Рабочая программа Риторика в рассказах и рисунках


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г.о. Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ № 6_____________//
_________________Дата


Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Детская риторика в рассказах и рисунках»
1 Б класс
Составитель: Муравых Наталья Николаевна
2013 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Детская риторика в рассказах и рисунках» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2011) и основной образовательной программы МОУ СОШ №6.
Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской. На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Состав участников занятий
Внеурочные занятия «Детская риторика в рассказах и рисунках» адресован учащимся 1 класса «Б» четырёхлетней начальной школы МОУ СОШ №6.
Актуальность программы
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Работа кружка направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является одной из основных компетенций учащихся. В условиях адаптации первоклассников к школе занятия в кружке являются большим вспомогательным средством.
Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Основные задачи кружка
Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.
Учить:
аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника;
умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно;
осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логическии эстетически оправданное;
формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В.Щербы: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.
создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога;
стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя;
помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
II. Содержание программного материала
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
№ раздела Тема раздела Кол-во часов Теория Практика
1. Общение 10 Потребность человека в общении. Слова, выражающие приветствие, прощание, просьбу, благодарность, извинение. Роль слов в общении людей Инсценирование сказок, ситуаций. Раскрашивание и рисование. Риторические игры. Считалки. Составление сказок и рассказов на заданные темы
2. Речь устная и письменная 10 Понятия «громкость», «темп», «мимика». «жесты». Анализ речевых ситуаций. Инсценирование речевых ситуаций. Продолжение и составление собственных рассказов и сказок. иллюстрирование сказок и рассказов.
3. Текст 13 Понятия: «текст», «заголовок», «опорные слова». Знаки в тексте. Понятие «рифма». Построение текста. Понятие об обращении. Маленькие тексты: загадки, считалки, скороговорки. Шутки, чистоговорки. Разыгрывание ситуаций. Отгадывание сказок по опорным словам. Разгадывание кроссвордов. Отгадывание загадок. Подбор рифмующихся слов. Риторические игры.
III. Требования к уровню подготовки
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
IV. Тематическое планирование
№ п/п Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочных занятий Деятельность учителя
Основные виды учебной деятельности учащихся Формируемые умения Дата Кор.
дата
Общение (10часов) 1 Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной тетрадью. Проблемная дискуссия.
Обсуждение рассказа
(«Палле один на свете») Организация проблемной дискуссии
Помощь, поощрение Рисование Объяснять значение речи, общения в жизни людей
Познакомиться с учебником
Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях 2-3 Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
Разыгрывание ситуаций Помощь в моделировании речевого поведения в ситуации приветствия
Помощь, поощрение Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях
Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения
Определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-грубо», учитывая ситуацию общения.
Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности и т.д. 4 Вывески, их информационная роль. Художественно-риторический конкурс «Рекламное агенство» Организация конкурса
Помощь, поощрение Объяснять, зачем нужны вывески
Различать вывески – слова и вывески-рисунки
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.
Объяснять, зачем нужны вывески
Различать вывески – слова и вывески-рисунки
5-6 Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
Конкурс – игра «Театральный переполох»» Координация игры
Показать примером Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства
Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить
Определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо-грубо», учитывая ситуацию общения.
Вступать в контакт и поддерживать его, проявлять умение благодарить, утешать, сочувствовать 7 Давайте договоримся Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух» Организация сценической постановки, обсуждения сказки.
Помощь, поощрение Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Уметь договариваться 8 Просьба. Ответ на просьбу. Проблемная дискуссия Моделирование проблемной дискуссии Анализировать ситуации, включающих просьбу Уметь вежливо попросить и ответить на просьбу 9-10 Игровой тренинг. Игровой тренинг Моделирование игрового тренинга, поощрение Инсценирование ситуаций вежливого поведения Определять степень вежливого поведения Речь устная и письменная (10часов) 11 Говорим – слушаем, читаем – пишем.
Дискуссия Помощь ученикам в поиске информации Называть виды речевой деятельности
Различать устную и письменную речь Анализировать как люди слушают 12-13 Устная речь. Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Узнай по голосу.
Игра «Кривое зеркало» Организация игры, поддержка Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях
Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп 14 Правила разговора по телефону.
Ролевая игра Моделирование игры, поощрение Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре
Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения
Умело использовать звучание своего голоса 15-16 Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
Игровой тренинг «Пантомима» Моделирование игры, поощрение Называть средства несловесного общения, объяснять их значение при устном общении
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач Уместно применять средства устного общения: мимику и жесты 17 Прощаемся в разных ситуациях общения Проблемная дискуссия Моделирование проблемной дискуссии Помощь, поощрение
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях
Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения Оценивать уместность использования выбранного способа прощания. 18 Правила вежливого поведения во время разговора.
Игра « кривое зеркало» Моделирование игры. Организация работы в парах
Помощь, поощрение Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре
Называть правила вежливости при разговоре
Объяснять, почему их следует соблюдать Пользовать наиболее подходящими приемами общения 19 Благодарим за подарок, услугу.
Познавательная игра Организация игровой ситуации
Помощь, поощрение Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях.
Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения. Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения.
20 Пишем новогоднюю сказку Обучающий тренинг Поддержка и поощрение учеников Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. Использовать полученные сведения о речи Текст (13часов)
21 Текст – что это такое Тематический диспут Помощь в поиске источников информации
Поощрение Различать текст и набор предложений
Определять тему текста.
Объяснять роль заголовка
Озаглавливать текст
Отличать текст как тематическое и смысловое единство. 22 Заголовки - отгадки Викторина Определять по заголовкам о чем говорится в тексте
23 Заголовки – названия Обучающий тренинг Выбирать подходящий заголовок к тексту, озаглавливать текст. 24 Извинение Инсценировки Поддержка и поощрение учеников
Поощрение Оценивать уместность использования словестных и несловесных форм извинения в разных ситуациях Научиться правильно извиняться 25 Очень важные слова.
Сказочная викторина Помощь в поиске источников информации
Поощрение Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях. Находить по абзацам смысловые части. Выделять ключевые слова 26 Знакомые незнакомцы.
Библиотечный урок Помощь в поиске источников информации Помощь, поощрение
Выделять незнакомые слова в тексте.
Выяснять значение непонятных слов .
Выделять незнакомые слова. Выяснять их значение 27 Ключ к тексту (основная мысль текста). Проблемная дискуссия Введение в проблему
Помощь, поощрение Определять основную мысль текста Определять основную мысль текста 28-29 Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Абзацы. Ролевая игра Моделирование игровой ситуации. Помощь, поощрение Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте Объяснять необходимость знаков препинания в тексте 30-31 Как построен текст. Проблемный диалог Поддержание обратной связи с уч-ся. Помощь, поощрение Выделять начало, основную часть, конец текста.
Делить текст на смысловые части 32 Обращение Риторическая игра Помочь в моделировании уместных средств обращения при решении риторических задач.
Помощь, поощрение Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.
Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Вести этикетный диалог 33 Обобщение. Сочиняем необычную историю про Красную Шапочку. Смотр знаний Координация занятия Называть изученные признаки текста
Различать разновидности текстов.
Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей Сочинять на основе данного сюжета, рисунка, опорных слов и других элементов текста сказочные истории V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2013
Для учителя:
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2013
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2012
«Согласовано».
Протокол №_____от _____________
Руководитель ШМО
__________________/Пашкова Т.В./
«Согласовано».
Зам. директора по УВР
________________ /Афанасьева В.И./