Нод по экологии Тема Что нам осень принесла?


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе (ознакомление с природой).
Тема: «Что нам осень принесла?»
Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.
Ход НОД
(Раздаётся стук в дверь) Воспитатель. Кто это к нам идёт?
Незнайка. Здравствуйте, дети! Можно к вам?
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку: Круглый бок, жёлтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это … (Репка)
Незнайка. Это колобок!
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что это? Конечно, это репка. Как вы догадались, что это репка?
Незнайка. Я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что её еле – еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!
Воспитатель. Дети, а как вы думаете? (Ответы детей)
Незнайка. Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули её – и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.
Воспитатель. Послушайте ещё одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
(Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.
Воспитатель. Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи. А какие овощи вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свёкла, капуста, картошка – это овощи».
Незнайка. Вы ещё забыли назвать яблоко!
Воспитатель. Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие фрукты вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это всё – фрукты».
Воспитатель. А где растут фрукты? Где растут овощи?
Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».
Незнайка. Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?
Воспитатель. Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветёт, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение, и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.
Игра «Собери урожай»
Дети подходят к столам. Перед каждым ребёнком лежат фрукты и овощи (муляжи). Педагог даёт Незнайке и одному ребёнку по корзине.
Первая корзина – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзина – для сбора фруктов – у ребёнка.
Воспитатель. Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.
По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзину овощи, а в другую – фрукты.
Воспитатель. Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?
Незнайка. Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!
Воспитатель. Дети, а вы как думаете?
Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете какие заготовки люди делают на зиму?
Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и варенье. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».
Незнайка. А я знаю, что овощи и фрукты очень полезны, в них много витаминов.
Воспитатель. Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. После занятия мы свами пойдём на второй завтрак и покушаем свежих яблок.
Незнайка. Спасибо вам, ребята, за новые и интересные знания, которые я получил на занятии у вас. Теперь я знаю, где растут овощи и фрукты, и чем они полезны.