Нетрадиционные техники рисования. Кляксография


Управление по делам образования Кыштымского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
Мастер-класс
«Развитие творческих способностей детей, посредством нетрадиционной техники рисования. Техника «Кляксография»
Подготовила и провела
Филина Е.А.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ г.КыштымКыштым
2016
План – конспект мастер класса
«Развитие творческих способностей детей, посредством нетрадиционной техники рисования. Техника «кляксография»
Педагог : Филина Е.А.
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения: МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ г.КыштымПродолжительность мастер класса: 40 минут.
Цель мастер-класса:  знакомство педагогических работников с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста в ОУ ДОД
Задачи: 
Познакомить с нетрадиционными техниками рисования: монотипия, кляксография, отпечаток, граттаж
• Обучить различным вариативным способам изображения в технике «кляксография»
• Показать способы по развитию атмосферы творческого поиска для наиболее полного раскрытия образа
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Раздаточный материал: тушь коричневая; соломинка для коктейля; кисть № 3
Наглядные пособия: иллюстрации к русским сказкам с изображением сказочного леса; рисунки детей прошлых лет, выполненные в технике кляксографии;
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Подведение итогов.                                         
1. Теоретическая часть
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности, способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники рисования способствуют этому. Использование при рисовании с детьми техники «монотипия»(отпечаток со стекла) помогает ребенку более смело и свободно овладевать работой с цветом - передаче характера, настроения путем смешения цветов. Монотипия – (от гр. мonos – один и typos - отпечаток) – вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска. Прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все, же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия рисования. В технике «монотипия» очень красиво и образно получаются пейзажи на различные темы: «Море», «Пустыня», «Осень». Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и лёгкой расплывчатостью очертаний, что придаёт ему особую прелесть. Для выполнения рисунка в этой технике нужно стекло или пластиковая дощечка размером с лист бумаги, гуашь и широкая кисть. Быстрыми мазками наносим краску на стекло. Например: для неба - белую, голубую, жёлтую; для моря - голубую, изумрудную, белую. Убедившись, что краска ещё не высохла, кладём на стекло лист бумаги и тщательно приглаживаем. Затем приподняв за край, осторожно снимаем лист. И вот перед вами готовый пейзаж. Остаётся только тонкой кистью «оживить» его, дорисовав детали (кораблик, чаек).
Техника рисования «граттаж» - это способ выполнения рисунка путём процарапывания заострённой палочкой бумаги залитой гуашью. Для работы потребуется: акварель, свеча, жидкое мыло, чёрная гуашь, заострённая палочка. Сначала нужно провести предварительную работу: на лист бумаги нанести красками пятна ярких цветов, так чтобы не осталось просвета между ними на бумаге. Когда краска высохнет, нужно натереть поверхность листа свечой, без просветов. В чёрную гуашь добавить немного мыла и этой смесью покрыть весь рисунок. После того, как лист высохнет можно приступать к процарапыванию. Темы разнообразные: «Космос», «Волшебный цветок», «Салют», и тд.
Техника «кляксография» - это способ рисования каплями краски. Для выполнения рисунка в этой технике необходима бумага, тушь, акварель или гуашь. Есть несколько способов рисования в этой технике: • Выполнение рисунка на тему «Бабочка». Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, возле линии сгиба, нанести два довольно крупных пятна краски. Накрыть второй половиной листа и плотно прижать. Развернув лист – получаем причудливые крылья бабочки с необычными узорами. Тонкой кистью можно дорисовать ей туловище, голову, усики. Бабочка – готова. • Рисование на тему «Волшебное превращение кляксы». Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, в центре, нанести несколько капель туши. Накрыть второй половиной листа и разгладить. Развернув лист – получаем два цветных пятна – кляксы. Теперь надо внимательно вглядеться и пофантазировать, кого напоминают эти кляксы. Фломастером дорисовываем недостающие детали, «оживляем» их. • Рисование на тему «Заколдованный лес».
2.Практическая часть.
Просмотр рисунков детей в технике «кляксография» на тему «Заколдованный лес». Эти рисунки выполнены способом, который называется «кляксография». Особенность этого способа состоит в том, что он используется в основном для рисования сказочных сюжетов, где используются тонкие кривые линии. Очень выразительные рисунки в этой технике получаются, когда надо передать образ сказочного заколдованного леса. Так как это сказочный заколдованный лес, то и деревья здесь не такие, как в обыкновенном лесу – необычные, особенно когда наступает время заката. Небо окрашивается в красные краски, деревья кажутся темными. На таком фоне корявые деревья, как бы, оживают и напоминают фантастические существа. Просмотр иллюстраций на тему «Сказочный лес».
Рисовать деревья мы сегодня будем необычным способом, с помощью кляксы. Этот способ называется - «кляксография». Для выполнения этой работы нужна соломинка и тушь чёрного или коричневого цвета. Последовательность рисования деревьев в технике «кляксография»:
1. Поставить каплю жидкой краски на нижнюю часть листа.
2. Поставить конец соломинки немного с наклоном в краску.
3. Подуть на каплю через соломинку, направляя при этом её движения вверх. Получится ствол дерева.
4. Меняя направление – делаем ветки. Тонкие ветки получаются, если быстро двигать соломинкой из стороны в сторону или резко подуть на небольшие капли. После рисования нескольких деревьев, можно дорисовать характерные детали заколдованного леса: избушку, мухомор, поганки и т.д.
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Кляксография».
Подведем итог.  Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?
Продемонстрируйте свои работы.
Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.
                             

Самоанализ мастер-класса
Тема:
«Развитие творческих способностей детей, посредством нетрадиционной техники рисования. Техника «кляксография»
Провела: Филина Е.А.
Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «кляксография», с этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж».
Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные в технике «кляксография». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.
Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.
В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.
В заключительной части  был подведен итог.
Вывод:
Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.