Программа профилактики пропусков обучающихся школы без уважительных причин



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 г.СНЕЖНОЕ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ






ПРОГРАММА
профилактики пропусков обучающихся школы
без уважительных причин



Рассмотрена и утверждена
на заседании педагогического совета
(протокол № 4 от 03.02.2015 г.)








СНЕЖНОЕ 2015


Пояснительная записка
В целях обеспечения реализации права граждан на получение общего образования, повышения ответственности образовательных учреждений за полный охват несовершеннолетних общим образованием и сохранением контингента учащихся, в образовательных учреждениях необходимо осуществлять контроль за посещаемостью учеников школы.
Важным шагом на пути решения проблемы профилактики правонарушений, беспризорности является профилактика пропуска уроков без уважительной причины. Необходимо остановить процесс «ухода» детей из школы, семьи и заполнение ими улиц городов. Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться, постепенному прекращению посещения несовершеннолетними общеобразовательного учреждения. Наше общество обязано создать для каждого ребенка условия нормального взросления, а в школе и в семье ребенок вправе рассчитывать и получать помощь и поддержку. Отчужденность близких, конфликты в семье – то, что может подтолкнуть ребенка и из вполне благополучной семьи на улицу, - можно и нужно своевременно разрешать. В школе каждый ребенок должен приобретать не только знания, но и опыт ответственного поведения и конструктивного общения.
Основные проблемы, которые могут возникнуть у учащихся, пропускающих уроки по неуважительной причине, - это проблемы с родителями, плохие оценки, конфликты с учителями и одноклассниками. С учетом всех выявленных факторов система профилактики прогулов уроков должна включать в себя: работу с учащимися по развитию и совершенствованию навыков общения, развитию эмоциональной компетентности, толерантности; создание для неуспешных детей ситуации поддержки, понимания, социального принятия; эффективный учет посещаемости учащихся, при котором была бы исключена возможность «незамеченного» прогула урока. Просветительская работа с родителями и учителями должна вестись с учетом того, что правильно понимаемый контроль за несовершеннолетними – это наличие внутренней духовной связи с ребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.

1. Цель: устранение случаев пропусков учебных занятий без уважительных причин учениками школы.

2. Задачи:
- Развитие у учащихся школы положительной мотивации к учебе.
- Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы деятельности.
- Повышение уровня педагогической работы по предупреждению пропусков уроков.
- Активизация разъяснительной работы среди родителей об ответственности за воспитание детей.
3. Координацию деятельности по реализации программы осуществляют директор школы и заместители по УВР и ВР, которые контролируют работу всех участников программы, при необходимости вносят коррективы, следят за ее результатами.

4. Основные исполнители программы

Заместитель директора по воспитательной работе:  - анализирует проблемы детей и их семей;
- владеет информацией о социальном окружении подростков;
- сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей;
- организует заседания совета профилактики;
- организует работу с учащимися девиантного поведения;
- заботится о микроклимате в школе и классах;
- осуществляет межведомственное взаимодействие школы с СДД, ЦСССДМ, ГО МВД;
- контролирует действие классных руководителей, психолого-педагогической службы по вопросам посещаемости учеников школы;
- еженедельно проводит собеседование с классными руководителями по вопросам пропусков учащимися школы.

Классный руководитель:
- ведет ежедневный контроль за посещением уроков учащимися и предоставляет отчет по пропускам уроков с указанием причин отсутствия;
- вовлекает учащихся в кружковую деятельность, в работу детских и молодежных организаций;
- посещает учащихся на дому и составляет акт обследования;
- систематически проводит беседы с родителями по успеваемости и поведению учащихся в любой форме (по телефону, в очной беседе);
- в случае необходимости приглашает учащегося вместе с родителями на совет профилактики;
- проводит мероприятия воспитательного характера с учащимися девиантного поведения.

Учителя-предметники:
- контролируют присутствие учеников на своем уроке;
- создают "ситуацию успеха", формируют положительное отношение к процессу обучению;
- используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке;
- приглашают родителей в школу, выступают на родительских собраниях с информацией по успеваемости и поведению учащихся на его уроке, дают рекомендации по подготовке к своему предмету.

Социальный педагог:
- организует рейды по посещению учащихся на дому;
- организует и участвует в профилактических рейдах;
- проводит индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
- принимает участие в работе совета профилактики;
- ведет учет детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительных причин;
- вовлекает школьников в кружковую деятельность, в работу детских и молодежных организаций;
- осуществляет ведение документации по учету и движению учащихся и своевременно информируют отдел образования, отдел по делам несовершеннолетних, СДД о детях, уклоняющихся от обучения.
- участвует в подготовке необходимых документов для направления в соответствующие службы (СДД, ЦСССДМ, отдел по делам несовершеннолетних).

Практический психолог:
- проводит диагностирование учащихся с целью изучения причин пропусков занятий без уважительных причин;
- выявляет причины, которые усложняют становление личности ребенка;
- осуществляет первичную профилактику и коррекцию асоциального поведения учащихся;
- дает рекомендации учителям, родителям в решении вопросов обучения, воспитания, развития детей;
- участвует в работе совета профилактики.

Общественный инспектор по охране детства:
- участвует в работе совета профилактики;
- организует и участвует в профилактических рейдах;
- проводит разъяснительную работу с учащимися и их родителями.


5. Прогнозируемый результат
- снижение количества пропущенных уроков без уважительной причины;
- повышение уровня успеваемости учащихся;
- снижение числа правонарушений среди детей и подростков.

