РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Обществознание к основной профессиональной образовательной программе по специальности 38.02.05 «Банковское дело»

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания обучающимися по специальности СПО Банковское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание разработана на основе Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)

в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО набазе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:



Личностных:

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

Метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;

· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
Предметных:

· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

· владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

· сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

· сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часа.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


контрольные работы
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


домашние задания
10

подготовка рефератов, докладов, составление тестов и кроссвордов.
19

участие в олимпиадах и конкурсах
10

Итоговая аттестация в форме устного зачета




























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если предусмотрены)
Кол-во часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Человек и общество
16
2

Тема 1.1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Содержание учебного материала
8
2


Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Человек, индивид, личность. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
Общение. Познание. Духовный мир человека.
Деятельность человека. Цель и смысл жизни человека.



Тема 1.2.
Общество как сложная система.
Содержание учебного материала
8
2


Понятие общества. Сферы общества. Общество и природа.
Развитие общества. Культура и цивилизация. Типология обществ. Глобализация человеческого общества. Контрольная работа.




Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написание рефератов, подготовка докладов, выполнение творческих работ по темам: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества», «Общество как сложная система»
8


Раздел 2. Духовная культура человека и общества
18
2

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
2
2


Духовная культура личности и общества



Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
8
2


Наука.
Научное познание
Образование
Технология учебного процесса



Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной жизни и культуры
Содержание учебного материала
8
2


Мораль. Основные принципы и нормы морали
Религия как феномен культуры, искусство и его роль. Контрольная работа.





Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написание рефератов, подготовка докладов, выполнение творческих работ по темам: «Духовная культура личности и общества», «Наука и образование в современном мире», «Мораль, искусство и религия как элементы духовной жизни и культуры»
9
2

Раздел 3. Социальные отношения
26
2

Тема 3.1.
Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала
6
2


Социальная роль и стратификация.



Тема 3.2.
Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
10
2


Социальное поведение
Социальные конфликты




Тема 3.3.
Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
10
2


Этнические общности
Семья. Молодежь. Контрольная работа.





Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написание рефератов, подготовка докладов, выполнение творческих работ по темам: «Социальная роль и стратификация», «Социальные нормы и конфликты», «Важнейшие социальные общности и группы»
13
2

Раздел 4. Политика
16
2

Тема 4.1.
Политика и власть. Государство в политической системе.
Содержание учебного материала
8
2


Государство и политическая система общества
Механизм государства
Формы правления. Формы государства




Тема 4.2.
Участники политического процесса
Содержание учебного материала
8
2


Форма государственного устройства и форма политического режима
Гражданское общество и правовое государство
Политическая идеология. Личность и политика. Контрольная работа.





Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написание рефератов, подготовка докладов, выполнение творческих работ по темам: «Политика и власть», «Государство в политической системе», «Участники политического процесса»
8
2

Всего
117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;
сборники заданий по дисциплине «Обществознание».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, литературы
Основные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.


Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).






КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Уровень освоения обучающимися содержания дисциплины оценивается путем использования различных типов, видов и форм контроля:
Типы: педагогический, взаимоконтроль, самоконтроль.
Виды: - входной (в начале 1 и 2 курсов с целью выявления остаточных знаний),
- текущий (на уроках проверки знаний и умений с целью выявления уровня освоения небольших дидактических единиц),
- обобщающий (по итогам изучения тем на уроках-зачетах)
- выходной (по итогам курса с целью выявления уровня усвоения материала за учебный год)
- итоговый (по завершению изучения всего курса обществознания).
Формы: зачеты, контрольные работы, самостоятельные работы, устный опрос, заполнение сравнительных и обобщающих таблиц и т.д.
Инструментарий: тесты, карточки-задания, вопросы-загадки, вопросы-пословицы, кроссворды, индивидуальные домашние задания, задания для домашнего практикума и т.д.

Результаты освоения учебной дисциплины
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Личностные результаты

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

Устный опрос. Прослушивание сообщений. Проверка практических заданий. Проверка рефератов. Оценка творческих работ. Проверка конспектов.


Метапредметные результаты


- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни

Устный опрос. Прослушивание сообщений. Проверка практических заданий. Проверка рефератов. Оценка творческих работ. Проверка конспектов.


Предметные результаты


- сформированность целостной картины мира, усвоение знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

Устный опрос. Прослушивание сообщений. Проверка практических заданий. Проверка рефератов. Оценка творческих работ. Проверка конспектов.
Контрольные работы. Тестирование. Зачет.





























Заголовок 1 Заголовок 415