Научная работа по биологии Влияние пищевых добавок на органиизм человека 9 класс


МОУ «Лицей №1» г. Всеволожска
Исследовательская работа
«Влияние пищевых добавок на организм человека.
Исследование качественного состава чипсов»
Выполнили:
учащиеся 9 «А» класса
Досполова Мария и Чачуа Дмитрий
Руководитель: Болдакова Татьяна Анатольевна
Всеволожск 2014 г.
Оглавление
Стр.
Введение ………………………………………………………………… 3-4
1. Теория вопроса ……………………………………………………… 4-5
2. Исследование проблем питания обучающихся……………………... -
3. Исследование качественного состава чипсов
3.1. Краткая справка о чипсах ………………..………………….. 5-6
3.2. Состав чипсов …………………………………………………. 6-7
3.3. Определение качества чипсов ……………………………….. 7-12
3.4. Сравнительная характеристика разновидностей чипсов …..12-13
4. Выводы ………………………………………………………………..13-14
5. Заключение ……………………………………………………………15
6. Список использованной литературы ……………………………….16
7. Приложения …………………………………………………………..17
Введение
Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10 % зависит от качества медицинского обслуживания, на 20 % определяется наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и на – 50% образом жизни.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», - так говорил Геродот. Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Здоровый образ жизни – прежде всего сбалансированное питание. Однако дальше провозглашения этого лозунга процесс понимания сущности биохимических реакций, как правило, не идет. «Когда я знаю, я – вооружен» – это должно стать девизом каждого человека. Но «знать хорошо, а уметь лучше». Важно научиться умению изучать состав ингредиентов продуктов, сроки хранения, рекомендации по их правильному применению, приготовлению, использованию, возможности сочетания с другими продуктами питания.
Мы живем в мире новейших информационных технологий, когда для всех важную роль играют такие качества, как мобильность, быстрота, компактность и наукоемкость. Проблема здорового питания стала важна особенно в настоящее время, так как изменился образ жизни современного человека, экология и качество потребляемой пищи. С питанием люди получают вещества, формирующие ткани организма, регулирующие жизненные процессы, восполняющие энергетические затраты, необходимые для жизнедеятельности. Для обеспечения всех потребностей организма и сохранения здоровья человек должен получать пищу определенного качества и в нужном количестве. От правильного питания человека с первых месяцев жизни зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. При нарушении питания могут возникнуть различные заболевания, в настоящее время постоянно увеличивается число людей имеющих гастрит, язву, авитаминоз и другие болезни.
Однако множество людей из-за ряда факторов забывают о правильном питании и о здоровом образе жизни, что очень и очень печально. Из-за быстрого темпа жизни многие забыли, что такое настоящая вкусная домашняя еда, часто мы можем увидеть, что дети и взрослые предпочитают горячему супу растворимую лапшу из пакетов, домашним пирогам - гамбургеры и чизбургеры, а печенью - чипсы. А ведь неправильное питание может стать причиной серьезных заболеваний, например, гастритов, панкреатитов, язв или кожных заболеваний. Так можно ли вообще есть то, чем мы привыкли перекусывать? Именно эту проблему мы постарались осветить в своей работе «Влияние пищевых добавок на организм человека. Исследование качественного состава чипсов».
Цель исследовательской работы: выявить влияние пищевых добавок в продуктах питаниях (чипсах) на организм человека, доказать их вредность и убедить в этом учащихся.
Задачи исследовательской работы:
Изучить теоретические вопросы, связанные с историей возникновения пищевых добавок, их классификацией
Изучить проблемы здоровья детей связанных с чипсами
Рассмотреть классификацию и химический состав чипсов
Произвести исследование проблем питания
Разработать и провести анкетирование среди учащихся 5-7 классов
Провести эксперимент по исследованию химического состава наиболее употребляемых чипсов среди детей
Информировать обучающихся школы о вредности пищевых добавок в чипсах
Выработать рекомендации-советы о том, как сделать своё питание наиболее безопасным для себя
В нашей работе можно выделить 2 части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть заключалась в изучении материала о пищевых добавках.
