Паспорт проекта в подготовительной к школе группе Славься, Русь-Отчизна моя!

Тема проекта: «Славься, Русь – Отчизна моя!»

Вид проекта: информационно - познавательный, групповой, краткосрочный

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), воспитатели, хореограф, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что  любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения  родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если  взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов

Цель проекта: Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках, символах. Формирование представлений о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Задачи:
Обучающие:
дать сведения об истории страны, ее символике;
познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
развивать  познавательный интерес к истории и культуре  родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
вовлекать родителей в активное сотрудничество.
уточнить представление детей о государственном празднике; побуждать внимательно слушать текст; привлечь к беседе по содержанию текста.
знакомство с особенностями быта русского народа

Проблема проекта: Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДОУ, но результаты бесед, опроса, наблюдений, изучения продуктов деятельности детей показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашей страны. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Славься, Русь – Отчизна моя!». Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Решение проблемы: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Реализация проекта:
Образовательная деятельность: Цикл занятий по всем видам деятельности. Цикл игр (дидактические, подвижные, игры со стихами, этюды на имитацию, сюжетно – ролевых). Чтение, заучивание наизусть, загадывание и отгадывание загадок, пословицы. Работа с презентациями.
Образовательная деятельность в режимных моментах: Решение проблемных ситуаций, экспериментальная деятельность, ситуативные беседы, тематические наблюдения.
Совместная деятельность с родителями: информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных рисунков.

Предполагаемый результат:
формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
приобретение детьми навыков социального  общения с взрослыми и сверстниками;
умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
знать историю своей страны, ее героев.

Продукт проектной деятельности: d°выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».

Итоговое мероприятие: познавательное занятие «День единства России».

Методические рекомендации к работе над проектом:

1 этап – организационно – подготовительный
- подобрать детскую и методическую литературу, пособия (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры), слайды, атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- подготовить конспекты НОД;
- подобрать для родителей информационные листы по теме проекта.

2 этап – практический
- рассматривание картин, иллюстраций, слайдов по теме;
- проведение НОД согласно режиму образовательной деятельности;
-проведение игр (дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, театрализованных);
- чтение художественной литературы по теме;
- беседы с родителями, совместное изготовление поделок;
- выставки детских рисунков, работ по аппликации, конструированию и ручному труду.
Методические рекомендации к практическому этапу проекта. 1. Познавательное развитие:
-Организационная образовательная деятельность: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва – столица России. Герб Москвы», «Родной поселок», «Как возникла Россия. Символика страны.».
- Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя», «Праздники моей страны», «Из прошлого моей Родины».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России», «Кто, где живет».
-Просмотр мультфильма «Россия».
2. Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль», «Флаг России».
-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка», из глины «Лошадка» и роспись поделки в стиле дымковской или каргапольской игрушки».
-Оригами: «Матрешка и неваляшка».
-Аппликация: «День народного единства», «Русская березка».
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость».
-Создание герба группы.
Музыкальная деятельность:
- Организационная образовательная деятельность: «День народного единства».
 -Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский  Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш», первого куплета песни «Широка страна моя родная
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
3. Физическое развитие:
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Беседа о пользе прогулок в городских парках.
4. Социально – коммуникативное развитие:
- Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья».
-Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России».
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания;  аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
-Коллекционирование магнитов с изображением городов России, рассматривание коллекции старинных монет.
-Посещение краеведческого музея.
Игра «В музее» (вспомнить, что такое музей, кто там работает и для чего нужны музеи».
Беседа по картинке «Бабушка и внучка расписывают глиняные игрушки» (в старину).
С/р игра «На корабле».
5. Речевое развитие:
-Организационная образовательная деятельность: «Дорогая моя столица!».
- Беседы об истории праздника Дня народного единства,  «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная» (отрывок), В. Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
- Приобщение к художественному слову: чтение И. Токмакова «Чудо Георгия о змее».
Чтение рассказа В.Степанова «Что мы родиной зовем». Составление рассказа «Я живу в России». Чтение «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам»
Словарная работа по стихотворению «Хоровод берез» Т. Шогыгиной (природа родного края). Игра ТРИЗ «Что сначала, что потом...».
Совместная деятельность детей и родителей:
-Выставка творческих работ детей;
- Оформление  папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота»;
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
-Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей;
-Разучивание с детьми стихов.

3 этап – рефлексивно – обобщающий
- конкурс стихов;
- показ познавательного занятия детям старшей группы;
- презентация проекта.



15