Урок чтения в 3 классе. Тема: Потешка.


Открытый урок в 3 «б» классе
Учитель: Лапина Н.А.
Дата проведения: 30.10.14г.
Предмет: чтение и развитие речи
Тема: Выразительное чтение. «Потешка» (русская народная)
Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический;Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели деятельности учителя: Создать условия ознакомления учащихся с многообразием устного творчества русского народа, с потешками и прибаутками; способствовать развитию фантазии, воображения на основе иллюстрирования текстов.
Задачи:
1. Образовательная: актуализировать знания детей о потешках, расширить представления о потешках, как об устном народном творчестве; формировать умения выразительно читать текст на основе русской народной потешки;
2. Коррекционно-развивающая: развивать память и внимание, обогащать словарный запас;
3. Воспитательная: воспитывать простейшие нормы речевого этикета; соблюдать очерёдность своих выступлений, не перебивая своих товарищей; прививать любовь к чтению;
4. Формирование жизненной компетенции: контролировать и оценивать учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу;
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, графические модели настроения; разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности; карточки с текстами – потешек и прибауток для жужжащего чтения.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Мотивационный.
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса и учебного оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Тут затеи и рассказы,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II этап. Проверка домашнего задания.
- Рябята, скажите какое домашнее задание вам было задано? (выбрать понравившееся произведение в разделе «Листьям время опадать» и нарисовать к нему рисунок.(Организуется выставка рисунков детей, каждый ученик представляет свой рисунок и рассказывает о произведении)
III этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Массаж мышц лица. («рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»)
- для чего мы разминаем мышцы лица? Для чего нам нужна артикуляционная гимнастика?
Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Чтобы было внятно
Тебе и мне понятно.
Жужжащее чтение. (дети читают вполголоса по своим карточкам небольшие тексты)
Работа над выразительностью речи.
На доске: сорока-белобока, кашку варила,
На порог скакала, гостей созывала.
А) первичное чтение учителем
Б) чтение по слогам вместе с детьми и учителем
В) чтение целыми словами
Г) самостоятельное чтение вполголоса
Д) чтение с логическим ударением на слова (белобока, варила, порог, созывала)
Е) чтение с разным настроением по графическим моделям: радость, удивление, злость, грусть)IV этап. Постановка учебной задачи.
- Ребята, вам понравилось, как мы сейчас учились читать с различным настроением? А как вы думаете, почему нам надо учиться читать с различным настроением? Читая этот небольшой текст, что он вам напомнил? (пальчиковую гимнастику про сороку-белобоку) Давайте вспомним упражнения с пальчиками. (дети вместе с учителем проговаривают и выполняют соответствующие движения пальчиками)
-Ребята, мы сейчас только что проговаривали потешку. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров устного народного творчества - потешкой. Мы узнаем, что такое потешка, научимся выразительно её читать и даже иллюстрировать.
V этап. Усвоение новых знаний.
На доске слово открывается – потешка – «потешаться», то есть веселиться.
Потешка – от слова «потешаться», т.е.веселиться. Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением. Потешки называют ещё детскими байками, прибаутками. Байка от слова баюкать, убаюкивать.
Вспомните, как вы в детстве с мамой играли в ладушки. (дети друг с другом играют в парах в ладушки) как вам мамы пели колыбельные песенки (связь с уроком музыки - дети поют колыбельную разученную на уроке музыки) Потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитывать ребёнка. Поэтому наш новый раздел так и называется «Верные помощники» в этом разделе мы будем читать произведения народного творчества, которые помогали маленьким детишкам расти. (открывается листок с названием раздела и темой урока «Раздел: верные помощники» тема урока: Потешка. (русская народная))
Словарная работа.
На доске: по-ска-ки-ва-ют______поскакивают по-мы-ки-ва-ют______помыкивают по-бры-ки-ва-ют______побрыкиваютУчитель читает вместе с детьми и объясняет значение слов.
Работа над текстом.
Первичное чтение учителем.
- о ком вы слушали? (о пастушке)
Работа над иллюстрацией текста.
- Откройте учебник на странице 36. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?
- кто такой пастушок? Как вы думаете пастушок это взрослый человек или маленький? Как вы догадались? Кого пастушок пасёт? (овечек, барашек, козочек, коровок) Во что играет пастушок, когда зовёт своё стадо? (в рожок) Как вы думаете, этот текст написан для взрослых людей или для маленьких деток? Почему? (слова в уменьшительно-ласкательной форме даны) К какому жанру устного народного творчества относится текст? К потешкам.
Вторичное чтение детьми.
Самостоятельное чтение вполголоса.
Работа над выразительностью чтения.
- Давайте представим, что мы эту потешку будем читать маленькому ребёнку (в класс заносится люлька с куклой) С каким настроением мы будем читать потешку? (с радостью) Громким голосом или спокойным? Ласково или грубо? Быстро или неспеша?
Один ученик качает люльку, а другой рядом читает потешку по учебнику.
- Какое назначение у потешки? (позабавить ребёнка)
- я считаю, что наш малыш не будет плакать и громко звать маму, вы настоящие няньки маленького ребёночка. Теперь вы знаете, как можно развлечь малыша – потешками.
VI этап проверки понимания обучающимися нового материала.Показ презентаций потешек. Какие они потешки?
- что значит потешка? (потешаться, веселиться) Кому читают потешки и прибаутки? В потешках какие используют слова для маленьких детей?
VII этап. Инструктаж домашнего задания.
По учебнику на странице 36-37 выразительно учиться читать потешку и ответить на вопросы по содержанию текста.
Творческое задание. На жужжащем чтении по карточкам вы читали не что иное, как потешки. Вам осталось их ещё раз перечитать и нарисовать рисунок к тексту. На следующем уроке чтения организуем выставку ваших рисунков к потешкам.
VIII этап. Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- какую учебную задачу решали на уроке чтения? (учились выразительно читать тексты)
- что вам понравилось на уроке?
- выберите каждый себе фишку-оценку (5 – отлично работал. 4 – хорошо работал, но были некоторые затруднения, с которыми я справился сам. 3 – работал средне, мне было трудно, но я справился с помощью учителя. 2 – я не справился и ничего не понял.ПРИЛОЖЕНИЯ
Потешки для жужжащего чтения.
Дождик, дождик посильней,
Чтобы было веселей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
Ходит сон по горе,
Носит дрёму в рукаве,
Всем детишкам продаёт,
Нашей Гале так даёт.
Солнышко-вёдрышко!
Прогляни, посвети!
На веточку зелёную,
На яблоньку высокую,
На грушицу кудрявую,
Берёзку кучерявую!
Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
«Кра-кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!»
Люлю, люлю, баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ване спать велят.
Люлю, люлю. Бай-бай,
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.