Система оценивания планируемых результатов учебных программ и программ внеурочной деятельности в начальной и основной школе в БОУ «Ермаковская СОШ»


Система оценивания планируемых результатов учебных программ и программ внеурочной деятельности в начальной и основной школе

Успешность решения начальной и основной школой ряда важнейших задач во многом зависит от того, как устроена система оценивания образовательных достижений в школе.
Система оценивания позволяет:
-  отслеживать индивидуальный прогресс обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального и основного образования;
-   обеспечивать обратную связь для учителей, обучающихся и родителей;
-  отслеживать эффективность реализуемой учебной программы и программы внеурочной деятельности.
Как это налажено в нашей школе?
В текущем учебном году в нашей школе охвачено внедрением ФГОС с 1 по 5 классы 16 обучающихся, что составляет 48% от числа всех детей: 12 человек начальной школы и 4 обучающихся 5 класса.
Для реализации ФГОС в начальной и основной школе созданы условия: школа укомплектована кадрами, 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, остальные – первую категорию. Все педагоги школы прошли курсовую подготовку по внедрению ФГОС (в настоящее время учитель русского языка Сомолова Т.В. обучается в дистанционном режиме), 2 педагога проходят профессиональную переподготовку.
Укрепляется материально-техническая база школы – в текущем учебном году приобретены ноутбуки в пять учебных кабинета. Осуществляется преемственность с детским садом в выработке единых требований к подготовке будущего ученика 1 класса.
Организована внеурочная деятельность по выбору обучающихся и родителей, которая осуществляется во второй половине дня.
В начальной школе отведено 2 часа на реализацию 2 направлений: спортивно-оздоровительное направление – кружок «Розовые щечки» (1 час), общекультурное – кружок «Речевая культура» (1 час) , в 5 классе – отведено 2,5 часа на 3 направления: общекультурное – «Речевой этикет» (1 час), общеинтеллектуальное – «Занимательная математика» (1час), духовно-нравственное – «Я – житель земли Омской» (0,1 часа). При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы.
Для реализации внеурочной деятельности администрацией школы заключены соглашения о сотрудничестве с учреждениями села и района.
5 класса, рассмотренные на педагогическим совете № 1 от 19 августа 2015 года и утвержденные директором школы.
На заседании ШМО (в августе) рассматриваются нормативные документы и принимаются локальные акты, утверждаются директором школы. Педагогами – предметниками разработаны рабочие программы и программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, включая раздел «Планируемые результаты». В текущем учебном году в нашей школе в программы добавлен раздел «Система оценки планируемых результатов». Также в августе заместителями директора по учебной и воспитательной работе проводится экспертиза составленных программ и осуществляется их коррекция. По окончании составляются аналитические справки, заслушиваются на совещании при директоре ( в сентябре), издаются приказы и принимаются управленческие решения.
Составлен план ВШК по оцениванию планируемых результатов в 1-3, 5 классах.
В течение учебного года администрацией посещаются учебные занятия и занятия по внеурочной деятельности. Проводится стартовая, текущая, промежуточная аттестация. Результаты обсуждаются на ШМО.
По окончании учебного года приняты управленческие решения.
В рабочих программах и программах внеурочной деятельности учителями – предметниками прописываются формы проведения промежуточной аттестации, обсуждаются на ШМО. В начальной и основной школе по учебным предметам и по внеурочной деятельности в текущем учебном году формы промежуточной аттестации следующие:
Наименование учебных предметов
Периоды освоения ООП НОО


В урочной
деятельности
Во внеурочной деятельности


1 класс
2 класс
3 класс
3 классы

Русский язык
КДР
КД
КД
Кружки –
зачет/незачет





1.«Розовые щечки»
П





2. «Речевая культура»
П

Литературное чтение
КДР
Т/Ч
Т/Ч



Иностранный язык (английский)

Т
Т



Математика
КДР
КР
КР



Окружающий мир
КДР
КР
КР



Музыка
ТР
ТР
ТР



ИЗО
П
П
П



Технология
П
П
П



Физическая культура
СН
СН
СН










Условные обозначения:
КДР – комплексная диагностическая работа, направленная на определение уровня достижения метапредметных результатов обучающихся,Т- тест, П- проект, СН- сдача нормативов, Т/Ч- техника чтения, КР- контрольная работа, КД – контрольный диктант.
В основной школе
Предмет
В урочной деятельности
Во внеурочной деятельности

