Урок по общепрофессиональному предмету ОП.02 Физиология питания с основами товароведения пищевых продуктов


Учебная дисциплина общепрофессионального цикла
ОП. 02. «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»
11 «А» класс Сорочинской школы, конкурс «Учитель года» северо-западной зоны Оренбургской области
Тема урока: Строение и химический состав рыбы.
Цель урока: рассмотреть строение тела и химический состав рыбы.
Задачи урока: 1.Познакомить обучающихся со строением тела и химическим
составом рыбы.
2. Воспитать интерес к предмету, к выбранной профессии;
патриотические чувства, чувство любви к своей малой родине,
бережного отношения к природе родного края.
3. Способствовать развитию навыков и умений анализировать
делать выводы, обобщать изучаемый материал.
Оснащение урока:
- учебник З.П.Матюхина, Э.П.Королькова «Товароведение пищевых продуктов»;
- плакат «Что вредит рыбному хозяйству?»;
- мультимедиа+ПК;
- видеоматериал;
- листы заданий (далее ЛЗ);
- выставка кулинарных книг с рецептами рыбных блюд
Личная значимость изучаемого для учащегося: На рыбалке вам попалась рыба с двумя хвостами или с одним глазом? Это сигнал SOS, который шлёт нам природа. Если поменялось строение тела рыбы, то как же изменился её химический состав? Окружающая среда, её обитатели и человек ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, - нанося вред природе, мы наносим вред себе самим.
Планируемые результаты. Учащиеся углубляют знания о рыбе не только как о продукте питания, но и источнике полезных легкоусвояемых пищевых веществ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Приемы решения познавательной задачи: эвристическая беседа с опорой на слайд “Строение рыбы”; заполнение таблицы; самостоятельная работа; работа с понятийным аппаратом; использование личного опыта, наблюдение; постановка проблемы; маркировка текста; использование ТСО, ИКТ; работа с учебниками.
Межпредметная связь: биология, химия, кулинария.
Ход урока:
1. Оргмомент
Класс делится на три команды.
- Здравствуйте, меня зовут Ирина Николаевна. Я преподаю специальные дисциплины обучающимся, выбравшим профессии «Повар, кондитер», «Официант, бармен» в училище №19 города Бугуруслан, мы являемся вашими ближайшими «соседями».
2. Изучение нового учебного материала
1. Подготовка обучающихся к восприятию новой темы (стадия «Вызов») . Вступительное слово учителя. Сообщение темы, формулирование с обучающимися цели урока и ознакомление с эпиграфом:
- Тема сегодняшнего занятия «Строение и химический состав рыбы». СЛАЙД 1
- А вот цель попробуем сформулировать вместе. СЛАЙД 2
- Эпиграфом урока я выбрала слова из произведения Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»:
Всякая селёдка – рыба,
но не всякая рыба – селёдка.Андрей Некрасов,
«Приключения капитана Врунгеля» СЛАЙД 3
Слово учителя:
- Готовясь к занятию, я выяснила, что у нас как у соседей много общего. А конкретно: наши города непрерывно соединяет водная система – река Самара. Через Бугуруслан протекает река Кинель – правый приток реки Самара, а Сорочинск располагается на левом берегу реки Самара.
Показать на карте СЛАЙДЫ 4
- И, как следствие, с рыбалки и бугурусланские рыбаки и сорочинские приносят одинаковый улов. А вы знаете, какая рыба водится в Сорочинском водохранилище?
СЛАЙДЫ 5-9
2. Объяснение темы. Стадия «Вызов»
Слово учителя:
- Да, рыба – легко перевариваемая, питательная пища, содержащая полноценные белки, биологически ценные жиры и витамины. Она широко используется на предприятиях общественного питания для приготовления различных блюд.
СЛАЙД 10
- Благодаря хорошей усвояемости, рыба не оставляет надолго ощущения сытости, поэтому рыбные блюда необходимо дополнять гарниром.
- Представляю вашему вниманию выставку кулинарных книг, содержащих рецепты любых рыбных блюд.
ВЫСТАВКА КНИГ
Слово учителя:
- Из уроков биологии в 7 классе вы уже знаете строение тела рыбы. Возьмите лист заданий и подпишите, пожалуйста, части рыбы, а также отметьте из них цифрой «1» плавники, которые являются непарными (ЛЗ1).
СЛАЙД 11

Проверка выполнения задания (устный опрос)
Слово учителя:
- А что является опорой тела рыбы?
(Предполагаемый ответ: Опорой тела рыбы является скелет). - У большинства рыб скелет костный, но у некоторых – хрящекостный (осетровые) или хрящевой (акулы, скаты). Под кожей находятся мышцы, прикреплённые к костям скелета. Мышцы состоят из мельчайших мускульных волокон, имеющих поперечно-полосатое строение и соединённых между собой рыхлой соединительной тканью. В брюшной полости расположены внутренние органы. В пищу используют не все части рыбы. Соотношение между съедобными и несъедобными частями зависит от вида рыбы, способа её разделки и возраста.
- Опираясь на свои знания, личный жизненный опыт, заполните схему «Части рыбы» (ЛЗ 2)
СЪЕДОБНЫЕ
ЧАСТИ РЫБЫ

_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
Проверка выполнения задания (устный опрос)
Стадия «Осмысление содержания» (постановка проблемных вопросов перед просмотром видеосюжета).
Слово учителя:
- А теперь, посмотрите сюжет и обратите внимание на следующее (вопросы вывешены на доске), обратить внимание учащихся к ЛЗ:
* какие кулинарные блюда готовят из рыбы? (ЛЗ 3)
* сколько видов рыб существует и сколько из них относится к промысловым?(ЛЗ 4)
* какими пищевыми веществами богата рыба? (ЛЗ 5)
* что вредит рыбному хозяйству? (ЛЗ 6: заполнить левый ряд «рыбных костей»)
ВЫВОД

