Урок литературного чтения Н.Носов Фантазеры


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №2 им.С.И.Образумова»
Урок литературного чтения
Н.Носов «Фантазеры»
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
М.С.Хлопковар.п. Ардатов
2015-2016 уч. г.
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебно-методического комплекта «Планета знаний»
Произведение рассчитано на 3 урока.
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: проблемный
Основные термины, понятия: фантазия, выдумка, ложь
Цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же…
Исходя из цели урока, сформулированы следующие задачи:
Общедидактические: формировать умение отыскивать нужную информацию в учебнике
Нравственные: формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.
Развитие речи: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции
- формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения,
- совершенствовать навыки выразительного чтения
- расширять читательский кругозор
- совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста
- развивать читательские и речевые умения, интерес к чтению, память и воображение
- воспитывать умение дружить, честность, ответственность
На данном уроке формируются универсальные учебные действия:
Личностные УУД – формирование нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.
Регулятивные УУД –оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности
Выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, и что еще необходимо усвоить.
Познавательные УУД – оценка смысла всего текста по его названию
Поиск и выделение необходимой информации в тексте
Определение главной мысли текста
Коммуникативные УУД – согласованность действий с партнерами
Построение речевых высказываний
Учет разных мнений
Формы работы:
- работа в группах
Виды речевой деятельности:
- чтение вслух, про себя, выборочное чтение, говорение
Урок строится следующим образом:
- оргмомент – эмоционально-психологический настрой на продуктивную работу на уроке.
- актуализация знаний – проверка д/задания, формулируют цель урока, прогнозируют содержание текста, исходя из заголовка. Знакомство с текстом происходит при совместной деятельности учителя и обучающихся. Учитель читает текст вместе с хорошо читающими учениками, дети следят по тексту, читая про себя.
- первичное закрепление – осмысление данного произведения, выделение ключевых действующих лиц. Подвожу учеников к пониманию важной истины: выдумывать так, чтобы было интересно слушать,- трудно, это большое искусство. Смысл обсуждаемой проблемы состоит в том, что выдумка не должна наносить вред окружающим. Дети приходят к выводу, что про себя самого можно сочинять, а про окружающих нет, потому что не знаешь, что покажется им обидным, потому что нас окружают разные люди – ранимые, не уверенные в себе, стесняющиеся, боящиеся выглядеть смешными.
- рефлексия – осмысливание определение уровня знаний полученных на уроке.
Четко разграничивают фантазию и ложь, что и являлось целью данного урока.
Этапы урока
и его цели Деятельность учащихся Деятельность учителя Содержание урока Планируемые
результаты
I этап
Мотивационный
1 мин Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок Организует и настраивает детей на совместную работу - У нас в гостях учителя разных классов.
Поприветствуйте их.
- Послушайте звуки в коридоре, в нашем классе, послушайте себя.
- Слышите, как бьется ваше сердце. Оно стремится узнать что-то новое, неизвестное. Кто хочет открыть для себя новую тайну садитесь.
- С каким настроением пришли вы на урок? (показ смайликов) КУУД
Оформлять свои мысли в устной форме
согласованность
II этап актуализации знаний
3мин

3мин Учащиеся выполняют упражнения для отработки техники чтения Контролирует выполнение упражнений
1.Упражнения для техники чтения. (Памятка) Слайд 1
• Для четкости произношения: Самолеты летят: у-у-у
Машины едут: ж-ж-ж
Лошадки проскакали: цок-цок-цок
• Чтение чистоговорок шепотом: Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры- у нас в руках шары
2.Проверка домашнего задания
- С каким произведением мы познакомились? Кто автор? Слайд 2
- Про кого сочинял Незнайка стихи? (Знайка, Торопыжка, Авоська)
(прочитать наизусть стихи)
- Как вы думаете, а трудно быть поэтом?
•Задание по рядам. Продолжите стихи..Улетел орел домой,
Солнце скрылось под…(горой)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по … (переулку)
Мы делил апельсин,
Много нас, а он…(один)
КУУД
Оформлять свои мысли в устной форме
ПУУД
III Выявление затруднения: в чем сложность нового материала
2 мин Высказывают свои предположения. Вспоминают рассказ про Незнайку и как он сочинял стихи Предлагает обсуждение возникновения понятий - Друзья Незнайки сказали, что это не стихи, а что…? (дразнилки)
- Согласны ли вы с друзьями? Почему? (стихи показались обидными)
- Каков, по –вашему, Незнайка? (Любопытен, общителен, не лишен талантов, выдумщик)
КУУД
Оформлять свои мысли в устной форме
IV Разработка плана, поиск решения
2 мин Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.
Предлагает обсуждение возникновения понятий

