Контрольная работа по обществознанию: Социальная сфера


Контрольная работа Обществознание 10 класс
Тема: Социальная сфера общества
Вариант 1
А.1 Касты, сословия, классы – это
А) Типы социальной стратификации
Б) Этапы развития государств в Новое время
В) Социальные группы, присущие средневековому обществу
Г) Элементы социального статуса личности
А. 2 Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности – это проявления
А) Общественной нестабильности Б) Социальной дифференциации
В) Социального неравенства Г) Социальной мобильности
А. 3 К «социальным лифтам» П. Сорокин относит
А) Армию Б) Церковь В) Школу Г) Всё перечисленное
А. 4 К показателям предписанного статуса личности относится А) Карьера Б) Возраст В) Квалификация Г) Образование
А. 5. Верны ли следующие суждения о социальных группах
А. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества
Б. Одной из причин многообразия социальных групп является общественное разделение труда
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А. 6 Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определённого статуса
Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А. 7 Верны ли следующие суждения
А. Нравственные нормы возникли позже правовыхБ. . Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
А. 8 Верны ли суждения по поводу социальной мобильности
А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность
Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность
!. Верно только А 2. Верно только Б. 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
В.1 Запишите слово, пропущенное в приведённом фрагменте таблицы
Функция семьи Характеристика
Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе
В.2 Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Выражение санкций Виды санкций
А) Проявление недружелюбия 1) Формальные негативные санкции
Б) Наложение штрафа 2) Неформальные негативные санкции
В) Объявление выговора
Г) Объявление бойкота
Д) Отказ от сотрудничества
В. 3 Найдите в приведённом списке черты, свойственные только семье традиционного типа. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) Совместное ведение хозяйства
2) Главенствующее положение отца семейства
3) Совместное проживание нескольких поколений родственников
4) Закрепление за женой роли домашней хозяйки
5) брачно-родственные связи между членами семьи
С. 1 Прочитайте текст и выполните задание к нему
Молодёжь как социальная группа
Молодёжь – это один из скрытых ресурсов , который имеется в любом обществе и от которого зависит жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, несколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется
Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодёжи…, используя молодёжь по необходимости, механически, частично. Молодёжь остаётся лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле – потерянным поколением.
Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодёжи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлёбываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодёжи практически нет собственного прошлого, её сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодёжи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие , когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодёжи в обществе. (И.М. Ильинский «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодёжи»)
1. Как автор раскрывает отношение к молодёжи в традиционных и динамичных обществ?
2. В чём видит автор основную социальную функцию молодёжи?
3. Какие особенности молодёжи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?
4. Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь ?