Занятие по внеурочной деятельности. Тема: «Нетрадиционные формы рисования. Кляксография с выдуванием. Осеннее дерево». 1 класс


МБОУ «Ясненская средняя
общеобразовательная школа №7»

Занятие по внеурочной деятельности.
Тема:
Нетрадиционные формы рисования.
Кляксография с выдуванием.
Осеннее дерево.


Составила:Ермолина Наталья Геннадьевна
воспитатель группы продленного дня



п.Ясный
2013 год.

Тема внеурочного занятия:
Кляксография с выдуванием: «Осеннее дерево».
Класс-1
Направление внеурочной деятельности-художественно-эстетическое Форма внеурочного занятия - занятие в Творческой мастерской.
Место и роль внеурочного занятия – первое занятие по разделу «Нетрадиционные формы рисования».
Цель: Ознакомление воспитанников с одним из приёмов нетрадиционной техники рисования - кляксография с выдуванием. Создание картины «Осеннее дерево».
Задачи.
Образовательные:
-формировать умения выполнения рисунка с помощью техники «кляксографии»;
-учить наблюдать окружающий мир;
-созерцать красоту осенней природы;
-передавать форму предметов.
Развивающие:
-развивать чувство прекрасного;
-творчество и фантазию;
-память и воображение;
-умения и навыки работать с акварелью, бумагой, нетрадиционными средствами для рисования.
-дыхательную систему.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к изобразительному искусству, к живой природе и аккуратности при выполнении;
-бережное отношение к окружающему нас миру.
Планируемые результаты.
Личностные:
1.Формировать умение определять общие правила поведения на занятии.
2.Формировать умение самооценки на основе успешности.
Познавательные
1.Формировать умение понимать и воспринимать информацию в виде текста, аудиозаписи, фотографий, рисунков.
2.Формировать умение самостоятельно, под руководством учителя делать выводы.
Регулятивные:
1.Формировать умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
2.Формировать умение планировать свою деятельность.
3.Формировать умение самоконтроля выполнения задания при сравнении с образцом и умение редактировать свою работу при расхождении с образцом.
Коммуникативные:
1.Формировать умение работать индивидуально, умение работать с информацией.
2.Формировать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование и инструменты: листы бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, влажные салфетки, коктельные трубочки, ватные палочки, проектор, компьютер, презентация.Методы обучения:
Показ поэтапного выполнения работы;
Слушание классической музыки;
Слушание художественного текста об осени;
Самостоятельная творческая работа детей.
Этапы занятия.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Целеполагание и мотивация.
4.Самостоятельная творческая работа.
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход занятия.
Организанионный момент (1мин.)
-Доброе утро, ребята, я очень рада вас видеть на занятии, значит вы получили мои приглашения. К нам на занятие пришли ещё и гости, посмотрите на них.
-Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь.
-Я вас прошу проверить, всё ли готово к работе (банка с водой, кисти, лист цветной бумаги 15 * 21, акварель или гуашь, влажные салфетки,коктельные трубочки, ватные палочки),сесть по удобнее и настроится на работу.
2.Актуализация знаний (1мин.)
-Сегодня мы будем работать с вами в творческой мастерской.
-Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Стало желтым всё вокруг.
Вот художник, так художник-
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
-А как можно почувствовать осень?(Стало холодно,идут дожди, листопад,заморозки…).
-А теперь послушайте отрывок из сказки Георгия Скребицкого «Художник – осень» (чтение сказки сопровождается показом деревьев - СЛАЙДЫ).
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной (СЛАЙД 1). А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит (СЛАЙД 2).
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика (СЛАЙД 3).
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи» (СЛАЙД 4).
Все деревья и далее кусты раскрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как раскрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе ( СЛАЙД 5).
3.Целеполагание и мотивация.(3мин.)
-Что делала осень?(Раскрасила лес, одевала деревья в наряды)?
-Какие краски использовала осень для нарядов?(Жёлтые,красные, оранжевые….)
-Ну вот, ребята, настало время и нам изобразить осень.