Практическая часть – это проведение эксперимента для выяснения качества чипсов, а также в исследовании заболеваний, связанных с неправильным питанием, проведение анкетирования среди учащихся.
1. Теория вопроса.
Пищевые добавки — это общее название природных или синтетических химических веществ, добавляемых в продукты питания с целью придания им определенных свойств (улучшения вкуса и запаха, повышения питательной ценности, предотвращения порчи продукта и т. д.), которые не употребляются в качестве самостоятельных пищевых продуктов.
К пищевым добавкам не относят соединения, повышающие пищевую ценность продуктов питания и причисляемые к группе биологически активных веществ, такие как витамины, микроэлементы, аминокислоты и др.
Эта классификация пищевых добавок основана на их технологических функциях.
Пищевые добавки употребляются человеком в течение многих веков (соль, перец, гвоздика, мускатный орех, корица, мед), однако широкое их использование началось в конце XIX в. и было связано с ростом населения и концентрацией его в городах, что вызвало необходимость увеличения объемов производства продуктов питания, совершенствование традиционных технологий их получения с использованием достижений химии и биотехнологии.Число пищевых добавок, применяемых в производстве пищевых продуктов в разных странах, достигает сегодня 500 наименований (не считая комбинированных добавок, индивидуальных душистых веществ, ароматизаторов). Каждой пищевой добавке присвоен цифровой трех- или четырехзначный номер (в Европе с предшествующей ему литерой Е). Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):
- Е100-Е182-красители;
- Е200 и далее — консерванты;
- Е300 и далее — антиокислители (антиоксиданты);
- Е400 и далее — стабилизаторы консистенции;
- Е450 и далее, Е1000 — эмульгаторы;
- Е500 и далее — регуляторы кислотности, разрыхлители;
- Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;
- Е700-Е800 — запасные индексы для другой возможной информации;
- Е900 и далее — глазирующие агенты, улучшители хлеба.Среди пищевых добавок выделяют те, которые пагубно влияют на здоровье человека. (см. приложение 1).
2. Исследование проблем питания обучающихся
Для того чтобы выяснить, как питаются обучающиеся нашей школы, нами было проведено тестирование с помощью анкеты.
Анкета называлась «Изучение качества и состава питания». (см. приложение 2).Обрабатывая результаты анкеты, мы выяснили, что 10 % учащихся питаются 5-6 раз в день, большинство, а именно 70%, кушают 3-4 раза в день и 20% едят лишь 1-2 раза в день.
Также было выяснено, что многие учащиеся любят перекусывать между приемами пищи. В качестве перекусов многие едят чипсы и употребляют их несколько раз в неделю.
3. Исследование качества чипсов
3.1. Краткая справка о чипсах
Под термином «чипсы» (от англ. «chips» — ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его изобретательным шеф-поваром Д. Крумом.
Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80 °С. Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.
В настоящее время в мире достаточно распространены и так называемые экструзионные технологии. Продукция, напоминающая чипсы, на самом деле готовится из пюре, для которого используют как картофельные полуфабрикаты, так и производные зерновых культур (при этом необходима дополнительная желатинизация). Процесс приготовления такого продукта начинается с подготовки сухих компонентов смеси. После смешивания их подают в экструдер, где замешивается тесто, которое затем выходит через матрицу. Возможно получение как плоских чипсов классической круглой или овальной формы, так и новых, оригинальных конфигураций типа (ракушки, облачка, спиральки). Последние правильнее называть не чипсами, а снэками.
3.2.Состав чипсов
Чипсы — пища не для тех, кто думает о фигуре. В основном в их состав входят: картофель (картофельное пюре), масло растительное, лактоза, соль, пшеничные сухари, пшеничная мука, натуральные и натурально-идентичные ароматические вещества, усилитель вкуса и аромата Е621, мальтодекстрин, молочный белок, Е551, фосфат натрия.
