Сообщение Роль художественной литературы в ознакомлении детей с природой и воспитании любви к ней

Роль художественной литературы в ознакомлении детей с природой и воспитании любви к ней.

Никулина Е.А.
Учитель начальных классов
КГУ « СШ № 26 с. Родниковское».
Карагандинская область
Осакаровский район

Нам необходимо воспитывать в ребенке умение понимать и любить природу такой, как она есть на самом деле, со всеми ее естественными, такими простыми и такими великими в своей гармонии свойствами. Для этого нужно учить наблюдать, анализировать и обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зернышке предугадывать будущее поле прекрасных цветов и, главное, умом и сердцем понять закон единства живого и неживого, прошлого, настоящего, будущего; учить осознавать. Что пренебрежение известным законам всеобщей связи явлений, может привести к гибели жизни на земле. И что задача каждого человека – беречь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя будущих поколений.
Ученые – психологи отмечают, что естественные потребности осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго – до 10-11 лет. А если этим не воспользоваться своевременно, то позднее придут новые интересы, очень далекие от изучения природы. Хорошо, если это будут интересы не во вред природе. А если не так? Так что нам необходимо использовать этот возраст для правильного ориентирования детей на будущее.
В начальной школе ведется предмет «Познание мира». В нем ставится цель обогатить и привести в систему представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы; выработать навыки правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, в природе).
А прививать детям любовь к родной природе просто необходимо, бесчувственным и бессердечным. Не зря основная тема учебников Нового поколения – « взаимоотношения человека и окружающей среды».
Педагоги используют различные приемы и методы при работе с детьми по ознакомлению с природой. Обогащает учебный процесс по изучению природы художественная литература. Умелое включение в урок отрывков из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся, воспитывают любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.
Произведения художественной литературы помогают также наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности.
Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если произведение содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно после прочтения произведения предложить ребятам ряд вопросов и заданий. Например, после чтения стихотворения М.Алимбаева « Приметы осени», я дала задания детям, работающим в группах, чтобы они рассказали о каком явлении природы сказано в произведении, по каким признакам они это определили.Затем предложила сравнить наблюдения писателя с их собственными наблюдениями и ответить
на вопрос: « Какие особенности явления природы нашли отражение в стихотворении?»
Также мы с ребятами описывали пейзаж после экскурсии в степь, а затем сравнивали свои собственные впечатления с наблюдениями М.Ауэзова в отрывке « Степной пейзаж».
К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
Например, когда мы изучали тему « Устройство термометра» интерес у учащихся вызвал отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Жалька».
- Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску. Гляжу на термометр и возвращаюсь в постель. Это заметила Жалька ( Жалька - кличка собаки). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет. Раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки.-
Ученики сразу же поняли, что собака не могла определить показаний термометра. А они это сделать могут. Я продемонстрировала показания нескольких термометров, а дети определяли температуру и сравнивали ее.
При изучении лиственных и хвойных растений, можно использовать рассказ Ю.Дмитриева « Брусника».а начать знакомство можно со сказки о том, как злая женщина посылает в лес маленькую девочку зимой принести свежих ягод. И затем предложить детям самим совершить такое чудо. Для этого летом нужно заметить в лесу место, где растет брусника, а зимой раскопать снег и найти красные ягодки. Так как у нас это растение не растет, то ребята мне сказали, что зимой можно собирать рябину, уж ее - то у нас много.
При изучении темы «Растения в разное время года», я прочла детям отрывок из произведения М.М.Пришвина « Как распускаются деревья». Но сначала предлагаю ребятам самим рассказать об этом или же понаблюдать за деревьями на экскурсии. Только после этого читаю отрывок, а ребята сравнивают свои и авторские наблюдения, отвечают на мои вопросы: « В чем особенность молодых листьев липы, осины, клена, сосны? Почему на отдельных веточках листья не распускаются?»
На обобщающем уроке о сезонных изменениях в природе использую отрывки из стихотворений, где даются описания разных времен года. Например, зачитываю следующие поэтические строки
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. ( А.Фет)

Журавли на юг летят.
Дым над юртой синий.
Листья желтые кружат.

