АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ. Сценарий конкурса художественного чтения для старших дошкольников


СЦЕНАРИЙ конкурса художественного чтения
для старших дошкольников «Азбука безопасности»
Учитель-логопед Чепикова Н.В.
МАДОУ детский сад № 46 СОП №1
Цель и задачи: 
пропаганда и  развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при возникновении различных ситуации, закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения на улице и дома; 
формирование  четкого представления о том, как выглядит опасность и почему она возникает; 
развитие умения  находить решение в сложных ситуациях; 
воспитание  осторожного обращения с предметами повышенной опасности, бережного отношения к своей жизни, находчивости,  собранности;
обучать дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство;
способствование  развитию творческих способностей, фантазии обучающихся.
Возрастная группа: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Место проведения: актовый зал.
Оформление: выставка тематических детских  рисунков; плакаты  «Безопасность при обращении с огнём», «Правила дорожного движения», «Безопасность в доме», «Личная безопасность»; выставка детских поделок по ПДД.
Предшествующая работа : проведение с воспитанниками занятий, бесед, целевых прогулок к светофорам и перекрёсткам города, экскурсии, наблюдения за транспортом, пешеходами и работой регулировщика; рассматривание иллюстраций, знакомство с литературными произведениями по правилам безопасного поведения; встречи с инспектором ГИБДД и пожарной части ; оформление в группах уголков по безопасности; проведение подвижных и дидактических игр по интересующей теме.
Предполагаемый результат: закреплены знания детей по  основам безопасности, организован досуг.
Ход  мероприятия
I. Организационный момент.
Звучит вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте ребята, рада видеть вас на нашем конкурсе. Сегодня мы вспомним, что означает «опасность», какими бывают опасные ситуации и что в этом случае нужно делать.
Ведущий: Сядьте удобно, не тесно,
Места займите скорей.
На конкурс чтецов сегодня
Мы пригласили гостей.:
Испектор ПЧ МЧС.
Инспектор ППС.
Ведущий: Хочу напомнить вам, ребята, что сегодня не просто праздник. Сегодня мы проводим конкурс художественного чтения "Азбука безопасности". А это значит, что в нашем зале еще присутствует уважаемые члены жюри, которые будут оценивать конкурсантов. Давайте их поприветствуем!
(представление членов жюри)
________________________________________________________
Ведущий: Ну что ж, в добрый час!
I. Безопасность при обращении с огнём
Разминка “Доскажи словечко”.
Ведущий:Ребята! Послушайте меня внимательно и попробуйте закончить фразу,
Упал на пол уголёк, Деревянный пол зажёг, Не смотри, не жди, не стой, А залей его …(водой).
Кто с огнём неосторожен, У того пожар возможен. Дети, помните о том, Что нельзя играть с …(огнём). Раскалился если вдруг Электрический утюг Что должны вы делать детки? Вынуть вилку из…(розетки).
Если хочешь ты гулять, Вскачь не надо убегать, Закрывая в доме дверь, Всё ли выключил,…(проверь).
Ведущий: Я приглашаю на сцену первого нашего конкурсанта (дети читают стихи)
1. Саша П."Экстренные ситуации"
2.Егор П."Я спичек коробок нашел"
3.Олеся У."Огнетушитель"
Ведущий: Давайте проверим, все ли правила пожарной безопасности вы усвоили. Вставайте все на ноги. Я буду называть то, чем можно тушить пожар. И если этим действительно можно его тушить, то вы поднимете руки вверх и похлопаете, а если этим тушить нельзя, тогда вы будете топать ногами. Хорошо?
•Бумага (Дети топают ногами)
•Вода (Дети поднимают руки вверх и хлопают)
•Бабушкины пироги! •Песок •Блины! •Земля!
Ведущий:Так чем можно тушить пожар? Пирогами и блинами? Нет, пожар можно тушить водой, песком, землей. Ай да молодцы! Все правильно!
II. Безопасность на дороге.
- Ведущий:А сейчас отгадайте загадки.
На самом перекрёстке Висит колдун трёхглазый, Но никогда не смотрит Тремя глазами сразу. ( Светофор)
Правильно, это светофор.
А знаете ли вы, ребята, каким цветом и когда зажигается светофор?
Вот зажёгся красный свет – Всем известно — … (хода нет).
С вами так условимся: Жёлтый — … (приготовимся).
А зелёный говорит: Путь … (открыт).
Ведущий: И сейчас наши конкурсанты будут читать стихи о светофоре и о правилах дорожного движения
4. Лиза С. "Светофор "
5.Настя Ш. "Если надо перейти"
6.Степан Т. "Самосвал"
7. Лиза Д. "Азбука города"
8. Денис К."Непослушный пешеход"
9.Софья Н."Пешеходный переход"
Ведущий: Молодцы,  ребята! Правила дорожного движения, правила поведения пешеходов на дороге вы знаете.
Ведущий: А сейчас , ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Ведущий читает стихотворения и показывает движения, а дети повторяют).
