Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО


Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДОГришина Татьяна Петровна, 1 кв. к., воспитатель, МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11, г. Борисоглебск.
В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Основываясь на ФГОС ДО и Примерную образовательную программу
Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», базируясь на образовательной программе дошкольного учреждения разработали свою Рабочую программу.
Документы, входящие в раздел рабочей программы воспитателя:
1.Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ.
2.Тематический план ДОУ на год.
3.Циклограммы деятельности воспитателей.
4.Комлексно – тематический план.
5.Календарный план.
6. Проект.
Мы более подробно остановимся на проектировании образовательного процесса, так как в содержание этого раздела входит комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми в конкретной возрастной группе.
При выборе тем для планирования мы руководствовались темообразующими факторами:
выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Животные наших лесов", "Безопасность на дорогах", "Новый год" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка и т. д.).
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. («Неделя книги», «Театр», «Разноцветная неделька»)
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет
кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина .В соответствии с ФГОС ДО и опираясь на примерную образовательную программу  "От рождения до школы" Веракса Н. Е. предлагаем вам варианты комплексно-тематического планирования
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным, в разделы которых входит:
Задачи
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Планирование непосредственно образовательной деятельности
А так же работа по взаимодействию с семьей.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Титульный лист
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
В комплексно-тематическом планировании приоритетно является проектная деятельность. Структура проекта планируется по выбранной тематике, но структура остаётся неизменной:
Паспорт (титульный лист)
Постановка проблемы или актуальность данного проекта  (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
Задачи (конкретные шаги для достижения цели)
Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта
Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач)
План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел  состоит из 3-х ЭТАПОВ:
I этап – предварительный : мониторинг  знаний детей,  анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.
II этап – основной: (примерная форма оформления)
дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: ООД, развлечения, праздник, презентация, выставка, фотовыставка.
Приложения (конспекты, фотоотчёт)
Литература:
1. Скорлупова О., Федин II.О. «О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» Дошкольное воспитание. -2010. -№ 5 -С. 46-50.
2. Сидина Т. А. Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3 - С. 8-1 1.
3. Закон Российской Федерации от 29Л 2. 2012 «Об образовании в РФ»
4. Реализация комплексно - тематичеекого принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации) Екатеринбург 2011
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.