Конспект урока чтения в 9 классе 8 вида по теме Трудный хлеб

Конспект урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. Носов "Трудный хлеб"
Автор:
  Зарипова Ирина Владимировна, учитель МКСК(О)У «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №4» г. Осинники, Кемеровской области.
Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб». Данный материал может быть полезен учителям-дефектологам, учителям начальных классов, учителям литературы.
Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб".
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа; корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Почему я начала урок с этой фамилии? - Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.
- Откуда родом Е. Носов?                          - В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война? - В каких войсках воевал Е.Носов?  - Что случилось с Е. Носовым в конце войны? - О ком и в связи с чем так писал  Е.Носов:  «Я был старше их на целую войну» Вывод:  Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой. - Сегодня нам предстоит познакомиться с его  рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
- Найдите способ прочитать название рассказа.    
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-  Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб». - Что мы называем хлебом, какой он бывает? - Что обозначает слово «трудный?  (Требующий большого труда, напряжения.) - может ли хлеб быть трудным?   А лёгким? - Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы? - Что вы любите в животных? - Чувствуют ли животные любовь? Как? - Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью  - Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А)  Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.    
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Б)  Работа по карточке 1.  Карточка 1. I вариант Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами. Глухой лесной ___________   Прилетела пара __________  Растёт прибрежный __________ Длинный чёрный ____________ Охотник достал ломоть хлеба из ______________ II вариант Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами. Прилетела пара __________  Растёт прибрежный __________ Длинный чёрный ____________ Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник. (Коллективная проверка) - Крохаль – это порода диких уток.  А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?    
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.    
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными учащимися
6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа. - О ком этот рассказ? -Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему? - Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?  - Как охотник ведет себя с  Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».) - Продолжите фразу: Охотник относился к Чангу (как?)        (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.) - В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему? - В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.) - Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.) - Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина? - Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.   - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.) - Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.) - В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.) - Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.) - В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.) - Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»). - Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности). - За что можно уважать хозяина Чанга? Б)  Закрепление -Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны? Карточка 2.  Соедини стрелками героя рассказа с его описанием. Короткий стёганый ватник                       Чанг Чёрный шелковистый жилет                       крохаль Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник (Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
                           I вариант 1. Осень в лесу развешивает: А)  дождинки Б)  кормушки В)  хрустальные сети паутины 2.  Какие гости прилетели с далёкого севера? А)  крохали Б)  гуси В)  рябчики 3.  Как звали спаниеля? А)  Ганг Б)  Чанг В)  Манч 4.  У Чанга были: А)  короткие гладкие уши Б)  длинная рыжая шерсть В)  длинные лохматые уши 5. Охотник достал из ягдташа: А)  убитую птицу Б)  ломоть хлеба В)  ружьё 6.  При виде летящего хлеба Чанг: А)  спокойно стоял, глядя на хозяина Б)  побежал к хозяину В)  кинулся ловить хлеб 7.  Автор поймал в реке: А)  мелкую плотву Б)  крупного карася В)  крупную плотвицу                          II вариант 1. Осень в лесу развешивает: А)  дождинки Б)   хрустальные сети паутины 2.  Какие гости прилетели с далёкого севера? А)  крохали Б)  гуси 3.  Как звали спаниеля? А)  Ганг Б)  Чанг 4.  У Чанга были: А) длинные лохматые уши Б)  рыжая шерсть 5. Охотник достал из ягдташа: А)  убитую птицу Б)  ломоть хлеба 6.  При виде летящего хлеба Чанг: А)  спокойно стоял, глядя на хозяина Б)  побежал к хозяину 7.  Автор поймал в реке: А)  крупную плотвицу  Б)  крупного карася (Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы? - Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца? (Учащиеся  отвечают) -Чему научил вас сегодняшний урок? Обобщение учителя: Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание:
стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).

15