«Переход» Н. Сорокин
Там – указать руками вперед
Где шумный перекресток – руки скрестить перед собой
Где машин – имитация движения водителя за рулем
Не сосчитать – указательным пальчиком по сторонам указать (слева, перед собой, справа)
Перейти не так уж просто – ходьба на месте
Если правила не знать – правая рука согнута в локте, указательный пальчик вверх, левая рука придерживает правую руку за локоток.
Пусть запомнят – руки согнуть в локтях под острым углом приставить к вискам
Твердо дети – взять с соседа за руки
Верно поступает тот – держась за руки с соседом, слегка раскачивать руки
Кто лишь при зеленом свете – руки в стороны, интенсивные движения пальцами рук (сгибание – разгибание)
Через улицу идет – ходьба на месте.
III. Безопасность в доме.
Ведущий. В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и жизни человека, если с ними неправильно обращаться.
И мы продолжаем наш конкурс. Я приглашаю конкурсантов прочитать свои стихи о правилах безопасности дома.
10. Соня А. "Таблетки".
11.Вика О."Про грязные овощи и фрукты".
12.Наташа Ш."Будь осторожен с кипящей водой".
13.Саша М. "Не подходи к газовой плите".
14.Захар Ч."Разрешается-Запрещается".
15.Георгий Л."Безопасность".
16.Дима С.»Не катайся по перилам».
IV. Безопасность с незнакомқми людьми.
Ведущий. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. Сейчас мы проверим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.
Ведущий: Ребята ! Кто может назвать сказки, где герои попадали в беду из-за того, что не знали правил безопасности?(ответы детей).
Ведущий.Я вам напомню еще некоторые сказки и их героев. А вы, Ребята , должны объяснить, что случилось с героями и почему.
1. Сказка «Колобок» ( не послушался взрослых и ушёл от дедушки и бабушки ).
2 . «Волк и семеро козлят» (козлята открыли дверь незнакомому волку).
3 . «Красная Шапочка» (рассказа незнакомцу куда идёт и зачем).
4 .«Буратино» ( показал незнакомцам, что у него есть деньги, они у него их забрали).
Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с заданием..А следующие конкурсанты напомнят нам еще раз правила общения с незнакомыми людьми.
17.Алина Б.«Как вести себя с незнакомцами».
18.Арсений М.«Не открывай дверь чужим людям».
19.Зарина Х.« Не разговаривай по телефону с незнакомыми».
20.Никита К.
21.Глеб Ш.«Как вести себя с незнакомыми».
Ведущий. Ну что ж, все стихи прочитаны. И сейчас, пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.

Игра "Красный, желтый, зеленый!"
Ведущий называет сигналы светофора. Дети выполняют движения, соответствующие данному цвету. "Красный" - дети присаживаются на корточки. "Желтый" - дети стоят. "Красный" - дети двигаются, изображая различные транспортные средства.
Конкурс-разминка "Назови транспортное средство литературного героя"
Ведущий задает вопросы сразу всем командам:- Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину?- Личный транспорт Бабы Яги?- На чем Емеля поехал во дворец к царю?- На чем летал старик Хоттабыч?- На чем путешествовал Незнайка с друзьями?- На чем отправилась на бал во дворец Золушка?
ИГРА.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
- Где должны ходить пешеходы? (Пешеходы должны ходить по тротуару.)
- Что такое перекрёсток? (Это место, где пересекаются улицы.)
- Что такое пешеходный переход? (Это место, где переходят улицу.)
- Как обозначается пешеходный переход на дороге?
(Белой краской широкими линиями, а также знаком «Пешеходный переход».)
- Где можно кататься на велосипеде? (На детской площадке, во дворе.)
- Почему нельзя одним выходить на улицу и играть на дороге?
(Там ездит много машин, можно попасть под машину.)
- Почему нельзя высовываться в окно или высовывать руки, когда едете в автобусе, машине, поезде?
(Это очень опасно! Может задеть проезжающий рядом транспорт.)
- Молодцы, ребята.
Награждение участников и победителей.
Представление слова гостям конкурса.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, наш конкурс. Я надеюсь, вы все запомнили правила поведения, о которых мы говорили. Будьте внимательны и осторожны. Спасибо за игру. До свидания!
Звучит вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», конкурсанты делают круг почета и выходят из музыкального зала.
ЗАГАДКИ:
Он стоит у перехода,
Помогает пешеходам. (Светофор).
Для этого коня еда: Бензин и масло, и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется (автомобиль) 
Дом по улице идет, На работу всех везет,  Не на тонких курьих ножках,  А в резиновых сапожках (автобус) 
Этот знак такого рода: Он на страже пешехода Переходим с мамой вместе Мы дорогу в этом месте
(пешеходный переход) Лёша с Любой ходят парой.Где идут? По ...(Тротуару.)Вот дорожная загадка: Как зовется та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы?(Зебра.)Милицейских нет фуражек, А в глазах стеклянный свет, Но любой машине скажет: Можно ехать или нет.(Светофоры.)Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Прикатил нам пианино. (Грузовик)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед)
Ему нелегко, вероятно.
Он ездит туда и обратно,
Вперед и назад, и кругами,
Цепляясь за провод рогами. (Троллейбус)
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)
Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница. (Поезд)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)