Открытый урок по информатике на тему: Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий.

Тема: «Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий».
Цели урока:
образовательные:
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
практическое применение изученного материала;
приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов;
развитие способности логически рассуждать;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитательные:
воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы и целей урока – 2 мин.
Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
Систематизация и обобщение ранее изученного материала – 15 мин.
Практическая работа – 20 мин.
Итоги урока. Рефлексия – 3 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Организационный момент.
Приветствие.
2) Постановка темы и целей урока.
Сегодня у нас пройдет урок обобщения по теме «Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий». Мы будем выполнять задания, как теоретические, так и практические, вспомним основные понятия, функции и назначение табличного процессора. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля.
«Человек, несомненно, сотворен,
чтобы мыслить: в этом главное его
достоинство и главное дело жизни»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».
3) Мотивация учебной деятельности.
Для того чтобы выполнить задания, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая «Табличный процессор Excel». Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что у вас все получится!
4) Систематизация и обобщение ранее изученного материала.
Начнем урок с устной разминки. Вам предлагается ответить на вопросы. Вы выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если вы не отвечает на выпавший вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую студент теряет право ответа на вопрос.
За правильный и полный ответ студент получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса. Итак, начнем работать.














Вопросы для повторения:
Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла
Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла
Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). - 2 балла
Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла
Дан адрес ячейки А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании?  (Столбец А) -1 балл
Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1?  (75) – 2 балла
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения  x + 3y  и предскажите результат. (=A2+3*B2,  25) -2 балла [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
16. В какой категории находится функция ЕСЛИ? (логические) – 1 балл.
Устная разминка у нас закончилась. Идем дальше.
Следующие задание называется «Азбука информатики в анаграммах».
Азбука информатики в анаграммах
Из букв приведенных ниже данных слов, переставив их, получите термин, связанный с информатикой (Microsoft Excel).
АКЯЧЕЙ
БЕЦСТОЛ
КАРОСТ
ЛАМУФОР
МААМГРАПР
ИЯНКЦФУ
ГАНИК
ОНРАЗДИА
СТЛИ
Ответ: ячейка, столбец, строка, формула, программа, функция, книга, диапазон, лист
Следующие задание называется «Шифровщик». Вам необходимо расшифровать высказывание, пользуясь предложенной таблицей кодировки. Способ кодировки необходимо разгадать сами. 
Высказывание 03 15 07 11 46 02 04 24 22 13 05
08 18 26 46 12 11 16 06 14 46 17 25 21 23 09 28 19 27 29 46 36 31 33 39 38 32 35 46 43 34
40 10 45 37
 
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

0
+
Х
м
Ф
i
s
e
й
о
В

1
г
Л
е
О
l
а
с
н
f
Т

2
!
З
ч
Ы
с
а
t
с
е
Я

3
(
А
е
Б
н
й
р
й
ч
О

4
и
)
%
К
:
о
_
^
@
-

Ответ: Файл Microsoft Excel называется рабочей книгой.
5) Практическая работа.
Следующим этапом нашего урока буде выполнение практической работы за компьютером.
Практическая работа № 1.

Создайте таблицу учета товаров, пустые столбцы сосчитайте по формулам.
курс доллара
31,80

Таблица учета проданного товаров

№ п\п
название
поставлено
продано
осталось
цена в рублях за 1 товар
цена в долларах за 1 товар
всего в рублях

1
товар 1
50
43

170



2
товар 2
65
65

35



3
товар 3
50
43

56



4
товар 4
43
32

243



5
товар 5
72
37

57



Всего 
 

Отформатируйте таблицу по образцу.
Постройте круговую диаграмму, отражающую процентное соотношение проданного товара.
Сохраните работу в собственной папке под именем Учет товара.
Практическая работа № 2.

Составьте таблицу для выплаты заработной платы для работников предприятия.
Расчет заработной платы.

№ п/п
Фамилия, И.О.
Полученный доход
Налоговые вычеты
Налогооблагаемый доход
Сумма налога,
НДФЛ
К выплате

1
Молотков А.П.
18000
1400
 
 


2
Петров А.М.
9000
1400
 
 


3
Валеева С. Х.
7925
0
 
 


4
Гараев А.Н.
40635
2800
 
 


5
Еремин Н.Н.
39690
1400
 
 


6
Купцова Е.В.
19015
2800
 
 


Итого 


Сосчитайте по формулам пустые столбцы. Налогооблагаемый доход = Полученный доход – Налоговые вычеты. Сумма налога = Налогооблагаемый доход*0,13. К выплате = Полученный доход-Сумма налога НДФЛ.
Сохраните работу в собственной папке под именем Расчет.
Практическая работа № 3.

Постройте график функции у = 2/x2 (х
·0) в промежутке (10, -10).
Коэффициент
2

y
х

10
0,0200

9
0,0247

8
0,0313

7
0,0408

6
0,0556

5
0,0800

4
0,1250

3
0,2222

2
0,5000

1
2,0000

-1
2,0000

-2
0,5000

Поменяйте коэффициент на 10 и посмотрите, что произойдет.
Сохраните работу под именем График функции.

Итоги урока. Рефлексия.
Подводим итоги. Выставляем оценки.
7) Домашнее задание.










13PAGE 15


13PAGE 14715