Урок литературного чтения на тему Н.Носов Живая шляпа.

Урок литературного чтения

2класс

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи: 1. Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью. 2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией. 3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение. 4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь. 5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.
Педагогические технологии: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты: повышение активности на уроках; улучшение результатов обучения; развитие творчества у учащихся.
Содержание урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Целеполагание. - Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?
- Для кого знакомо имя автора? - Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?
-Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
- Всё ли вам понятно в моём рассказе? Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении Институт – высшее учебное заведение. Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности. Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ. Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.
-Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
По его произведениям созданы мультипликационные фильмы. -Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? -А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
-С чего начнем работу? -Что для этого нужно сделать? -Чему я учусь сегодня на уроке? - Как учиться читать?
3. Прогнозирование содержания по заголовку. -Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)
Словарная работа -В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть - ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
4. Физминутка «Пирамидка» Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение)
5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета. (Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)
- Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)
- Что произойдет дальше? Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)
- Как далее будут развиваться события? Что шляпа будет делать в дальнейшем?
-Смогут ли ребята преодолеть свой страх? Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”) Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?
- Как далее будут развиваться события? -Возвратятся ли ребята в комнату? -Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?
Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)
- Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы? 5-я часть (рассказывает учитель)
6. Анализ произведения, выборочное чтение. -Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста. - А читатели?
-Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? - Какие они были по характеру? Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.
- Что же испугало мальчиков? - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. - Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? -Как можно побороть свой страх?
- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У страха глаза велики.
-Определите идею (главную мысль рассказа). -Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
- Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу? Найдите слова, характеризующие их поведение. Запись на доске: 1. Испугались
- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? - Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение? Давайте прочитаем диалог на кухне.
- Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? Запись на доске: 2. Осмелели.
- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? Запись на доске: 3. Обрадовались. - Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? - Как автор относится к своим героям? Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
7. Итог урока. Рефлексия -Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал? - Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?
-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?
-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.
- Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? - Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)
-Оцените свою работу на уроке.
-Продолжите предложение: Мне было интересно Мне захотелось Я узнал, что . У меня получилось
-На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.
8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

15