Чипсы продукт очень калорийный. В 100 граммах (среднестатистическая пачка чипсов весит 90 г.) в среднем содержится более 500-550 ккал. Примерно столько же в 100 гр. куске жирной свинины или сырокопченой колбасы. Энергетическая ценность чипсов достигается за счет технического жира, которым буквально пропитаны ломтики картофеля. Витаминов и минеральных веществ (не говоря уже о полезной клетчатке) в чипсах нет вообще. Чипсы противоестественная еда, стимулирующая сильную жажду, отеки и отбирающая много калорий у нормального рациона.
Вкусовые качества чипсов достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Сейчас как иностранные, так и отечественные производители не жалеют натуральных или синтетических ароматических и вкусовых добавок для того, чтобы придать своему продукту новый вкус и запах. Из натуральных вкусоароматических добавок чаще всего используются красный перец, соль, измельченные сушеный чеснок и пряные травы. Не стоит обольщаться насчет того, что «Чипсы с сыром» изготовлены с использованием настоящего тертого сыра. Это, впрочем, касается и бекона, и грибов, и кетчупа, и лука со сметаной. Все это - ароматизаторы.
Ароматизатор сыр, в состав которого входит лактоза. Лактоза – молочный сахар, состоит из молекул глюкозы и галактозы, очень сладкий. Лактоза относится к «структурным» углеводам, которые увеличивают в два раза усвоение кальция в организме. Установлено, что непереносимостью к молоку страдают сотни миллионов или даже миллиарды людей. Если после употребления чипсов или сухариков у вас бывает тошнота, спазмы, вздутие, газы или диарея, то причиной тому может быть непереносимость лактозы.
Усилитель вкуса и аромата Е 621 – глутамат натрия может вызывать аллергию. При передозировке наблюдается: головная боль, учащенное сердцебиение, тошнота, боль в груди, сонливость и слабость.
Мальтодекстрин используется как ароматизатор, цветовой регулятор, стабилизатор. Самая простая и легко перевариваемая форма сахара не влияет на уровень глюкозы в крови, что позволяет применять приправу больным сахарным диабетом. Из всех углеводов он наиболее легко превращается в гликоген в мышечной ткани.
И ароматизаторы и мальтодекстрин имеют свой код – цифру с буковкой «Е». Но производитель не обозначает их с помощью кодов, видимо для того, чтобы не перегрузить этикетку буковками «Е», чтобы опять-таки и не отпугнуть покупателя. А вот Е551 обозначен цифрами, видимо, по мнению производителей в данном случае цифры выглядят лучше, чем словосочетание диоксид кремния. Очень уж у многих данное словосочетание ассоциируется с обычным песком. Е551 – это разделитель и добавляется в продукт для того, чтобы продукт не слеживался.
Фосфат натрия. Использование фосфатов может привести к нарушению баланса в организме между фосфором и кальцием. Чрезмерное употребление фосфатов чревато ухудшением усвоения кальция, что приводит к отложению в почках кальция и фосфора и способствует развитию остеопороза.
Натуральные и натурально-идентичные ароматические вещества. Какие и сколько? Если под фразой натуральные ароматические вещества подразумеваются ароматизаторы натурального происхождения, то натурально - идентичные ароматические вещества представляют собой стопроцентную химию.
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство предпочитают есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный и в этом вам помогут убедиться знакомые буквы «Е», указанные в составе продукта и чипсов.
3.3. Определение качества чипсов
В качестве объекта исследования мы использовали картофельные чипсы разных торговых марок, которые были приобретены в розничной торговле
г. Всеволожска.
