гидролиз»,
запись уравнения реакции с указанием ее признаков и типа.
6. Закрепление знаний: выполнение познавательных заданий.
1) Определить вещество Х: Р Р2О5 А
Ва ВаО Б
А + Б Х

2) «Крестики-нолики»

К

Сu

Na2О


SO3

CaO

Cu


SO2

Al2О3

Ca


Fe2О3

Ag

Na2О


Au

CaO

CO2


SiO2

CaO

К

Определите выигрышные пути – вещества, с которыми взаимодействует вода.
3) Убери лишнее: В каждой строке найдите вещество, отличающееся от двух других, укажите,
в чем состоит отличие (можно пользоваться таблицей растворимости):
а) NaOH, KOH, Cu(OH)2; б) LiOH, H2SO4, Ca(OH)2; в) Fe(OH)3, Al(OH)3, Ba(OH)2.

7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: §33, упр.1, 3. №2 - задача на дополнительную оценку.