Конспект урока по литературному чтению Живая шляпа — Н. Н. Носов (2 класс)

Урок литературного чтения (2 класс)

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа» (второй урок)
Цели урока:
Образовательная:
Продолжить ознакомление с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»;
Развивающая:
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать логическое мышление, память и внимание; развивать умение слушать и запоминать информацию на слух;
Воспитательная:
Прививать интерес к чтению.
Планируемый результат:
Обучающиеся научатся читать выразительно, по ролям; составлять план к рассказу; передавать содержание по плану; работать с текстом и выбирать нужную информацию.
Оборудование: раздаточные материалы (тестовые задания); рабочая тетрадь и учебник; презентация; проектор и экран, карточка с критериями оценивания «!», «+», «-»
Формируемые УУД:
Личностные:
-Самоопределение (мотивация учения);
-Нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания);
Познавательные:
Общеучебные:
-Формулирование познавательной цели;
-Поиск и выделение информации;
Логические:
-Анализ с целью выделения признаков;
-Доказательство;
-Выдвижение гипотез и их обоснование;
-Построение логической цепи рассуждения.
Действие постановки и решения проблем:
-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно)
Планирование (составление плана и последовательности действий)
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения с учётом конечного результата)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)
Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий).


Сценарий урока:


Организационный момент (цель этапа: эмоциональный настрой обучающихся; проверка готовности начать урок) (1 мин)
Актуализация знаний: (цель этапа: развитие внимания, мышления, проверка изученного) (6 мин)
Формируемые УУД: (к этапу урока: 1, 2, 3)
Личностные: Нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания);
Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование; Построение логической цепи рассуждения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: Планирование (определение цели, способов взаимодействия);
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра).
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения с учётом конечного результата; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий.

А) - Для того чтобы, узнать над чем мы будем работать сегодня на уроке, необходимо выполнить задание на карточках, работая в паре: (обучающиеся получают индивидуальные карточки с заданием, работают в паре).
Слайд № 1.
- Восстановите слова, добавив гласные буквы:
КМД ВЛД ВДК
ШЛП СТЛ ДВН
КХН КМНТ КРЗН
КТНК КРТШК
Б) Проверка: (цель: правильность выполнения задания)
Дети зачитывают свои ответы, одновременно ответы появляются на слайде.
Самоопределение к деятельности: (2 мин)
Фронтальный опрос:
- Где встречались все эти слова?
- Кто автор этого произведения?
- Кто может предположить, о чём или пойдёт речь на уроке? (О рассказе Носова )
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно)
Сообщение темы урока: (1-2 мин)
- Сегодня мы продолжим работать над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа», будем отрабатывать умения работать с текстом, с информацией.
- Какие умения понадобятся? (быть внимательными и т.д.)
5. Проверка домашнего задания: (цель этапа проверить уровень осознанности изучаемого материала) (5 мин)
Формируемые УУД:
Регулятивные: Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)
Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Познавательные: Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации; Анализ с целью выделения признаков; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Построение логической цепи рассуждения. Самостоятельное решения проблем творческого характера.

- Сейчас мы с вами узнаем, кто внимательно познакомился с содержанием рассказа.
- Какое задание было задано на дом? (Составить тест из 5-7 вопросов)
1) Взаимопроверка:
Дети меняются тестами друг с другом и решают их, затем вновь производят обмен с целью проверки выполнения и оценивания задания.
Критерии оценки на доске («!», «+», «-»). После этого работы собирает учитель для экспертизы и оценивания.
- Кто оценил выполнение задания своего товарища знаком «!»? »+»? »-»?

Один ученик озвучивает своё задание у доски, остальные фронтально отвечают на вопросы, дают словесную оценку тому, как составлен тест.

Работа по теме урока (цель этапа: формирование умения работать в паре, группе, составлять план к рассказу, передавать содержание рассказа, умение работать с информацией, выделять главное) (8 мин)
Формируемые УУД:
Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование; Построение логической цепи рассуждения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: Планирование (определение цели, способов взаимодействия), Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Регулятивные: Планирование (составление плана и последовательности действий), Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения с учётом конечного результата). Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий).
Создание проблемной ситуации:
- Назовите главного героя Носова из Солнечного города. (Незнайка)
На доску изображение Незнайки
- Сегодня Незнайка неслучайно у нас в гостях, он хотел бы научиться составлять план к рассказу и научить этому своих друзей и солнечного города. Поможем ему?
- Кто сам попытается объяснить гостю, как надо составлять план? С чем его можно сравнить? (с сериями к фильму)
2) Работа с памяткой в рабочей тетради:
- Прочитайте советы по составлению плана в рабочей тетради с. 64. (дети по очереди читают абзацы текста) + обсуждение прочитанного.
3) Самостоятельная работа в группах:
6. Физкультминутка для глаз и двигательная. (1-2 мин)
7. Продолжение работы по теме: (8 мин)
1)Проверка С/Р (зачитывание планов) + оценивание. (5 мин)
- В чём может помочь план к рассказу? (пересказать содержание, вспомнить последовательность событий, сориентироваться в тексте)
- Думаю, что нам удалось помочь Незнайке. Он благодарит вас.
(Убрать изображение с доски)
2) Пересказ текста (3 мин)
8. Рефлексия: (3мин)
(цель этапа: контроль)
Формируемые УУД:
Познавательные: Анализ с целью выделения признаков
Регулятивные: Коррекция
1) Работа в рабочей тетради – индивидуальная.
- Пользуясь карандашом, подчеркните в памятке самые главные моменты на ваш взгляд, которые помогут при составлении плана.
2) Проверка С/Р.
Слайд №2
Написана памятка и выделены важные моменты.
9. Итог урока: (2 мин)
(цель этапа: контроль и коррекция)
Формируемые УУД:
Регулятивные: Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)
Личностные: Нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания);
-Какие умения отрабатывали на уроке? (работать в паре и группе, составлять план к рассказу, пересказывать, работать с информацией, выделять главное)
-Какое задание показалось самым сложным?
10. Домашнее задание: (2 мин)
(цель этапа: выработка самостоятельности, обрабатывание умения читать по ролям)
Формируемые УУД:
Личностные: Самоопределение (мотивация учения);
-Что значит читать выразительно?
-Сколько действующих лиц в рассказе?
-что такое диалог?

-Используя задание 7 на странице учебника 59 приготовиться читать выразительно по ролям диалог мальчиков.




















Организационный момент (цель этапа: эмоциональный настрой обучающихся; проверка готовности начать урок) (1 мин)
Актуализация знаний: (цель этапа: развитие внимания, мышления, проверка изученного) (6 мин)
1) - Для того чтобы, узнать над чем мы будем работать сегодня на уроке, необходимо выполнить задание на карточках, работая в паре: (обучающиеся получают индивидуальные карточки с заданием, работают в паре).
Слайд № 1.
- Восстановите слова, добавив гласные буквы:
КМД ВЛД ВДК
ШЛП СТЛ ДВН
КХН КМНТ КРЗН
КТНК КРТШК
2) Проверка: (цель: правильность выполнения задания)
Дети зачитывают свои ответы, одновременно ответы появляются на слайде.
Самоопределение к деятельности: (2 мин)
Фронтальный опрос:
- Где встречались все эти слова?
- Кто автор этого произведения?
- Кто может предположить, о чём или пойдёт речь на уроке? (О рассказе Носова )
Сообщение темы урока: (1-2 мин)
- Сегодня мы продолжим работать над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа», будем отрабатывать умения работать с текстом, с информацией.
- Какие умения понадобятся? (быть внимательными и т.д.)
5. Проверка домашнего задания: (цель этапа проверить уровень осоз
·нанности изучаемого материала) (5 мин)
- Сейчас мы с вами узнаем, кто внимательно познакомился с содержанием рассказа.
- Какое задание было задано на дом? (Составить тест из 5-7 вопросов)
1) Взаимопроверка:
Дети меняются тестами друг с другом и решают их, затем вновь производят обмен с целью проверки выполнения и оценивания задания.
Критерии оценки на доске («!», «+», «-»). После этого работы собирает учитель для экспертизы и оценивания.
- Кто оценил выполнение задания своего товарища знаком «!»? »+»? »-»?