Были сравнены 4 образца чипсов. Для упрощения записи были приняты следующие сокращения:
№1- чипсы «Lay’s»
№2- чипсы «Московский картофель»
№3- чипсы «Estrella»
№4- чипсы «Русская картошка»
Исследования проводили в лаборатории кабинета химии в «Лицее №1».
При выборе торговой марки чипсов мы руководствовались знаниями об их органолептических свойствах (вкус, цвет), доступностью по цене, популярностью среди учащихся.
Проведен качественный анализ и оценка калорийности определенного продукта. Результаты опытов показаны на диаграммах и в таблицах.
1. Качественное определение жиров
1) Методика проведения исследования:
Положите большой чипс на фильтровальную бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет.
Вывод: заполняя пространство между волокнами бумаги, масло уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения
растворимых компонентов
Методика проведения исследования:
На практике кроме водных вытяжек иногда готовят спиртовые, гексановые, эфирные и т. д. Приготовление водной вытяжки в нашем случае наиболее целесообразно.
Раскрошить 1-3 чипса (1 г) и перенесите крошки в пробирку. Добавить 15-20 мл дистиллированной воды и нагреть пробирку в пламени спиртовки. Профильтруйте образовавшуюся смесь. Фильтрат соберите и используйте для проведения испытаний 3-5 раз.
Номер образца Качество фильтрата Вывод
№1
«Lays» Прозрачный Содержит растворимые компоненты
№2
«Московский картофель» Слабо мутный с интенсивной окраской Содержит много нерастворимых компонентов
№3
«Estrella» Очень мутный Содержит много нерастворимых компонентов
№4
«Русская картошка» Прозрачный Содержит растворимые компоненты
Вывод: наличие в водной вытяжке растворимых компонентов свидетельствует высокая прозрачность фильтрата. Присутствие в вытяжке нерастворимых компонентов говорит наличие на поверхности фильтра твердого остатка.
3. Качественное определение катионов натрия
Методика проведения исследования:
Половину полученного фильтрата поместите в чашку для выпаривания и выпарите досуха. В сухой остаток погрузите графитовый стержень, который затем внесите в несветящееся пламя горелки.
Вывод: Физико-химического анализ, основан на использовании эффекта изменения окраски пламени, что объясняется наличием ионов натрия в фильтрате раствора чипсов.
4.Качественное определение хлорид-ионов
Методика проведения исследования:
Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавьте 3-4 капли 5 %- раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл раствора азотной кислоты.
Вывод: химический анализ показал выпадение белого творожистого осадка, который не растворяется в азотной кислоте, что свидетельствует о наличии в фильтрате хлорид- ионов.

5.Качественное определение крахмала
Методика проведения исследования:
Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки (см. п. 2) и добавьте 2-3 капли 3 % спиртового раствора йода. Для сравнения капните раствором йода на сухой чипс. Отметьте разницу в наблюдаемых эффектах при проведении реакции в водном растворе и в твердой фазе.
Вывод: химический анализ определения крахмала во всех исследуемых образцах показал изменение окраски раствора йода на фиолетовую.
6.Определение калорийности продукта
Методика проведения исследования:
С помощью мерного цилиндра отмерьте 10 мл воды и налейте ее в широкую пробирку. Измерьте исходную температуру воды, а затем зажмите под углом пробирку с водой в штативе. Взвесьте большой чипс и подожгите его, держа под пробиркой с водой. (Если чипс потухнет, зажгите его снова.) Измерьте температуру воды после опыта и рассчитайте калорийность продукта по формуле:
Q = (С (воды) • m (воды) + С(стекла) х m(стекла)) • (t2 – t1),
где Q — калорийность чипса установленной вами массы;
С — удельная теплоемкость веществ (вода и стекло);
t1 и t2 — начальная и конечная температуры тел;
С (воды) = 4200 Дж/(кг*◦С);
С(стекла) = 840 Дж/(кг*◦С).
Произведены соответствующие расчеты и результаты представлены на диаграмме, анализ которой показал высокую калорийность образцов №2 и 4.

