Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов Затейники


Тема:
Н.Н. Носов «Затейники»
2 класс
Цели:
1. Обучающая:
Формировать умение осмысленного, вдумчивого чтения. Научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характеры героев.
2. Развивающая:
Развивать монологическую речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, прочитанное.
3. Воспитывающая:
установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
воспитывать интерес к чтению произведений ;
воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям;
способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания.
учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Задачи урока:
сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний,
создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения;
учить детей по проявлениям воссоздавать характер героев рассказа, отслеживать развитие этого характера;
обсудить название рассказа с точки зрения его соответствия смыслу и главной идее произведения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебник, в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, грамзапись.




















ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Психологическая установка на урок:
Я, ты, он, она
Вместе - дружная страна.
Если хочу говорить, то поднимаю руку.
Если говорит товарищ, то его слушаю.
Уважаем друг друга.

Эмоциональный настрой:
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Работаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

11. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

1. Тренажер «Работаем над техникой чтения» (слайд 1)- Р УУД
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В чёрных маленьких калошках.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В тёплых лужах потоптал,
Наигрался и умчался.
Не его ли там калоши
Мокнут в луже на дорожке?
Г.Лагздынь


- Прочитайте с удивлением (весело).
- Прочитайте с ускорением, замедлением
2. Методический прием «Корзина понятий» - Р УУД
- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова.
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
(слайд 2)
Какие ассоциации возникли? (Носов – детский писатель, Писал веселые рассказы о детях. Смешные рассказы)
- Эти рассказы вызывают чувство радости, веселья.

Составление кластера: ( доска)
Н. Носов- писатель- рассказы - веселые- о детях – юмор – вызывает чувство радости, веселья, забавно)







- Сегодня мы на уроке познакомимся с жизнью и творчеством Н.Н.Носова
- Я попросила ребят подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их.
1.ученик: - К УУД, П УУД Николай Николаевич Носов родился в 1908 ( на доске) году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.
2.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.


б) Рассказ учителя о писателе
- Первый его рассказ – «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. В 1954 году вышла книжка-сказка «Приключение Незнайки и его друзей», потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать не возможно. Поскольку взрослых книг он почти не писал, так и останется он в памяти читателей чистокровным детским юмористом. Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.
А Вы, ребята, знаете, что такое юмор?
- Мы обратимся к толковому словарю и посмотрим лексическое значение слова «Юмор» - П УУД
Юмор – это, как известно, беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
- Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг. (Книги Н. Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках)
- Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьезных и важных делах.
- Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:
·Викторина.(показываю книги, после ответов)- (слайд 3)- П УУД
1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу.
(«Мишкина каша»)
А Котька Чижиков из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил.
(«На горке»)
3. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся из страха»
(«Живая шляпа»)





- А теперь предлагаю вам проверить, как вы знаете рассказы Н.Носова. (слайд 4)
Попробуйте узнать их названия, если первые буквы такие:
Ответы:
1. Авт 1. Автомобиль.
2. Зап 2. Заплатка.
3. Пря 3. Прятки.
4 Са.. 4. Саша.
5. Тел 5. Телефон.
6. Фан 6. Фантазёры
7. Огур 7. Огурцы
- Молодцы ребята, почти все узнали рассказы.

Стратегия “Кластер”







I11. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
(сенсорный круг Базарного)
1V. ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Введение в тему: К УУД, Р УУД, П УУД
- А вот название следующей фантастической истории попробуйте отгадать сами.
- Задание будем выполнять в парах, играя в «Корзину идей»
В конверте слоги: ТЕЙ ЗА КИ НИ
(Составление слова в парах).
По окончании игры, ученики высказывают предположения о том, как будет называться новое произведение.
- Какое слово получилось?





(ЗАТЕЙНИКИ) – добавляем в кластер (слайд 5)
- Ребята, а кого называют затейниками?
- Подберите синонимы к слову затейники.
(На доске аншлаги со словами фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? ( в лагере, классе)
- Итак, затейник- это организатор веселья.
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием? (О детях, которые организовали веселье)
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети)

У. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Первоначальное восприятие произведения. - П УУД, Р УУД, К УУД
- В тексте вы встретите слова, значение которых вам не понятно.
Словарная работа: (слайд 6)
темно- темно, на цыпочках, починить
- Чтобы проверить наши предположения, давайте послушаем произведение Н.Носова «Затейники»
- Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? ( Да)
- Грустный или веселый рассказ? (Веселый рассказ)
- Понравилось произведение? (Произведение понравилось)
- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? ( Радостные)
- Могла ли такая история произойти с вами? (Могли, когда остаемся дома одни)
- Кто главный герой произведения? (Петя и Валя)
- Что можно сказать про них? (Они друзья, ровесники, им интересно вместе проводить свободное время))
- Что можно сказать о характерах героев? .
- Затрудняетесь ответить?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Перечитать внимательнее рассказ)
- Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу.
ФИЗМИНУТКА
2. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми по цепочке.- П УУД, Р УУД, К УУД
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 49. Найдите строки и прочитайте ( Вдруг меня кто – то как схватит за ногу!..)