- как выдумаете, говорить неправду или фантазировать – это одно и то же или нет? (нет) – это цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
Мы отправляемся в страну ФАНТАЗИИ.
Умение ориентироваться в окружающем мире. Используя жизненный опыт и имеющуюся информацию
Физминутка• Дыхательная гимнастика: Вдох носом, выдох через рот
Вдох, задержка дыхания
Вдох, выдох порциями.
V «Открытие» нового знания
5 мин Проговаривают ответы (о фантазии, фантазерах) Включает учащихся в работу - Кто поможет нам в путешествии по стране ФАНТАЗИЯ? (Н.Носов)
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Н.Носова
Слайд 3 Из букв составьте слово («Фантазеры».)
С вами наверняка случались самые разные истории: веселые, грустные. страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло?
- Давайте подумаем: кто такие фантазеры?
Словарь Ожегова, толковый словарь Слайд 4
Фантазеры- люди, которые любят фантазировать, мечтать.
Фантазировать- выдумывать что-нибудь
Фантазия – нечто выдуманное
- А сейчас мы узнаем, какие фантазеры были в рассказе Н.Носова.
Слайд 5
ПУУД
Уметь правильно определять ответ
VI Первичное закрепление нового знания
10 мин
Чтение детей, ответы на вопросы по тексту Учитель читает первый абзац рассказа.
Ставит проблему перед детьми • Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
(5 человек)
•Ответы на вопросы:
- Кто главные герои рассказа? (Стасик. Мишутка, Игорь, Ира)- Какая выдумка кажется тебе самой интересной? (ответы детей)

КУУД
Оформлять свои мысли в устной форме
Физминутка 1 мин Ученик наш, потянулся,
Раз- нагнулся, два – нагнулся.
Три – присел, посидел. Встал.
Руки в стороны развел
И тихонько сел за стол. VII Самостоятельная работа и проверка
10 мин С помощью учителя уточняют цель Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазер, из разницы • Чтение по ролям – до слов с.79 «На ракете. На чем еще…»
- Что придумывал Миша, а что Стасик? Слайд 6
-Какой глагол в тексте встретился, для обозначения того, что делали ребята? (ВРАТЬ)
-Как называют человека, который врет? (врун)
(ВРУН- это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)
- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?
-Встреча с акулой. Что в этой истории правда?
(нападение могло быть в реальной жизни)
- что неправдоподобного? (Мишка ходил без головы)
-Как развивались события дальше? (пришел Игорь)
-Что сказал ребятам Игорь?
-Что ответили ребята?
-Какое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (обманывать) человек - (обманщик)
- Как Игорь придумывает? ПРОЧИТАТЬ с.80 «Сейчас…
- Какие слова использует автор? (гм,кхм)
Отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. С.81
--Как отнеслись к поступку ребята? А вы как относитесь? (осуждаем).
- автор использует слово БРЕХУН.
Подберите синонимы: обманывает, врет
- Что произошло, когда Игорь ушел? (ребята купили мороженое)
- Кого встретили мальчики?
- Какое настроение было у Иры? (Игорь наговорил на девочку)
-ПРОЧИТАЙТЕ, как мальчики утешали Иру. С.82 «Ты не плачь…
- А как бы вы посочувствовали девочке?
- Удалось ли мальчикам утешить Иру? (Ира засмеялась)
- С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться?
РУУД
Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определять способы исследования
ПУУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках
VIII Включение в систему знаний и умений
5 мин Выполняют задание на листочках Организует и контролирует работу детей Работа в группах
1.Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов
Придумывать ради собственного удовольствия.
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.
Хочет сочинить интересную историю.
Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.
2.Поделите слова на 2 группы: Слайд 7
Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать
3. К какому жанру можно отнести это произведение?
Стихотворение
Сказка
Рассказ
Вывод: фантазеры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.
Домашнее задание. Слайд 8
1 группа – поиграйте в фантазеров
Сочинить фантастическую историю с рисунком
2 группа - Подготовить пересказ рассказа IX Рефлексия
3 мин Оценить свою деятельность на уроке С помощью подводящего диалога детям помогает сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения Подведем итог:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
(Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же)
- Достигли мы этой цели?
- Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
(Мишутка и Стасик – безобидные выдумщики, Игорь- обманщик)
-Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чем главная мысль? Слайд 9
(с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно.Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие.
Но когда человек придумывая, обманывает – это нечестно.
-Вы сегодня хорошо работали на уроке, а теперь скажите:
Кто, придя домой сможет объяснить разницу между обманом и фантазией?
- Оцените свою работу. Какое у вас настроение? Изменилось ли оно?
КУУД
Оформлять свои мысли в устной форме
РУУД (самооценка)
Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.
Соедини линией
Придумывать ради собственного удовольствия.
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя. фантазеры
Хочет сочинить интересную историю. вруны
Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.
Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.
Соедини линией
Придумывать ради собственного удовольствия.
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя. фантазеры
Хочет сочинить интересную историю. вруны
Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.
Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.
Соедини линией
Придумывать ради собственного удовольствия.
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя. фантазеры
Хочет сочинить интересную историю. вруны
Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.
Поделите слова на 2 группы:
Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать
Поделите слова на 2 группы:
Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать
Поделите слова на 2 группы:
Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать
К какому жанру можно отнести это произведение?
Стихотворение
Сказка
Рассказ
К какому жанру можно отнести это произведение?
Стихотворение
Сказка
Рассказ
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение
План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение План
1.сами найдем способ
2.сопоставим предположения с учебником
3.выполним
4.выскажи свое мнение