Открытый урок Обозначение мягкости согласных в конце слова мягким знаком. Птицы-гусь, лебедь. сравнение. Составление и чтение рассказа.


Технологические карты по письму чтению и развитию речи3 класс.
Тема. Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой-ь. Птицы-гусь и лебедь. Сравнение. Составление и чтение рассказа. Тип . Закрепление.
Цели учебного занятия:
1. Закрепить и обобщить знания и умения обучающихся выделять и обозначать мягкость согласных в конце слова буквой /ь/. Закрепить знания обучающихся о домашних и диких птицах –гусь и лебедь. Закреплять умения слогового чтения и работы по тексту.
2. Формировать БУД:
- Личностные БУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные БУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные БУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные БУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- создать условия для закрепления обучающимся выделять и различать слова с мягким знаком на конце слова , организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом;
- создать условия для закрепления обучающимся выделять, сравнивать домашнюю птицу –гусь и дикую птицу-лебедь;
- создать условия для чтения и анализа прочтённого текста обучающимися.
2. Развивающие:
- развивать умение видеть разные по звучанию и по значению слова;
- развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах
орфограмму, графически обозначать ее);
- развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся;
- развивать технику чтения;
- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения , чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде;
-способствовать воспитанию любви к окружающей природе;
- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемый результат.
Предметные- (под руководством учителя) закрепят и систематизируют знания и умения выделять в речи слова с мягким знаком на конце слова; закрепят умения слогового чтения и работы по тексту; закрепят умение различать и сравнивать домашних и диких птиц.
Метапредметные- регулятивные ( под руководством учителя) использовать умения работать над темой ( постановка целей, создание плана работы, распределение ролей, анализ качества проделанной работы); умение понимать оценку взрослого и сверстника; действовать по плану, выполнять разные задания;
Познавательные- (под руководством учителя) понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи, ориентироваться в учебном материале, ставить цели и планировать учебную работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять синтез (составление целого из частей – составление предложений на тему, составление картинки из отдельных частей ,осуществлять сравнение предметов.
-коммуникативные: слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность
Личностные- стремиться к творческой самореализации; ценить труд, осмысливать этические и эстетические нормы, выполнять правила поведения на уроке.
Межпредметные связи: Развитие речи, письмо, чтение, логопедия.
Ресурсы урока:

Для учителя:
- мультимедийный проектор, компьютер;
-опорный конспект;
- обучающая презентация;
Для обучающихся:
-рабочая тетрадь;
-конверты с заданиями: незаконченные предложения с картинками, текст для чтения, составные части птиц;
-дерево с листочками;
-картинки;
-мяч;
-смайлики.
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке. Посмотрите, у всех порядок на столе? Ведь
Мы- дружные,
Мы-внимательные,
Мы-старательные,
У нас всё получится.
Ребята! На нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!
повторять то, что знаем
баловаться
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
мешать другу
смеяться над неудачами
радоваться за себя и класс
Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.
На доске - изображение дерева, на котором появляются «нужные» листочки.
Конкретизирует и подводит итог в определении целей. Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.
Дети выбирают листочки:
повторять то, что знаем
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
радоваться за себя и класс
(доказывают, почему выбрали эти цели)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений учащихся;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - Для чего в речи нужны слова?
- Вставьте слово, пропущенное в предложении.
В пруду плавает …
- А кто плавает? Вы должны выяснить, назвав первые буквы картинок, расположенных на доске.

-Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква –мягкий знак. Создаёт проблемную ситуацию. - Слова нужны, чтобы называть предметы, действия…
Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях.
-В слове «гус» не хватает чего-то ?
- Что делать?
-Кто скажет, чего не хватает?
Обучающиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в постановке мягкого знака.
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения Иногда возникает необходимость произносить звуки мягко.
- С помощью какого знака мы произносим согласные мягко?
- А можно это слово произнести и написать без мягкого знака?
-Давайте произнесём это слово без мягкого знака (гус)
- Скажите, поменялся смысл слова?
-Мы должны смягчать согласную в конце слова, чтобы смысл слова не изменялся Создаёт условия для организации деятельности по планированию. Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(6 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Каждая группа получает задание, в котором незаконченное предложение. Предложение нужно закончить, вставив слово. Слово предоставлено в виде нескольких картинок.
В лесу бродит (рак,олень,воробей).
На ветку сел ( сом,голубь,конь).
Создаёт условия для организации работы в группе.
Фронтальная работа. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.
В лесу бродит
На ветку сел .
Собирают информацию (дети находят слова, которые необходимы для данного предложения), анализируют, делают вывод.
Предложения записываются на доске, дети в тетрадях.
Физминутка с использованием мяча. А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха.
-Я называю слова без мягкого знака, а вы с мягким знаком. Смягчаете согласную на конце слова.
Хор-хорь, шест-шесть, ел-ель,угол-уголь,мел-мель,трон-тронь,пуст-пусть,кров-кровь,ест-есть). Учитель бросает по очереди мяч детям, проговаривая слово. Дети ловят и отвечают, проговаривая своё слово.
V.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений учащихся;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Мы сегодня говорили о птице. О какой? Отгадайте загадку.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
-Дети, а гусь у нас птица домашняя или дикая?
-Гусь – это птица и домашняя и дикая.
- А какая птица дикая очень похожа на гуся?
Учитель загадывает загадку.
Создаёт проблемную ситуацию. Учащиеся отгадывают загадку.
Обучающиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость выяснить какая дикая птица похожа на гуся.
VI.Выявление места и причины затруднения (5 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения
-Я вам помогу.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
-Здесь у нас и гуси и лебеди в одном лице.
А давайте всё-таки их сравним между собой. Создаёт условия для организации деятельности по планированию. Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы
VII.Построение проекта выхода из затруднения
(6 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Каждая группа получает задание, в котором нужно из составных частей собрать гуся или лебедя. Защитить свой проект чтением рассказа про гуся или лебедя. Создаёт условия для организации работы в группе.
Организует игру в больших группах - упражнение творческого характера. Собирают информацию (дети получают картинки с частями тела гуся или лебедя), анализируют, создают целый объект. Читают текст.
VIII.Реализация построенного проекта (10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
-Предлагаю каждой группе защитить свой проект. Но сначала давайте сравним даже эти два слова «гусь» и «лебедь».
-Что у них общего?
-Чем эти слова различаются?
-Ну а теперь к проектам.
-Каждая группа слушает внимательно текст и задаёт вопросы по тексту. Фронтальная работа. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.
Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся. Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.
На доске собирают из составных частей единый объект. Читают текст.
Отвечают на вопросы по тексту
IX. Физминутка на внимание
-Сейчас я буду называть части тела, а вы, если подходят они нашим персонажам должны вытягивать шею и махать руками как крыльями. (Клюв,лапы,рука, нос, перья,рот и т.д.) Учитель называет части тела птиц (гусь и лебедь) и части тела человека и других животных. Дети соотносят части тела, названные учителем с частями тела птиц и производят соответствующие действия.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(1мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Вы хорошо поработали!
- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно?
- Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.
- Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.
- Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.

- Спасибо за урок! Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. Учащиеся отвечают на вопросы учителя,
дают самооценку своей деятельности на уроке.
Для учителя:
- мультимедийный проектор, компьютер;
-опорный конспект;
- обучающая презентация;
- картинки ( животные и растения)
Ход урока.
Содержание деятельности учителя.
Содержание деятельности обучающихся.
Мотивация познавательной деятельности.
Л.Предлагает уч-ся приготовить необходимое, по мнению детей, принадлежности для урока письма и проанализировать их назначение. Слайд №2-4
М.Предлагает упражнения для развития мелкой моторики. Слайд № 5. Пальчиковая гимнастика «За грибами, за орехами»
Поехали, поехали
Крутить перед собой руками, имитируя вращение колёс
За грибами
На кулак левой руки- «ножку» гриба,
положить ладонь правой руки,
приподнимите её немного так,
чтобы образовался купол- «шляпка».
За орехами
Покажите два кулака- это «орехи».
По кочкам,
Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде горки
По ямкам,
Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз в виде ямки.
По гладенькой дорожке.
Не разъединяя пальцев рук, установить руки горизонтально перед грудью, а затем разъединить пальцы, развести руки в стороны.
М.Предлагает вспомнить правила при письме. Слайд №6,7.
Л.Доказывают необходимость на данном уроке предметов, находящихся на парте.
М.Готовят руку для письма в рабочих тетрадях.
Вспоминают правила при письме.
Актуализация необходимых знаний.
П.Предлагает посмотреть на экран . Слайд №8
-Куда мы отправляемся с вами?
-Лес полон тайн. В лесу живёт очень много разных обитателей. В лесу растут разные растения. А давайте с вами наполним наш лес , пусть там живут животные и растения.
Предлагает картинки с животными и растениями, которые нужно распределить на экране.
- Скажите, каких же животных мы поселили в лес?
-Какой вопрос можно поставить?
- Какие растения растут у нас в лесу?
- Какой вопрос к ним поставим?
- Подумайте и скажите над какой темой сегодня мы будем работать?

