Конспект урока по литературе на тему: В.В. Набоков. «Аня в стране чудес». 5 класс.

Тема урока: В.В. Набоков. «Аня в стране чудес».
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
показать учащимся особенности перевода сказки В. Набокова «Аня в стране чудес»;
познакомить учащихся с понятием «парадокс»;
показать учащимся примеры парадокса и игры слов в сказке В. Набокова;
развивать навыки пересказа и анализа текста;
развивать образное и логическое мышление учащихся;
Оборудование: учебник-хрестоматия «Литература. 5класс». Автор – Курдюмова Т.Ф.
Ход урока.
Орг. момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. Есть ли сегодня отсутствующие?
2. Постановка цели урока.
Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами будем продолжать работать со сказкой Владимира Набокова «Аня в стране чудес». Я напоминаю вам, что В. Набоков – был писателем-эмигрантом и писал свои произведения как на русском, так и на английском языке. Поэтому наша сегодняшняя задача – разобраться в особенностях перевода Набокова.
3. Объяснение нового материала.
Работа учителя
Работа уч-ся

План урока:
Проверка домашнего задания.
Особенности перевода сказки В. Набокова «Аня в стране чудес». Парадоксы в сказке.
Игра слов в сказке.

Проверка домашнего задания.
Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Я напоминаю, что дома вы должны были прочитать сказку «Аня в стране чудес» до конца и подготовить пересказ одного из эпизодов сказки. Кто готов отвечать? (пересказ одного из эпизодов на выбор учащихся)

2. Особенности перевода сказки В. Набокова «Аня в стране чудес». Парадоксы в сказке.
А теперь давайте рассмотрим, каковы же особенности сказки В. Набокова «Аня в стране чудес». (Беседа)
Вопросы:
Скажите, каков сюжет сказки Набокова на первый взгляд, простой или сложный и почему?
А заметили ли вы в сказке какие либо необычные явления или действия? Вспомните, что говорит Аня о своем приземление, когда летит в кроличью нору? Найдите в первой главе ее слова.
Хорошо. Оказывается, что такие необычные представления Ани далеко не случайны. Автор специально вводит их в сказку. И такие странности можно найти во многих действиях и рассуждениях героев сказки. Такое явление называется парадокс. Давайте откроем словарь в конце учебника, найдем в нем понятие парадокс, прочитаем, что же это за понятие и запишем его определение себе в тетради.
А ведь событие, которое представляет себе Аня во время падения в нору действительно необычное. Разве может Аня пролететь сквозь землю и оказаться среди людей, которые ходят вниз головой? Конечно, нет. Мы с вами знаем, что люди могут ходить только на ногах. Таким образом, автор специально переворачивает представления Ани. А давайте посмотрим, есть ли еще в сказке примеры, похожие на тот, что мы указали. (фронтальный опрос)
Вопросы:
Вспомните, какие еще необычные события и явления есть в сказке? Приведите примеры.
Как Аня воспринимала необычные явления, происходящие с ней?

3. Игра слов в сказке.
А сейчас, давайте посмотрим, есть ли в сказке необычные слова и выражения, неизвестные вам. Вспомните пожалуйста эпизод, когда Мышь рассказывает Ане свою историю. Аня представляет себе рассказ в виде хвоста, потому что ослышалась. Вместо слова «прост» ей послышалось слово «хвост». Так вот рассказ «в виде хвоста» - это словесная игра, которую нам предлагает Набоков. Неслучайно Набокова называют «мастером слова».
Давайте вспомним, какие еще словесные игры встречаются в тексте. Вы называйте их, а я буду объяснять их значение.
Выражение Ани: «Кошки на крыше, летучие мыши» - «летучие кошки, мыши на крыше» - изменение порядка слов.
название игры - «куролесы» - от слова «куролесить» - озорничать, проказничать.
Диалог Ани с Мышью: - «вы, кажется, дошли до пятого погиба» - Аня имела ввиду слово «Изгиб», так как представила себе рассказ Мыши в виде хвоста, который изгибается.








Сюжет сказки простой: девочка Аня падает в кроличью нору и ищет выход из нее. Во время путешествия по норе с ней происходит ряд приключений. Потом она просыпается и понимает, что все произошедшее ей приснилось.
Во время падения Аня замечает, что очень долго летит и говорит: А вдруг я провалюсь сквозь землю? Как забавно будет выйти на той стороне и очутиться среди людей, ходящих вниз головой!»
Парадокс – необычное событие или явление, которое противоречит общепринятым представлениям.




Кролик, одетый в костюм, бездонный колодец, превращения Ани, говорящие животные.
Аня не удивлялась им, а спокойно двигалась дальше, как будто такие странности происходят с ней каждый день.



Выражение Ани: «Кошки на крыше, летучие мыши» - «летучие кошки, мыши на крыше»; название игры - «куролесы»; Диалог Ани с Мышью: - «вы, кажется, дошли до пятого погиба».


Подведение итогов урока.
Вот такие особенности мы с вами нашли в сказке Набокова. На первый взгляд сказка простая, а на самом деле в ней скрыто много интересных вещей, которые мы с вами сегодня рассмотрели. Говорят, что эта сказка необходима людям любого возраста, которые любят рассуждать. Согласны ли вы с таким утверждением?
Действительно, ребята. Парадоксы и словесные игры, которые встречаются в сказке, позволяют взглянуть на мир по новому, увидеть то, что раньше казалось обыденным и неинтересным.
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели особенности перевода сказки «Аня в стране чудес», узнали, что такое парадокс и игра слов и нашли их в сказке.

Домашнее задание.
Дома вам нужно будет прочитать отрывок из сказки Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Я думаю, вам понравится эта сказка, потому что по ней снят знаменитый фильм «Властелин колец», который вы наверняка смотрели.
- До свидания.