Русский язык
КД
Факультатив –
зачет/незачет

Литература
ТЧ
«Юный информатик»
П

Иностранный язык (английский)
КР
Кружки –
зачет/незачет

Математика
КР
1.«Речевой этикет»
П

История
Т
2.«Занимательная математика»
П

Обществознание
Т
3. «Я – житель земли Омской»
П

География
Т



Биология
Т



Музыка
П



ИЗО
П



ОДНКНР
П



Технология
П



Физическая культура
СН



Условные обозначения:
КР – контрольная работа, ,Т- тест, П- проект, СН- сдача нормативов, ТЧ- техника чтения, КД – контрольный диктант.
По результатам промежуточной аттестации: в 2014 -2015 учебном году выпускники ООП ООО (4 обучающихся) 100% прошли промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана со следующими результатами: высокий уровень- 25%, средний уровень – 50%, низкий уровень- 25%.
По внеурочной деятельности также обучающиеся начальных классов также прошли промежуточную аттестацию, все обучающиеся 100% получили зачет.
Личностные результаты оцениваются классным руководителем и социальным педагогом с учетом Программы мониторинга уровня сформированности УУД НОО и ООО:

УУД/ показатель
Инструментарий
Методы
Периодичность проведения
Сроки проведения

Коммуникативные УУД

1
Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска
5 класс
«Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской)

Наблюдение
 
2 раза в год
I этап
Октябрь–ноябрь
II этап
Апрель– май

Личностные УУД

2
 
Самооценка
5 класс
«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн»
Тестирование
1 раз в год
Октябрь

3
Мотивация
5 класс
«Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Анкетирование
1 раз в год
Октябрь

4
Мотивация на этапе перехода в среднее звено школы
5 класс
«Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») (Приложение № 11)

Тестирование
1 раз в год
Октябрь

Регулятивные УУД

5
Оценка
5 класс
«Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)
Тестирование
1 раз в год
Октябрь

Познавательные УУД

6
Сформированность навыков чтения.
5 класс
«Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой
Тестирование

1 раз в год
Ноябрь

7
Самостоятельность мышления.
5 класс
«Оценка самостоятельности мышления» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой
Тестирование
1 раз в год
Октябрь

8
Словесно-логическое мышление

5 класс
«Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова
Тестирование
1 раз в год
Февраль

Результаты обработаны, обсуждены на ШМО и доведены до сведения родителей.
Основной объект системы оценивания результатов образования – её содержательная и критериальная база.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов. Также ведутся рабочие журналы, где по всем разделам учебной программы, по четвертям (по биологии) отражаются результаты сформированности планируемых результатов (предметных, метапредметных) каждого обучающегося по критериям оценивания:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. - в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).
Определен инструментарий: тесты, карты наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки и дневник самооценки, задания УУД по разделам, по четвертям.
Определены общие метапредметные УУД в соответствии с ООП ООО
Ведется карта оценки метапредметных результатов обучающихся 5 класса (1 раз в год).
Анализируя деятельность обучающихся 5 класса по формированию метапредметных планируемых результатов, мы пришли к выводу: «проблемными зонами» являются формирование осмысленного чтения и самостоятельность в решении учебных задач. Поэтому на уроках в 5 классе уделяется этим умениям особое внимание.
В программах по учебным предметам отражено оценивания различных работ (оцениваются в баллах, затем перевод в пятибалльную систему):
-устный ответ
-лабораторная работа
-контрольная работа
-практическая работа
- презентация (по биологии, истории, обществознанию, географии),
- эссе (по биологии, истории, обществознанию, литературе),
- проекты (по биологии - критерии оценки индивидуального и группового проектов базового и повышенного уровня).
В программах по внеурочной деятельности прописаны формы оценивания:
- зачёт
- собеседование
- защита проектов
- итоговая рефлексия
- творческий отчет
- выставка
- листы наблюдения
- диагностические карты.
происходит безотметочное оценивание планируемых результатов, используется самооценка и взаимооценка. По завершении курса педагог представляет творческий отчет, обучающиеся защищают проекты.
Каждый пункт «Листа» оценивается в 1 балл. Обучающийся, набравший:
8- 9 баллов - имеет высокий уровень сформированности УУД;
6 - 7 баллов – средний уровень, педагог должен помочь обучающимся к концу года достичь более высоких результатов.
4 – 5 балла – низкий уровень формирования УУД, педагог должен постоянно активизировать детей, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Каждый пункт «Листа» оценивается в 1 балл. Обучающийся, набравший:
8- 9 баллов - имеет высокий уровень сформированности УУД;
6 -7 баллов – средний уровень, педагог должен помочь обучающимся к концу года достичь более высоких результатов.
4 – 5 балла – низкий уровень формирования УУД, педагог должен постоянно активизировать детей, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Рефлексивная карта ученика заполняется по завершении курса.
Чему я научился на занятиях?
Буду ли я продолжать занятия в следующем учебном году?
Над чем еще надо поработать?
Где пригодятся знания?
В полную ли силу я занимался?
За что могу себя похвалить?
Карта рефлексии достигнутых результатов кружка
Достигнутые результаты
Самооценка 0-3 балла
Оценка педагога
0-3 балла