-Чему мы будем учиться на занятии?(Рисовать осенние деревья….)
-Правильно мы будем учиться рисовать деревья.
( В этот момент, учитель подхожу к своему столу и ставит кляксу на своём листе).
-Ой, ребята, что я наделала? Я всё испортила, я случайно поставила кляксу.
-Как же мне быть? Может у вас есть предложения? (Ответы детей).
-А давайте мы её превратим в волшебную кляксу. Послушайте, каким находчивым оказался мальчик в одном из стихотворений:
Начал Тимоша пером рисовать.
Чернильная капля упала в тетрадь.
Заплакала капля с обидой сказав: -
Ты так торопился, я кляксою стала.
Тимоша, подумав, ответил:- Не плачь.
И сделал из кляксы голубенький мяч.
-А я предлагаю эту кляксу превратить в ствол осеннего дерева.
-Оказывается, ребята, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а наоборот, ещё и похвалят.
-Способ, которым мы нарисуем картину, называется кляксография . (Слайды с названием кляксография и картинки).
-Ребята, кто из вас знаком с этим способом?
-Посмотрите какие картины из клякс могут получится. Эти работы выполнены с помощью коктельной трубочки – при помощи её выдувают кляксы.
А вы хотите научится выполнять работы в технике кляксография?
Из каких частей состот дерево?
С чего начнём нашу работу?
(Слайд - готовая работа).
4. Анализ образца: Слайд1 – Клякса
-С чего начнём работу? (Поставим кляксу).
Слайд2 – Выдувание.
-Что дальше мы будем делать? (выдувать при помощи трубочки)
-Ребята, выдувать нужно так, чтобы трубочка не касалась ни капли, ни бумаги, выдуваем снизу вверх, тогда у вас веточки сами побегут вверх (вырастут)
Слайд3 – Листва
-Ребята, я думаю, что в работах чего-то не хватает, как вы думаете чего? (Листвы).
-Да, лес поменял свой наряд, снял зелёный, а взамен надел красный, жёлтый, оранжевый сарафан.
-Может вы догадались чем мы будем рисовать листву? (Ватными палочками).
Слайд4 - Тычкование-Этот способ тоже необычный, для этого мы используем ватные палочки, он называется «тычкование». Вы для этого будете использовать акварельные краски.
-Нам сегодня ребята, предстоит выполнить работы в этих техниках.
-Чтобы работы у нас получились аккуратными и красивыми, давайте отдохнём и наберёмся новых сил для дальнейшей работы.
5.Физкультминутка (1мин.)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает листву.
В сторону руки,
Плавно помашем
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
- Ребята, а давайте представим, что дует осенний ветер, наберите воздуху и медленно выдуйте(повторить 3-4раза).
6.Закрепление новых знаний (17мин.)
-Садитесь.
-Приступим к работе.
-Сейчас, я возможно испорчу ваши листы, пока я это делаю, вы поработайте в парах. Какое самое важное правило работы в парах? ( умение договариваться).
(На столах у ребят карточки с этапами данной работы).
-Кто из вас был внимательным? Тот сейчас разложит карточки, которые у вас на столах – поэтапно, последовательно.
Проверяем.
Слайды: 1. Ставим кляксу
2. Выдуваем кляксу
3. Ватные палочки
4.Рисуем листву
(Воспитатель ставит кляксы на листы).
-Кляксы у нас на листах, маршрутный лист перед глазами, давайте приступим к работе.
( Работа детей, сопровождается МУЗЫКОЙ)
-Посмотрите на ваши стволы, у каждого из вас получились непохожие друг на друга.
-Отложите свои работы в сторону, а сейчас возьмите ватные палочки, которые пойдут сначала в гости к воде, а затем к краске. Вспомните, какую краску вы будете использовать для листвы? (Красную, оранжевую, жёлтую, зелёную).
-Работайте сначала светлой краской, постепенно переходя к тёмной. Жёлая, оранжевая, красная, зелёная, коричневая.
-Давайте приступим к работе (Сопровождение музыкой).
-Вот видите, ребята, какие красивые, яркие работы у вас получились!
-Я предлагаю каждую работу поместить на доску, чтобы каждый из вас, мог полюбоваться работой.
7.Заключительное слово воспитателя (1мин.)
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Чему научились мы на занятии? Как называется техника рисования, которую мы сегодня использовали?
8.Самооценка (2мин.)
-Присядьте на места.
-Ребята, осенний лес у нас получился очень красивый,
- А что нам осенью всегда не хватает? (Солнца).
9.Рефлексия.
У каждого ребёнка по 2 лучика-жёлтого и белого цвета, на доске солнце,ребятам предлагается прикрепить свой лучик(на магнит).
Жёлтый – у меня всё получилось,было интересно.
Белый – получилось, но не так как я хотел.
Спасибо за занятие.