П. Обучающие отвечают на вопросы уч-ля, анализируют и формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы. Под руководством уч-ля строят рассуждения. Расселяют животных и растения в лесу.
Обучающие получают новую информацию, расширяют свой кругозор.
- Мы поселили в лесу белку, лису, медведя, ежа , волка, зайца…
- Кто это?
- В лесу растут грибы , на ёлках растут шишки, ягоды…
- Что это?
Р.Учимся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Организация познавательной деятельности
П. Организует работу по выполнению упражнения.
-Сейчас мы запишем число и в два столбика запишем слова. В один столбик слова, отвечающие на вопрос кто это? В другой столбик слова, отвечающие на вопрос что это?
П.Организует практическую работу в рабочих тетрадях и у доски.
П.Организует работу над словарными словами.
Предлагает выбрать из слов словарные слова и произвести подробный разбор написания данных слов.
Физминутка. «В лесу.»
Мы в лес пойдём, (ходьба)
Там грибочки найдём,(высматриваем грибы)
Возьмём корзинки побольше(показываем размер и упражнение логопедическое «корзинка»)
Вот такие
Шли, шли до ручейка дошли,(ходьба)
Бежит в нём водичка,(волнистое движение руки) песенку поёт.(логопедическое упражнение «Улыбка» и пение звука «с».
А вот и мостик. (Руками показать мостик. Логопедическое упражнение « мостик»).
Перешли ручеёк и попали в лес
А в лесу под каждой кочкой
Манят нас к себе грибочки. (упражнение «грибочек»)
На полянку мы пришли, (ходьба)
Много ягодок нашли
Это - ягода черника,
Это - ягода брусника,
На кустах растёт малина,
Соберём её в корзину. (собирают ягоды)
Ягоды бывают сладкие,
А бывают кислые. (показывают мимикой вкус ягод).
П.Организует практическую работу в группах.
- Я предлагаю вам работать в группах. А это значит, что нужно распределиться и выбрать капитана.
- Начнём с выбора капитанов. Какими качествами они должны обладать?
- Кто из ребят нашего класса обладает такими качествами?
-Перед вами конверты с заданиями. Вы должны составить чистоговорку правильно, используя слова и картинки. Прочитать чистоговорку . Записать её на доске и в тетрадях. Выделить слово, которое отвечает на вопрос кто это? Подчеркнуть слово, которое отвечает на вопрос кто это? Выучить с другой группой.
Задание 1. Са-са-са. За кустом сидит лиса.
Задание 2.Жи-жи-жи. В лесу живут ежи. Слайд № 9,10.
М.Организует проверку заданий.
Ролевая игра «Учитель».
Беседа на тему «Бережное отношение к природе».
« Лес-это дом для животных и растений, но часто человек не думает об этом и вредит дому. Скажите какой вред может нанести человек лесу? Беседа по слайдам. Слайд № 11-15 Р.1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;) формируем умение высказывать своё предположение (версию) .
П.Выполняют практическую работу у доски.
Р. Формулировать и объяснять собственные выводы.
Р.1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение высказывать своё предположение (версию) .
П.1) извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) на основе анализа объектов делать выводы;
3) преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы.
К.1) слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме.
4) донести свою позицию до других.
Подведение итогов.
Л. Ребята, а теперь оцените свою работу в тетрадях. .
-Оцените работу в группах.
-Оцените работу учителя. (интересно, нет не
интересно). Р.1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
П. Проводит беседу по вопросам.(Показать в предложении слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или что? )
Под осиной спрятался гриб.
На тропинку выскочил заяц. Слайд 16.
П.Беседа о том, что особенно запомнилось на уроке. П.Уч-ся начинают со слов:
- « Сегодня на уроке я узнал, что..
- «Я запомнил новые слова…
- «Я понял ,что..
- «У меня получилось …
- « Я затруднялся …
Дополнительный материал.
Диагностика достижений планируемых результатов. Самос-но выполнить задание.,,Проверь себя и оцени успехи.,,
Дополнительное творческое задание. Нарисуй предметы, которые отвечают на вопрос что это?
Для обуч-ся:
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ребята! На нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!
повторять то, что знаем
баловаться
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
мешать другу
смеяться над неудачами
радоваться за себя и класс
Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.
На доске - изображение дерева, на котором появляются «нужные» листочки.
Конкретизирует и подводит итог в определении целей. Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.
Дети выбирают листочки:
повторять то, что знаем
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
радоваться за себя и класс
(доказывают, почему выбрали эти цели) Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Личностные УУД:
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности
-рабочая тетрадь;
-конверты с заданиями;
-слайды.