Доклад на тему: Развитие художественно – творческих способностей в продуктивной деятельности детей в старшей логопедической группе


Развитие творческих художественных  способностей детей дошкольного возраста»
               Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.                                                                                                                    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, , А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».
Цель занятий по изодеятельности с детьми на отделении раннего эстетического развития ДШИ  — развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме (социализации). Кроме этого на этих занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, балетом, поэзией.
Организация образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. который  можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на уроках проходила наиболее эффективно необходимо  придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.
Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
                                    Формы и методы работы:
Развитие художественных творческих способностей зависит от овладения средствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются  разнообразные формы работы:
. Индивидуальная-  Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей,  научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
Коллективная форма  Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.
      Методы работы:
  Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.
 Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.
Использование различных средств художественной выразительности.  Это позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества.
Знакомство с разнообразной изобразительной техникой, В процессе творческого развития детей в работе используются  различные приемы рисования, в том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: кляксография, воскография, пластилиновая живопись, монотипия, граттаж.
Игры – сказки -  это и игровой метод обучения и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями,  ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
Использование ИКТ. 
Условия успешного, развивающего обучения детей на основе готовности к восприятию мира и самовыражению.             
Творческая деятельность детей. Необходимо обеспечить ребенку условия индивидуального развития творчества.
Опора на возрастные особенности ребенка. Сложность использования приемов и методов находится в прямой зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка на всех этапах его развития. Посредством творческой деятельности ребенок открывает свой волшебный мир творчества.
Ближайший социум  Правильно организованная социокультурная среда воспитывает в детской душе красоту, способствует творческим проявлениям.
Региональный компонент. ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения – это специфика дошкольного возраста. Поэтому в работе очень важно  использование краеведческого материала.
Сотрудничество в коллективе детей строится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.
Интегрированное обучение  Интегрированное обучение  предполагает применение различных технологий, нестандартных приемов, форм обучения. Это позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения.
Воспитать творческую личность нельзя без специальных усилий общества, направленных на эту культурную цель. Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. Работу необходимо выстроить таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества, поделиться своими достижениями друг с другом.
Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.
Список использованной литературы:
Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.
Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.
Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.
 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2.
Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.
Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.
Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренных детей: родителям, воспитателям учителям. - М.:
Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2005, № 2..
Осорина М.В.  Секретный мир детей  в пространстве мира взрослых. - СПб 2000.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.