Работа с текстом.
-Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
-Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю.
-Каждая группа читает свой отрывок.

Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
2). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 2 группы:
1). Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа.
2). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 3 группы:
1). Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?
2). Прочитайте отрывок по ролям

-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (За то, что могут организовывать свое свободное время)
-За что можно их поругать? (За то, что нагоняют на себя страх, нужно играть в спокойные игры)
-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?( Мама ругалась, что стащили одеяло)
-Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Нельзя громко кричать, нельзя играть в «шумные» игры)
-Что скажете вы? (Нельзя играть в такие игры)
- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему ? (Этот рассказ поучительный, потому что надо думать в какие игры играть)
У1. Рефлексия – (слайд 7)-Р УУД, К УУД
-Что нового узнали на уроке? (Биографию Н.Носова, познакомились с рассказом «Затейники», узнали значение этого слова.)
- Сейчас составим «Сенквейн»(слайд 7)
- Что мы с вами читали? (рассказ «Затейники»)
- Какой этот рассказ? (смешной, поучительный)
- Что делали дети, что с ними произошло, что хотели сделать с домиком ? ( играли, испугались, починить)





- Вы дома подготовили пословицы на тему « Страх, бояться» Какая пословица подойдёт к нашей теме и нашему рассказу? (У страха глаза велики. Своих лаптей испугался. Душа в пятки ушла)
- А сейчас оцените свои успехи на уроке, поднимите вверх нужный вам колокольчик (они лежат на партах):
- А сейчас оцените свои успехи на уроке, поднимите вверх нужный вам колокольчик (они лежат на партах):
Зеленый – получилось отлично,
Желтый - получилось хорошо,
Красный – не все задания выполнил так, как хотел,
- Что особенно понравилось на уроке и почему? (Составлять кластеры, читать по ролям)

У11. Домашнее задание.(каждому индивидуально)
Оранжевый : Перечитайте рассказ. Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся части.
Зеленый: Перечитайте рассказ. Пересказать
Розовый : Перечитайте рассказ .Разделите на части и озаглавьте каждую часть
.

У111. Итог урока.- П УУД
- Чему может научить это произведение? (Надо правильно подбирать игры. Не надо придумывать ненужные страхи)
- А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ними?
(Нет, он любит своих героев, а смеётся над чертами характера, особенностями: трусостью, ненужными страхами)

- Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.
Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории, читайте книги Н.Н.Носова.

Спасибо за активную работу на уроке.

9. Оценивание учащихся.
Сегодня хорошо рассуждали : все
Хорошо читали: все..
Хорошо слушали: все.









ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ.

1.Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
2. Прочитайте отрывок по ролям.

_____________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.

1.Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа.
2. Прочитайте отрывок по ролям.

___________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ.

1.Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
2. Прочитайте отрывок по ролям.





Д/З.
Учебник стр.50-53
Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть.
_________________________________________________________________

Д/З.
Учебник стр.50-53
Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________

Д/З.
Учебник стр.50-53
Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________

Д/З.
Учебник стр.50-53
Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________


Д/З.
Учебник стр.50-53
Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть



























Н. Н. НОСОВ


ПИСАТЕЛЬ


ВЕСЁЛЫЕ РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ

ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВО

РАДОСТИ, ВЕСЕЛЬЯ


АВТОМОБИЛЬ


ЗАПЛАТКА

ПРЯТКИ


САША

ТЕЛЕФОН


ФАНТАЗЁРЫ

ОГУРЦЫ


ЗАТЕЙНИКИ

ТЕЙ
ЗА
КИ
НИ

ТЕЙ
ЗА
КИ
НИ

ТЕЙ
ЗА
КИ
НИ

КНИГИ


Н.Н.НОСОВА



?
1 УЧЕНИК Николай Николаевич Носов родился в 1908 ( на доске) году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.

2.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.











Н.Носов

вызывает чувство радости, веселья

Писатель

Веселые рассказы о детях

Автомобиль

Заплатка

Фантазёры

Н.Носов

Прятки

Саша.

Телефон.

? (Затейник)и)

Огурцы



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415