Конспект урока Русское поле


Л – 7
Тема: Песни на стихи русских поэтов 20 века. И. Гофф «Русское поле», А.Н. Вертинский «Доченьки».
Задачи урока:
Познакомить с творчеством И. Гофф, А. Вертинского; углубить представления о творчестве поэтов 20 века; познакомить с музыкальной версией стихотворений «Русское поле» и «Доченьки».
Расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим и музыкальным достоянием русской классики 20 века.
Способствовать повышению мотивации к изучению литературы; развивать навык восприятия и осмысления музыкально-поэтической классики.
Оборудование:
М/М презентация
Электронная запись песен «Русское поле», «Доченьки».
Интернет – ресурсы.
Ход урока.
Музыкальное вступление («Русское поле») – М/М сопровождение: изображение поля.
Усвоение нового:
Слово учителя: - Понравилась песня? Её исполнил артист театра и кино Владимир Ивашов, к сожалению, рано ушедший из жизни (слайд «В. Ивашов»). Автор стихов – Инна Анатольевна Гофф. Песня прозвучала также в фильме «Русское поле» (1971г.), где главную героиню сыграла народная артистка СССР Нонна Мордюкова (слайд) – на этом слайде героиня Нонны Мордюковой с сыном (его сыграл сын Н. Мордюковой Владимир Тихонов). Фильм рассказывает о нелёгкой судьбе русской женщины, похоронившей единственного сына.
Сообщение ученицы (биография и творчество И. Гофф).
Анализ стихотворения «Русское поле»:
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?
- Какие пословицы о поле вам известны?
- Почему авторы фильма дали ему такое название?
- Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?
- Как вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я – твой тонкий колосок»?
- Найдите тропы в стихотворении:
Метафора (поле – жизнь, судьба)
Сравнение (я твой тонкий колосок)
Лексический повтор (поле, русское поле)
Риторическое обращение («Здравствуй, русское поле!»)
Слово учителя: - А теперь послушаем ещё одну песню (звучит песня «Доченьки» на слова А.Н. Вертинского). Песня авторская, т.е. её сочинил один человек, музыку и слова. Песни с таким же названием сочинили И. Кобзон и А. Пугачёва, О. Газманов и Пелагея, Глюкоза и Н. Трубач.
Интересна судьба этой песни. Но сначала – о её авторе.
Сообщение ученика о А.Н. Вертинском (М/М сопровождение).
Учитель: - Как вы думаете, кому посвящена песня «Доченьки»?
Действительно, песня посвящена дочерям поэта – Марии (Марианне) и Анастасии Вертинским. Что вам известно о них? (обе стали актрисами театра и кино). Назовите их роли.
Анализ текста стихотворения «Доченьки»:
- Какова основная мысль стихотворения?
- Какие чувства переданы автором стихотворения?
- Назовите тропы и другие средства художественной выразительности, использованные поэтом (сравнения: «залезли мне в сердце девчонки, как котята в чужую кровать», «я, как птица, гнездо своё вью»). Каким чувством согрето стихотворение?
Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали мы на сегодняшнем уроке?
Дома: выучить наизусть понравившееся стихотворение. Инд. Задание: сообщение о Б. Окуджава.