Разработка урока по познанию мира Добыча и охрана полезных ископаемых


Познание мира
Тема: Добыча и охрана полезных ископаемых.
Цели: 1.дать представление учащимся о добыче и охране полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;
2.развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
3.воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Ожидаемый результат: знание о добыче и охране полезных ископаемых.
Ход урока
I.Организационный момент позитивный тренинг
II.Проверка домашнего задания
пересказ с100 - 101
III.Сообщение темы и целей урока.
-Добыча и охрана полезных ископаемых.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о некоторых полезных ископаемых, сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое "полезные ископаемые"? Что такое «недра» земли? - Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
IV.Актуализация имеющихся у учащихся знаний
-Скажите, что означает выражение "разработка недр"?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.
- А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.

V.Практическая работа учащихся.
– На прошлом уроке мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми? Давайте вспомним, как они называются.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
У вас в группах лежит образец полезного ископаемого, даете анализ по плану.
Слайд 3

План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
Где используется это полезное ископаемое?
- С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. - Где они применяются?
- А сейчас давайте посмотрим на экран.
Слайд 4 –Гранит

- Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
- Однороден ли он по составу?
Слайд 5 - Состав гранита

- Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Слайд 6 - Гранитный массив

Слайд 7- Применение гранита.

Слайд 8 - Глина
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Слайд 9 - Известняк
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов. бразовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.

Слайд 10 Железная руда
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Слайд 11 –Каменный уголь
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь?

Слайд 12 Торф
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

VI.Физминутка позитивный тренинг
VII.Охрана полезных ископаемых
работа с текстом учебника с 102 – 103, составление вопросов по тексту
VIII.Рефлексия знание, понимание, применение, трудности
-На уроке я узнал, что…
-Мне понравилось на уроке…
-Я испытывал трудности…
-Мне не понравилось…
IX.Оценивание формативное, суммативное№ критерии
1 пересказ текста при проверке домашнего задания
2 активность при обсуждении новых понятий
3 работа в группах – практическая работа с образцами полезных ископаемых
4 индивидуальная работа – охрана полезных ископаемых
X.Д/З пересказ с 102 – 103