На травинках иней. ( К.Баянбаев)
Растаял снег на тротуарах,
Сохнут лавки на бульварах,
Светит солнце целый день,
Вдоль оград цветет сирень ( А.Дуйсенбиев)

Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (И.С.Никитин)



После чтения каждого отрывка веду работу по нахождению и дополнению примет времен года, а также составляем свои собственные рассказы, стихи , сказки о временах года.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда, обижать животных. А мы должны научить ребенка наблюдать за окружающим миром, любоваться яркими красками неба при закате и восходе, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки. И вся эта красота прекрасно описана в произведениях. Так что ученики могут не только сами все это наблюдать, но и услышать в художественных произведениях. И тогда у детей разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется и педагогу следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. И здесь снова неоценимую помощь оказывает художественная литература, которой можно сопровождать любые наблюдения.
Например, когда наступает самое красочное время – листопад, можно сводить детей на экскурсию в парк. В парке листья устилают землю разноцветным ковром. Сколько стихотворений посвящено этому явлению природы! А.С.Пушкин, А.К.Толстой, М.
Алимбаев и многие другие обращались к этой теме.
Наблюдая отлет журавлей, показать, что они летят углом, двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Иногда удается увидеть как передовой журавль меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место. В этот момент тихо можно прочесть стихотворение М.А.Познанской « Журавли».
Журавли летят, курлычут, Жалко мне цветных полянок
Шлют последнее « прощай». И журавликов моих!
За собою лето кличут, Только я тужить не стану,
Забирают в теплый край. А весною встречу их.
А совершая прогулку в зимний парк после снегопада, полюбуйтесь красотой парка в зимнем уборе. Изменились очертания деревьев и кустарников, они покрылись остроконечными зимними шапками. У некоторых деревьев ветви напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево. На ветки ели как будто разложили ватные шарики. В этот момент можно прочесть стихотворение С.А.Есенина « Белая береза». Затем послушать, какая стоит тишина, и сопроводить чтением строчек:
Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях – тишина, тишина, тишина.
Понаблюдайте за снежинками. Для этого возьмите темный картон, положите на него снежинку и через лупу рассмотрите строение отдельных снежинок. Самая простая форма – шесть иголочек. Но встречаются и более сложные формы. Рассматривая их, скажите, что писатель И.Тургенев приветствовал снежинки такими словами:
« Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега!» или же прочтите отрывок стихотворения К.Бальмонта « Снежинка».
Предложите детям понаблюдать, одинаковые ли снежинки в разную погоду. Дети убедятся, что их форма изменяется. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели образуют хлопья. Спросите детей, что находится между снежинками, прочтите рассказ В.Архангельского « летят снежные пушинки».
Зимой можно устроить пир для птиц и понаблюдать за ними: кто как ест, рассмотреть окраску их оперения, а затем пусть дети вспомнят рассказ Э.Шима «Живые цветы» и сравнят с прилетевшими на кормушку птицами. Также можно предложить детям прочесть рассказы о птицах « Синичкин календарь. Январь» В.Бианки, «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод» Г.Скребицкого.
Весной можно организовать наблюдение за солнцем, лужами, сосульками, спросить, почему появляются сосульки, прочесть сказку О.Иваненко « Сосулька», сказать народную примету: « Длинные сосульки – к долгой весне».
В это время начинает обильно цвести черемуха. Полюбуйтесь с детьми ее белыми ароматными пушистыми цветами в кистях. Прочтите стихотворение С.А. Есенина « Черемуха».
Черемуха душистая И ветки золотистые,
С весною расцвела. Что кудри завила.
Расскажите детям, что черемуха не только красива, но и полезна: если ее ветви поставить в комнату, улетят все вредные насекомые. Как бы ни голодал заяц зимой, он ни за что не тронет кору черемухи – она ядовитая. Зато в листьях и цветах много витамина С и эфирного масла. Из плодов, цветов и листьев делают лекарство. Это красивое и полезное растение нужно беречь.
Умелое сочетание художественной литературы с непосредственными наблюдениями поможет воспитать у детей интерес и внимание к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.




15