Предметные результаты



Знаю











Метапредметные и личностные результаты



1.Вношу вклад



2.Умею договариваться с товарищем



3.Умею найти нужную информацию



4.Умею найти себе работу в паре, группе



5.Умею работать по аналогии



6.Умею планировать свою работу



Критерии оценивания:
1 балл – не умею,
2 балла – затрудняюсь,
3 балла – умею хорошо.
Педагогами школы используются различные методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Портфолио», методики: карта успеха, сундук регалий. Деятельность учителя заключается в разработке критериев.
К обязательным формам и методам контроля относятся:
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Оценивание планируемых результатов учебных программ НОО и ООО:
В начальной школе:
В 1 классе безотметочное оценивание. Учителем начальных классов используются различные формы рефлексивной деятельности на уроках

1.«Говорящие рисунки»
2.«Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял». Также такая форма используется учителем математики в 5 классе.
3.«Светофор» трехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора.
- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. «Мне нужно еще раз все повторить».
Также используются в начальной школе система оценивания:
листы индивидуальных достижений (1-4 классы) по 4 предметам: русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру,
дневник – самооценка (по оцениванию индивидуального проекта)
листы самооценки
Портфолио выпускников начальной школы.
В основной школе (в 2015-2016 учебном году -5 класс)
Рабочий журнал учителя,
в Рабочем журнале учителя отражены планируемые результаты
- Листы самооценки
Предметные ( в форме таблиц) по каждому разделу учебной программы, по четвертям, по итогам года
Критерии оценивания:
- метапредметные
- личностные по итогам диагностики классного руководителя и социального педагога. Результаты диагностирования обсуждены на ППС, ШМО учителей – предметников
Портфолио.
Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и определять рейтинг выпускников начальной школы.
В 4 классе в конце учебного года проводится конкурс портфолио: высокий рейтинг выявлен у выпускников 4 класса Ларичевой Дарьи и Криченко Данилы, выпускника 1 класса Лебедкина Артема.
Портфолио обучающихся 5 класса дополнен в текущем учебном году в связи с реализацией Стратегии воспитания и представляет собой личностное портфолио, которое будет пополняться до 7 класса.
Реализуется индивидуально-личностный подход в воспитании по 3 блокам: 1 блок – «Я познаю себя»(осмысление своей роли в классе, в семье, в школе), 2 блок – «Я – культурный человек» (содействие культурному росту), 3 блок – «Я- гражданин» ( углубление знаний о родном крае, об истории своей семьи, воспитывает уважительное отношение к законам своей страны и символике государства.
«Проблемные зоны»:
преподавание в условиях сельской малокомплектной школы (сдвоенные классы – пример – учебное занятие по истории в 5,6 классах, где 5 класс обучается по ФГОС, 6 класс – по БУП 2004 года;
слабый уровень подготовленности детей к школе.
Таким образом, применение критериального оценивания в начальной и основной школе в урочной и внеурочной деятельности дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться, и система оценивания планируемых становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815








Рисунок 1 
·