ВЫВОД:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТО ВРЕДИТ РЫБНОМУ ХОЗЯЙСТВУ?
ПРИЧИНЫ
ПУТИ РЕШЕНИЯ

Демонстрация видеосюжета.
3. Закрепление новой темы:
Обсуждение видеосюжета
1) Эвристическая беседа.
Слово учителя:
- Итак, какие кулинарные блюда готовят из рыбы? (Ответ: первые, вторые, холодные блюда и закуску).
Проверка выполнения задания (устный опрос)
Слово учителя:
- Сколько видов рыб существует и сколько из них относится к промысловым?
Проверка выполнения задания (устный опрос)
(Ответ: существует около 18 тысяч видов рыб, из них 1,5 тысячи являются промысловыми.)
2) Работа с учебником, заполнение таблицы.
Задание 2.Заполнение таблицы
Слово учителя:
- А какими пищевыми веществами богата рыба? (Ответ: белки, жиры, витамины).
- Дополните таблицу «Химический состав рыбы», пользуясь текстом учебника на с.108-109 (ТПО 5).
Проверка выполнения задания (устный опрос)
СЛАЙД 12
Слово учителя:
- И только таким должен быть химический состав рыбы. На рыбалке вам попалась рыба с двумя хвостами или с одним глазом? Это сигнал SOS, который шлёт нам природа. Если поменялось строение тела рыбы, то, как же изменился её химический состав?
3) Решение проблемного вопроса.
Слово учителя:
- И последний вопрос: «Что вредит рыбному хозяйству?» Каковы причины нанесения вреда рыбному хозяйству? (ТПО 6)
Проверка выполнения задания (заполнение левого ряда «рыбных костей»)
(Предполагаемый ответ: 1) нерациональная ловля рыбы;
2) осушение рек и водоёмов;
3) создание губительных водозаборов (устройства (скважины, колодцы, галереи),
предназначенные для забора подземных вод в водопроизводные, оросительные и др. системы);
4) загрязнение рек;
5) массовое использование химикатов). 4) Самостоятельная работа обучающихся.
Слово учителя:
- А каковы пути решения этой проблемы? Какой можно сделать вывод, проанализировав причины и пути решения поставленной проблемы?
Песня И.Талькова «Чистые пруды»(6 мин)
СЛАЙД 13
Заполнение плаката фломастером, учащиеся выходят к доске (выписать справа пути решения)
(Предполагаемый ответ: 1) контроль за выловом рыбы;
2) отказ от осушения рек и водоёмов;
3) рациональное и экономное использование водозаборов;
4) обустройство пляжей и мест отдыха около водоёмов;
5) жёсткий контроль органов надзора за деятельностью предприятий,
производящих ядовитые отходы.)
Слово учителя:
- А какой вывод вы сделали?
Заполнение прямоугольника «Вывод» (на листе заданий)
(Предполагаемый ответ: Рыбному хозяйству наносит вред необдуманная ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая может изменить не только химический состав рыбы, но строение тела рыбы (врождённые уродства)).
4. Рефлексия.
Слово учителя:
- в конце каждого задания на листах у вас есть ячейка со словом «маркер», поставьте значок, который соответствует своим значением выполненному заданию.
СЛАЙД 14
+ уже известно
- не согласен
√ узнал новое
? не понял
Обсуждение
5. Итог урока:
Слово учителя:
- Люди часто обращаются к народной мудрости, используя тему рыбы. Вот и я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке через пословицу.
СЛАЙД 15
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Рыба в реке, не в руке.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.
Тихое озеро быстро тиной зарастает.
Обсуждение
6. Домашнее задание:
СЛАЙД 16
Напишите эссе «Три желания золотой рыбке»:
для себя;
для своей школы и города;
для России.
Напишите проект: «Возрождение Сорочинского водохранилища».
Слово учителя:
- Преддверии перемен, наступающих в вашей жизни, желаю вам успехов в сдаче выпускных экзаменов и удачно поступить в ВУЗ. Независимо от того какую специальность выберете, желаю вам стать достойными гражданами России.
СЛАЙД 17
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист заданий
1. Подпишите части рыбы и отметьте цифрой «1» непарные плавники:

a - ______________________________; h- _____________________________;
b - ______________________________; j - _____________________________;
c - ______________________________; k - _____________________________;
d - ______________________________; l - _____________________________;
e - ______________________________; i - ______________________________;
f - ______________________________; n - _____________________________;
g - ______________________________; m - _____________________________.
маркер

2. Заполните схему:
СЪЕДОБНЫЕ
ЧАСТИ РЫБЫ

_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
_____________________ ___________________
маркер


3. Вычеркните лишнее.
маркер
Кулинарные блюда из рыбы:
1) первые блюда; 3) сладкие блюда;
2) вторые блюда; 4) холодные блюда.
4. Дополните предложение:
«Существует около ____тысяч видов рыб, из них ____ тысячи являются промысловыми».
маркер

5. Заполните таблицу «Химический состав рыбы»:
Пищевые вещества рыбы Содержание
маркер

6. Ответьте на вопрос и сделайте вывод:
ВЫВОД

маркер
ВЫВОД:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТО ВРЕДИТ РЫБНОМУ ХОЗЯЙСТВУ?
ПРИЧИНЫ
ПУТИ РЕШЕНИЯ