Конспект занятия (урока) по развитию речи и обучению грамоте «Найди лишнее, объясни»


Конспект занятия (урока)
по развитию речи и обучению грамоте «Найди лишнее, объясни».
Цель заданий: выявить способность детей выделять существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков, закрепление изученных понятий «звук», «буква», «гласный/согласный звук», «твердый/мягкий согласный», «слог», «слово»; закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Процедура проведения: ребенку предлагается выделить из четырех объектов один, который отличается от остальных.
Инструкция: «Рассмотри. Назови (прочитай). Выбери то, что не подходит». Если выбор сделан правильно, нужно попросить ребенка обосновать свое решение, используя понятия «звук», «буква», «гласный/согласный звук», «твердый/мягкий согласный», «глухой/звонкий», «слог», «слово».
Оценка результатов: учитывается не только правильность ответов, но и способность детей к речевому обобщению выделенных признаков.
А, У, 5, О. (Лишняя - цифра, остальные – буквы.)
4, 2, 6, А. (Лишняя - буква, остальные - цифры)
И, Ы, К, Э. (Лишний - согласный, остальные - гласные)
Н, М, У, В. (Лишний - гласный, остальные - согласные)Д, Г, П, З. (Лишний – глухой согласный, остальные - звонкие)
П, Т, В, С. (Лишний – звонкий согласный, остальные - глухие)
АУ, УА, ИА, А. (Лишняя одна буква, остальные - буквосочетания)
ОК, ИТ, АП, АУ. (Лишнее АУ – две гласные, остальные - обратные слоги)
УК, УМ, УН, ТУ. (Лишнее ТУ – согласный+гласный, остальные - гласный+согласный)
ОК, УМ, ИТ, ПА. (Лишнее ПА – согласный+гласный, остальные - гласный+согласный)
ТА, ТО, ТУ, ТИ. (Лишнее ТИ – мягкий согласный+гласный, остальные – твердый согласный+ гласный)
КО, МИ, НА, ДУ. (Лишнее МИ – мягкий согласный+гласный, остальные – твердый согласный+ гласный)
КИ, ПИ, ТИ, МЫ. (Лишний МЫ - твердый согласный+ гласный, остальные – мягкий согласный + гласный)
МО, КУ, ТА, КОМ. (Лишний КОМ – слово, остальные - слоги)
ОР, УМ, СУП, ИЛ. (Лишний СУП – слово, остальные - слоги)
КОТ, МАК, СОН, КИТ. (Лишний КИТ – слово, в котором есть мягкий согласный)
ТИК, ВОР, ПИН, ЛИК. (Лишний ВОР – слово, в котором все согласные твердые)
БАК, БЫК, БИК, БОК. (Лишний БИК – слово, в котором есть мягкий согласный, в остальных словах все согласные твердые)
НОЛЬ, СОЛЬ, КОЛ, РОЛЬ. (Лишнее КОЛ – слово, в котором последний согласный твердый, в остальных – мягкие)
КУБ, УХА, ТОМ, ДУБ. (Лишнее УХА двусложное слово, остальные - односложные)
БАК, МАК, РАК, ЗУБ. (Лишнее ЗУБ – в слове гласный «У», в остальных словах - «А»)
МАМА, БАБА, ПАПА, ЛАМА. (Лишнее слово ЛАМА, в остальных словах согласные одинаковые.)
РУКИ, РАКИ, КИТЫ, МАКИ. (Лишнее слово КИТЫ – первый согласный - мягкий, в остальных словах первый согласный твердый)
СИТО, КИНО, ТИНА, ШИНА. (Лишнее слово ШИНА – первый согласный - твердый, в остальных словах первый согласный мягкий)
СТОЛ, СТОН, ПОСТ, СТУЛ. (Лишнее слово ПОСТ – стечение согласный в конце слова, в остальных словах – стечение согласный в начале слова)
ТОРТ, КОРТ, ПАУК, МОСТ. (Лишнее ПАУК – двусложное слово, остальные – односложные)
ПАРК, ВОСК, МОСТ, СКАТ. (Лишнее слово СКАТ – стечение согласных в начале слова, в остальных словах – стечение согласный в конце слова)
Ира, Сима, Дима, Рита. (Лишнее ИРА – первый гласный, остальные слова начинаются на мягкий согласный)
Рома, Фома, Тома, кома. (Лишнее кома – не имя, остальные имена)
Тина, сито, кони, Нина (Лишнее КОНИ – первый согласный в этом слове тверый, в остальных - мягкий)