Один ученик озвучивает своё задание у доски, остальные фронтально отвечают на вопросы, дают словесную оценку тому, как составлен тест.

Работа по теме урока (цель этапа: формирование умения работать в паре, группе, составлять план к рассказу, передавать содержание рассказа, умение работать с информацией, выделять главное) (8 мин)
1)Создание проблемной ситуации:
- Назовите главного героя Носова из Солнечного города. (Незнайка)
На доску изображение Незнайки
- Сегодня Незнайка неслучайно у нас в гостях, он хотел бы научиться составлять план к рассказу и научить этому своих друзей и солнечного города. Поможем ему?
- Кто сам попытается объяснить гостю, как надо составлять план? С чем его можно сравнить? (с сериями к фильму)
2) Работа с памяткой в рабочей тетради:
- Прочитайте советы по составлению плана в рабочей тетради с. 64. (дети по очереди читают абзацы текста) + обсуждение прочитанного.
3) Самостоятельная работа в группах:
7. Физкультминутка для глаз и двигательная. (1-2 мин)
8. Продолжение работы по теме: (8 мин)
1)Проверка С/Р (зачитывание планов) + оценивание. (5 мин)
- В чём может помочь план к рассказу? (пересказать содержание, вспомнить последовательность событий, сориентироваться в тексте)
- Думаю, что нам удалось помочь Незнайке. Он благодарит вас.
(Убрать изображение с доски)
1) Работа в рабочей тетради – индивидуальная.
- Пользуясь карандашом, подчеркните в памятке самые главные моменты на ваш взгляд, которые помогут при составлении плана.
2) Проверка С/Р.
Слайд №2
Написана памятка и выделены важные моменты.
9. Итог урока: (2 мин)
(цель этапа: контроль и коррекция)
-Какие умения отрабатывали на уроке? (работать в паре и группе, составлять план к рассказу, пересказывать, работать с информацией, выделять главное)
-Какое задание показалось самым сложным?
-Кто может с уверенностью сказать , что научился составлять план?
10. Домашнее задание: (2 мин)
(цель этапа: выработка самостоятельности, обрабатывание умения читать по ролям)
-Что значит читать выразительно?
-Сколько действующих лиц в рассказе?
-что такое диалог?

-Используя задание 7 на странице учебника 59 приготовиться читать выразительно по ролям диалог мальчиков.
























Урок русского языка (2 класс)
Тема: Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Урок закрепление изученного материала.
Цели урока:
Образовательная:
Закрепить знания обучающихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Развивающая:
Развивать орфографическую зоркость, речевую деятельность, внимание, любознательность.
Воспитательная:
Прививать интерес к предмету.
Планируемый результат:
Обучающиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно определять группы существительных; использовать специальную терминологию при определении части речи.
Оборудование: раздаточные материалы (карточки); тетрадь и учебник; диск по предмету, проектор и экран, карточка с критериями оценивания «!», «+», «-»
Формируемые УУД:
Личностные:
-Самоопределение (мотивация учения);
-Нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания);
Познавательные:
Общеучебные:
-Формулирование познавательной цели;
-Поиск и выделение информации;
Логические:
-Анализ с целью выделения признаков;
-Доказательство;
-Выдвижение гипотез и их обоснование;
-Построение логической цепи рассуждения.
Действие постановки и решения проблем:
-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно)
Планирование (составление плана и последовательности действий)
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения с учётом конечного результата)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)
Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к преодолению препятствий).
Сценарий урока