3.4.Сравнительная характеристика исследуемых образцов чипсов
Название продукта Ингредиенты Анализ
(вред пищевых добавок)
Чипсы «Lay’s» со вкусом бекона Картофель, растительное масло,сухая молочная сыворотка (лактоза), соль, сахар, усилители вкуса и аромата: (глутамат натрия-E621,гуанилат натрия-E627, инозинат натрия-E631),порошок томата, , специи, красители(экстракт паприки-Е160с, сахарный колер-Е150), натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества Пищевая ценность в 100 г продукта:
Белки 7г
Углеводы 47 гСахара 1,3 гЖиры 33г
Насыщенные жиры 15г
Пищевые волокна 4г
Натрий 0,7г
Энергетическая ценность в 100 г продукта: 510 ккал
Е-621- при частом употреблении продуктов с ним возможно атрофирование вкусовых рецепторов, аллергия, ухудшение зрения. Вызывает привыкание у детей.E627- может вызывать кишечные расстройства, не рекомендуется для людей, страдающих астмой.
E631- может вызвать резкие скачки артериального давления, не рекомендуется детям.
E160c Экстракт паприки, капсантин, капсорубин. Запрещен в России. Может вызывать кожные реакции у аллергиков, и приступы бронхиальной астмы.
E150a Сахарный колер I простой (карамель простая) Считается безопасным для здоровья
Чипсы «Московский картофель» со вкусом чизбургераКартофель, растительное масло, соль, мясной экстракт
Усилитель вкуса: глутамат натрия - E621
Натуральные и идентичные натуральным ароматизаторыПищевые красители Е102 и Е110; Экстракт красной паприки Е160с
Пищевая ценность в 100 г продукта:
Белки 4,6 гЖиры 35,6 гУглеводы 47,2 гЭнергетическая ценность в 100 г продукта: 528 ккал
Е-621- при частом употреблении продуктов с ним возможно атрофирование вкусовых рецепторов, аллергия, ухудшение зрения. Вызывает привыкание у детей.E102 Тартразин Подробнее » усиливает канцерогенные качества бензоната натрия. Запрещен к использованию в странах Евросоюза. Вызывает аллергические реакции и развитие крапивницы.
E110 Желтый “солнечный закат” FCF, оранжево-желтый S, Запрещена во многих странах мира. Может приводить к аллергическим реакциям, особенно у людей с непереносимостью аспирина. Могут быть: тошнота, крапивница (сыпь), заложенность носа, ринит (насморк), опухание почек, хромосомные повреждения. Часто является причиной несварения желудка, рвоты, болей в животе, неприятия пищи.
E160c Экстракт паприки, капсантин, капсорубин. Запрещен в России. Может вызывать кожные реакции у аллергиков, и приступы бронхиальной астмы.
Чипсы «Estrella» со вкусом грибов лисичек в сметане Картофель, растительное масло, соль, декстроза (глюкоза), мальтодекстринПищевые добавки Е621, Е627, Е631
Краситель Е160
АроматизаторыСпеции, экстракт дрожжей
Растительный жир
Пищевая ценность в 100 г продукта:
Белки 4,3 гУглеводы 52,4 гСахара 2,2 гЖиры 32,7 гНасыщенные жиры 15,1 гПищевые волокна 4,7 гНатрий 0,9 гЭнергетическая ценность в 100 г продукта: 521 ккал Е-621- при частом употреблении продуктов с ним возможно атрофирование вкусовых рецепторов, аллергия, ухудшение зрения. Вызывает привыкание у детей.E627- может вызывать кишечные расстройства, не рекомендуется для людей, страдающих астмой.
E631- может вызвать резкие скачки артериального давления, не рекомендуется детям.
E160c Экстракт паприки, капсантин, капсорубин. Запрещен в России. Может вызывать кожные реакции у аллергиков, и приступы бронхиальной астмы.