6. Срок реализации программы
В течение учебного года

7. Составили программу
Бороненко В.Г. Директор МОУ СШ № 5
Пучкова Е.И. Заместитель директора по УВР
Колисниченко Э.Д. Заместитель директора по ВР



7. Мероприятия по реализации программы

№ п/п
Содержание
Сроки
Ответственные
Форма отчетности

1
Контроль посещаемости учащимися учебных занятий.
Ежедневно
Классные руководители,
учителя - предметники
Классные журналы,
журнал учета посещаемости

2
Выяснение причин отсутствия учащихся на уроках, своевременное информирование родителей учащегося о пропусках учебных занятий. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями
в течение 1 часа от начала учебных занятий

Классные руководители, социальный педагог

Раздел Дневника классного руководителя «Индивидуальная работа»


3
Информирование администрации школы об учащихся, пропускающих занятия
Ежедневно
Классные руководители
Устное сообщение и докладная записка


4

Анализ информации классных руководителей, учёт учащихся, пропускающих учебные занятия, контроль работы классных руководителей
Еженедельно
Заместитель директора по ВР

Журнал учёта,

раздел Дневника классного руководителя «Анализ пропусков учебных занятий»



5

Организация рейдов по посещению учащихся на дому

В течение года
Классные руководители,
социальный педагог, общественный инспектор по охране детства
Составление
акта ЖБУ



6
Приглашение учащегося и его родителей на заседание совета профилактики правонарушений
В течение года
Зам. директора по ВР,
члены совета профилактики
Протокол совета профилактики

7
Постановка учащихся на внутришкольный контроль
В течение года
Зам.директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог
Ходатайство о постановки на внутришкольный контроль

8

Направление информации ГО МВД
По мере необходимости

Зам. директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог
Ходатайство о привлечении родителей к административной ответственности

9
Направление информации в СДД, ЦСССДМ, ГО МВД
По мере необходимости

Зам. директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог
Ходатайство о профилактической работе с детьми и родителями

10
Использовать в своей работе «Памятку классному руководителю  по профилактике пропусков занятий учащихся без уважительных причин»
Ежедневно
Классные руководители
Классные журналы,

журнал учета посещаемости

11
Опираться на «Алгоритм профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительных причин»
Систематически
Классные руководители
Классные журналы,
журнал учета посещаемости, составление
акта ЖБУ, докладные записки,
протокол совета профилактики, ходатайства, Дневник классного руководителя































АЛГОРИТМ
профилактической работы по предупреждению пропусков занятий
без уважительной причины

В целях обеспечения реализации права граждан на получение общего образования, повышения ответственности образовательных учреждений за полный охват несовершеннолетних общим образованием и сохранением контингента учащихся, образовательное учреждение обязано осуществлять контроль за посещаемостью учеников школы согласно алгоритма:

1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска 1 дня занятий или отдельных уроков классный руководитель выясняет причины отсутствия ученика у его родителей.

2. Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, то о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий классный руководитель предупреждает их по телефону, письменно (запись в дневнике) или посещением семьи по месту проживания.

3. Для определения и устранения причин необоснованных пропусков занятий администрация школы совместно с родителями принимает надлежащие меры, в том числе, беседы классного руководителя, проведение индивидуальных консультаций с социальным педагогом, практическим психологом.

4. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о пропущенных занятиях, а учащийся продолжает пропускать занятия (до 10 дней), социальный педагог совместно с классным руководителем посещает такого ученика на дому. При посещении выясняются условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причина отсутствия в школе, а также определяется, не оказался ли несовершеннолетний (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому оформляется актом обследования жилищных условий.

5. При установлении факта злоупотребления родителями алкогольными напитками, наркотиками, склонности к асоциальному поведению информация о данной семье доводится до сведения сотрудников ЦСССДМ, СДД, ГО МВД.

6. В случае невозможности установления места нахождения семьи несовершеннолетнего, следует письменно проинформировать ГО МВД, СДД, отдел образования.

7. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения несовершеннолетнего в школу, администрация школы направляет информацию в ЦСССДМ, совещательный комитет для проведения с данной семьей профилактической работы. А так же предупреждает их, что администрацией школы будет направлено ходатайство о привлечении их к административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования

8. Если ученик не посещает учебные занятия 10 дней, то администрация направляет ходатайство о привлечении родителей к административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования.

 9. В случае, когда работа с несовершеннолетним и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает пропускать занятия, несовершеннолетний должен быть поставлен на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более строгого контроля.

10. В случае если родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними, администрация школы информируют соответствующие органы.
























ПАМЯТКА классному руководителю  по профилактике пропусков занятий учащихся без уважительных причин

1. Каждый родитель обязан предупредить классного руководителя до начала учебных занятий, о причине отсутствия ребенка в школе. В последствии он должен предоставить документ (справка, заявление, объяснительная), подтверждающий отсутствие ребенка на учебных занятиях.

2. Классный руководитель в течение 1 часа от начала учебных занятий должен выявить количество и причину отсутствия учеников на занятиях. Классный руководитель обязан сообщить директору школы или зам. директору по ВР фамилии учеников, отсутствующих без уважительных причин.

3. В случае, когда причина отсутствия ребенка в школе в течение дня не установлена, классный руководитель месте с социальным педагогом в этот же день должен посетить семью и узнать причину отсутствия ученика в школе.

4. Еженедельно в пятницу классный руководитель должен пройти собеседование о пропусках занятий учащихся по установленной форме с заместителем директора по ВР с подтверждающими документами отсутствия ученика.
5. Классный руководитель проводит профилактическую беседу с учеником, пропустившим учебные занятия без уважительных с записью в дневнике классного руководителя.


15