Организационный момент. (1 мин)
Актуализация знаний: (7-8 мин)
Работа в паре на карточках и один ученик за компьютером.
- Установите соответствие между словом и вопросом, на которое отвечает слово (карточка № 1)
ранняя кто?
ласточка что?
предвещает какая?
дождливое что делает?
лето какое?
Проверка:
Дети сверяют свое ответы с компьютерным вариантом, анализируют и оценивают свою работу с помощью условных знаков: «!», «+», «-»
- Сегодня за каждое правильно выполненное задание вы получаете возможность рядом с символом «!» написать букву, которую я сообщу, после проверки задания. В конце урока узнаете, что ожидает тех, кто справляется с заданиями верно. Первая буква за это задание (У)
3) Фронтальный опрос:
-Что можно определить с помощью вопросов? (часть речи)
-Определите части речи каждого из слов первого столбика, используя вопросы для полного ответа из второго столбика.
-Прочитайте по порядку сверху вниз слова первого столбика, что заметили? (можно составить предложение)
- На что похоже это предложение?
Работа в тетрадях:
-Спишите его в тетрадь, пользуясь умениями оформлять предложения. Выделите грамматическую основу.
-Исследуйте предложение, что можно о нём рассказать?
-Какой части речи уделяли на прошлых уроках особое внимание? (существительному)
-Что известно об этой части речи?
3. Орфографическая минутка: (6-7 мин)
На доске записаны слова:
Грод, (Мм)сква, (рР)ссия, улца, сбака.
1) - Спишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные и нужные буквы, поставь ударение
(один ученик работает за доской)
Проверка:
Комментирование по цепочке: дети называют орфограмму, одновременно проверяя правильность выполнения задания. Результат оценивается символом и буквой, если верно (С).
Работа в паре:
-Посовещайтесь с товарищем и найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
- На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные имена существительные)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
-Чем отличаются имена собственные от имён нарицательных?
4. Сообщение темы урока: «Заглавная буква в именах собственных».
5. Работа по теме: (3 мин.)
-Это новая тема?
-Какую задачу поставим для себя?
1) задание на доске:
сын Сергей
фамилия Кузнецов
отчество Иванович
сказка «Морозко»
композитор П.И. Чайковский
кошка Мурка
-Работая в паре, проанализируйте записи и скажите, по какому принципу записаны слова в столбики?
- Обобщите, какие имена собственные в данном задании пишутся с заглавной буквы?
6. Физкультминутка: (2 мин)
7. Продолжение работы по теме: (7 мин)
1) задание на карточке № 2.
-Работая в паре, выполните задание (один ученик работает за компьютером)
-Найдите соответствия между словами первого и второго столбика, соедините линиями.
Государство Кипр
Город Байкал
Озеро Мурманск
Река Казбек
Улица Победы
Остров Россия
Проверка и обсуждение:
-Все ли слова вам были знакомы?
-Захотелось ли вам узнать о чём-нибудь поподробнее?
-Дополните общий список имён собственных, которые пишутся с заглавной буквы, ориентируясь на выполненное задание.
-Выпишите в тетрадь два любых понравившихся примера словосочетаний.
Оценивание выполненной работы символом и следующей буквой (П).
Рефлексия: (2 мин)
(Цель этапа: проверка уровня осознанности усвоения изучаемого материала)
1)Выполнение задания (индивидуально) на карточке № 3. (один ученик за компьютером – задание 1 по изучаемой теме в проверочной работе)
-Выбрать какие слова пишутся с заглавной буквы?
(Рр)язань
(фФ)евраль
(Яя)пония
(Гг)ород
(вВ)иктор
(Оо)ктябрь
2)Проверка и оценивание символом и очередной букой (Е)
8. Итог урока: (7мин)
-Какие правила повторяли на уроке?
-Какое задание оказалось самым интересным?
-Выполнили ли мы задачу, которую ставили перед собой в начале урока?
-Кто чувствует себя уверенным в данном материале?
-Кто из вас догадался, какое слово должно получиться у тех, кто выполнил все задания правильно? (УСПЕХ)
- Для того чтобы получить последнюю букву, необходимо выполнить ещё одно задание.
Задание № 4 на карточке (девочки выписывают имена нарицательные, мальчики имена собственные) – один ученик за компьютером
Проверка самостоятельной работы, оценивание символом и буквой, если заслужили (Х)
-Кому из вас удалось собрать слово целиком?
Оценка учителем работы обучающихся на уроке.
9. Домашнее задание: (1мин)
Выполнить задание в КИМах (с. 26) Тест № 7 Вариан № 1.






















15