Чипсы «Русская картошка» со вкусом сметаны и лука
Картофельный полуфабрикат, масло растительное рафинированное дезодорированное, соль поваренная пищевая, ароматизатор, идентичный натуральному,декстроза
Глутамат натрия Е621
Луковый порошок
Чесночный порошок
Экстракт паприки Е160с
Молочная кислота
Сливки сухие
Содержание акриламида- 0 мкг/кг
Пищевая ценность в 100 г продукта:
Белки- 4,5 гЖиры- 28,8 гУглеводы- 52,5 гЭнергетическая ценность в 100 г продукта: 493 ккал
Е-621- при частом употреблении продуктов с ним возможно атрофирование вкусовых рецепторов, аллергия, ухудшение зрения. Вызывает привыкание у детей.E160c Экстракт паприки, капсантин, капсорубин. Запрещен в России. Может вызывать кожные реакции у аллергиков, и приступы бронхиальной астмы.
Для приготовления всех видов чипсов использован картофель, обжаренный на растительном масле с добавлением специй, ароматизаторов, красителей и усилителей вкуса. Все пищевые добавки, используемые при изготовлении чипсов, являются очень вредными, а некоторые даже запрещены для использования в России.
В результате теоретического исследования состава чипсов было установлено, что в них содержатся как полезные (белки, углеводы и жиры), так и вредные вещества (ароматизаторы, канцерогены, опасные пищевые добавки). На основе различных данных мы провели их исследование и узнали, что они действительно представляют опасность, так как они негативно воздействуют на наш организм и нарушают работу желудочно-кишечного тракта, в результате чего мы часто жалуемся на острые боли в области живота.
После теоретического анализа состава чипсов было проведено экспериментальное исследование некоторых образцов, подтверждающее наличие в чипсах различных веществ.
Однако, в чипсах составов №1,2 и 3 опасных веществ больше. В составе всех видов чипсов есть важные органические вещества- белки, углеводы и жиры. Но в чипсах «Lay’s» и «Estrella» количество белков и углеводов больше, чем в чипсах «Московский картофель», который в ходе опытов оказался гораздо жирнее и калорийнее остальных образцов. Данное исследование подтверждает, что чипсы являются высококалорийным жирным продуктом, частое употребление которого может негативно отразиться на здоровье человека, особенно на детском здоровье.
Эта исследовательская работа показала, что основные компоненты чипсов (белки, жиры, углеводы) человеку жизненно необходимы. Но, тем не менее, чтобы избежать возможных отрицательных воздействий на здоровье, необходимо соблюдать рекомендации медиков по организации питания. А по советам врачей – диетологов нужно как можно меньше употреблять в пищу такие продукты, как чипсы и сухарики, и тем более ограничить попадание их в рацион питания детей.
4. Выводы по итогам исследовательской работы
1. Чипсы продукт очень калорийный, который отбирает много калорий у нормального рациона. Энергетическая ценность чипсов достигается за счет технического жира, которым пропитаны ломтики картофеля. Витаминов и минеральных веществ в чипсах нет.
2. Чаще всего цвет, вкус и запах у чипсов искусственные и зависят от качества применяемых пищевых добавок, ароматизаторов, усилителей вкусов и пр. В чипсах много вредных соединений, образующихся в результате термической обработки жиров, которые неблагоприятно сказываются на функционировании многих органов человека. По мнению многих учёных картофельные чипсы содержат такое количество канцерогенов, которое может вызвать и онкологические заболевания. Среди многих токсичных веществ в последнее время выделяют акриламид – CH2=CHC(O)NH2. который причиняет вред не только центральной и периферийной нервной системе, но и вызывает онкологические заболевания и мутации генов.
3. Чипсы содержат большое количество соли. Следует отметить , что в разумных количествах соль сравнительно безвредна для человеческого организма и является одной из жизненно важных в физиологии питания. В свою очередь избыточное потребление поваренной соли задерживает воду в организме, увеличивая тем самым нагрузку на сердце и почки, вызывает отеки, головные боли. В одном пакетике содержится до 30 % суточной нормы соли.
В результате проведённого эксперимента можно отметить что, съедая пачку чипсов (100г) организм получает не только большое количество канцерогенов, но и до двух грамм соли за несколько минут, что не может не отразиться на организме, а именно проявление чрезмерной жажды, сухость во рту и другие симптомы.
Рекомендации-советы о том, как сделать своё питание наиболее безопасным для себя.
1. Внимательно читайте на этикетке состав продукта.
2. НЕ покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
3. НЕ покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. НЕ покупайте подкрашенную газировку, делайте соки сами.
5. НЕ перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами, изюмом и т.д.
6. НЕ употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
7. НЕ покупайте переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушёнка.
8. В питании должно быть всё в меру, безопасно и по возможности разнообразно.
9. Отдавайте предпочтение  свежим овощам и фруктам.
Изучен и систематизирован теоретический материал о пищевых добавках в продуктах питания.
Выявлены основные пищевые добавки, используемые в производстве чипсов.
Установлена связь между пищевой добавкой и ее воздействием на организм человека.
Выработаны рекомендации-советы о том, как сделать своё питание наиболее безопасным для себя.
5. Заключение
Полноценное питание является одним из наиболее существенных и действующих факторов, обеспечивающих правильные процессы развития организма, а также укрепления здоровья в детском возрасте. В ходе исследовательской работы был получен ряд необходимых и важных результатов.
Исходя из анализа представленных данных о режиме питания детей , можно сделать вывод, что одной из причин возникновения заболеваний является нарушение полноценного и сбалансированного питания.
Также было выяснено, что перекусывание в сухомятку (особенно «вредными продуктами») приводит к ряду весьма опасных заболеваний таких, как гастриты, дисбактериозы и кожные заболевания.
Постоянное питание на скорую руку вызывает такую же зависимость, как курение или употребление наркотиков. Британские ученые предупреждают: употребление жиров, которые содержатся в чипсах, приводит к изменениям химических процессов в мозге человека, похожим на те, что наблюдаются при героиновой зависимости. Особую опасность фаст-фуд представляет для детей и подростков в период роста.
Список использованной литературы
Андреева М. П. Проектные уроки как форма интеграции знаний // Химия в школе. — 2002. — № 7. — С. 51-56.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2001.
Кочнева Г. И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе. — 2000. — № 8. — С. 38-40.
Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А. Крикунов, В.В.Пасечник. - М.: «Дрофа», 2005.- 367 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
Чебышев Н., Каган Б. Высшая школа 21-го века: проблема качества // Высшее образование в России. —2000.-№ 1.-С. 19-26.
Большая Советская Энциклопедия
Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001
Справочник пищевых добавок/ - Киев, ПКП «Эрбиния», 2003.- 20 с.
Интернет
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
1) Сколько раз в день ты ешь?
а) 5-6 раз б) 3-4 раза в) 1-2 раза г) 1 раз
2) Следят ли родители за твоим питанием?
а) Да б) нет
3) Перекусываешь ли ты между приемами пищи?
а) Да б) нет
4) Чем ты чаще всего перекусываешь? Указать (чипсы, пирожки, бутерброды, сухарики, сладости и т. д)
5) Как ты относишься к газированным напиткам, чипсам, сухарикам и т.д.?
а) положительно б)отрицательно
6)Изучаешь ли ты состав продукта при покупке?
а) Да б) нет
7) Как ты относишься к тому, что эти продукты вредные?
а) положительно б) отрицательно в) безразлично
8) Как часто ты их употребляешь?
а) каждый день
б) Часто и не откажусь от них
в) Редко, от случая к случаю
9) Зная о вреде этих продуктов, будешь ли ты дальше их есть?
а) Да б) нет