Рабочая программа по внеурочной д-ти Ступеньки мудрости. 1 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя начальных классов по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Ступени мудрости» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе методического пособия «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Григорьев Д.В. , «Просвещение» 2011г.
Цель программы
обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержание
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Приоритетной формой деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека является проектная деятельность учащихся.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
воспитательной деятельности
Направления
воспитания
Ценностные
установки
Планируемые результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Развитие нравственных чувств и этического сознания.
Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,
равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;
- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;
- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое.
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


- учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.


Тематическое планирование внеурочной деятельности
Клуб «Ступени мудрости»
(духовно- нравственное направление)
1 занятие в неделю ( 33 занятия)
№ занятия
Дата
Тема занятия
Содержание

1.
4.09
Взаимопонимание
Игра «Кто понимает без слов»
Обсуждение: О чём мы думаем (А. Лопатина)
Две страны (М.Скребцова)
Творческое задание «Учимся пониманию»
Сценка «Пойми меня»
Сочиняем сказку «О чём рассказали вещи»

2.
11.09
Великодушный поступок
Творческое задание «Великодушный поступок» Обсуждение: Корень добра не сохнет
(Индийская сказка)
Сценка «Великодушные министры»
Обсуждение: Свет великодушия (М Скребцова)
Рисунок «Великодушное сердце»

3.
18.09
Во что верит человек
Творческое задание «Вера в любовь»
Обсуждение: Красошейка (С.Лагерлёф)
Ты - хранитель души своей (М.Скребцова)
Творческое задание «Птица веры»
Рисунок «Цвета веры и надежды»

4.
25.09
Чем можно гордиться
Творческое задание «Гордость профессии»
Обсуждение: Гордая инфанта (Э.Фарджон)
Рисунок «Кто и чем гордится»
Сочиняем сказку «Гордость матери»
Обсуждение: Чем я горжусь (М. Скребцова)

5.
2.10
Трудно ли быть добрым
Творческое задание «Добрый поступок»
Обсуждение: Про сову (Н.Абрамцева)
Игра «Кто добрее»
Обсуждение: Добро без ума (Древняя китайская история)
Обсуждение:Учись доброму – плохое на ум не пойдёт (М.Скребцова)
Рисунок «Солнце доброты»
Сценка «Ум и доброта»

6.
09.10
Учимся доверию
Творческое задание «Кому мы доверяем»
Обсуждение: Кочан капусты (Итальянская сказка)
Сценка «Нужно ли доверять людям»
Обсуждение: Доверяйте мне (М.Скребцова)
Игра «Цепочка доверия»
Рисунок «Глаза доверия»
Сочиняем сказку «Плащ доверия»


7.
16.10
Как найти друга
Творческое задание «Разговор о дружбе»
Обсуждение: Лучшая подруга (А.Лопатина)
Игра «Помощь друга»
Обсуждение: Хорошо дружить с девчонкой (М.Скребцова)
Рисунок «Дерево дружбы»
Обсуждение: Сам пропадай, а товарища выручай (М.Скребцова)
Сценка «Настоящая дружба»

8.
23.10
Забота о других
Игра «Учимся заботиться»
Обсуждение: Незримая работа ( А.Лопатина)
Творческое задание «Забота о ближних»
Обсуждение: Забота (М. Скребцова)
Сценка «Заботливая пара»

9.
30.10
Сила единства
Игра «Цепочка помощи»
Обсуждение: О ссоре птиц (Индийская сказка)
Игра « Быстро в стаю собирайся»
Рисунок « Птица мира»
Обсуждение: Разногласие в семье (М.Скребцова)
Сочиняем сказку «Если все в месте»
Сценка «Помири друзей»


10.
13.11
Мир красоты
Игра «Колечко красоты»
Обсуждение: Есть же разница ( Г.Андерсен)
Рисунок «Самое прекрасное»
Творческое задание «Как украсить мир»
Обсуждение: Мир красоты (М.Скребцова)
Сценка «Кто прекраснее»

11.
20.11
Красота души
Игра «Угадай цветок»
Обсуждение: Волшебный цветок (А.Лопатина)
Рисунок «Цветок души»
Обсуждение: Красота души (М.Скребцова)
Творческое задание «Творец красоты»
Сценка «Красота лица и души»

12.
27.11
Терпение и терпимость
Игра «Учимся заботиться»
Обсуждение: Незримая работа ( А.Лопатина)
Творческое задание «Забота о ближних»
Обсуждение: Забота (М. Скребцова)
Сценка «Заботливая пара»

13.
4.12
Кроткий характер
Игра «Шапка кроткости»
Обсуждение: Кроткий одуванчик (А. Лопатина)
Кроткий нрав (М.Скребцова)
Сценка «Кроткая речь»
Творческое задание «Самый кроткий»
Обсуждение: Кроткий всё простит (М.Скребцова)
Рисунок «Фея кроткости»

14.
11.12
Дар любви
Игра «Круг любви»
Обсуждение: Великан-эгоист (О. Уальд)
Творческое задание «Спасение любовью»
Рисунок «Букет любви»
Сценка «Как научиться любить»
Обсуждение: Как тебе объяснить (М.Скребцова)
Сочиняем сказку «Ворота любви»

15.
18.12
Любовь матери
Игра «Цветок для мамы»
Обсуждение: История одной матери (Г. Андерсен)
Рисунок «Ангел любви»
Обсуждение: Плохо без мамы (М.Скребцова)
Игра «Радуем родителей»

16.
15.12
Крылья мечты
Игра «Угодай мою мечту»
Обсуждение: Звёздная мечта (А.Лопатина)
Творческое задание «Моя звёздная мечта»
Обсуждение: Я люблю мечтать (М.Скребцова)


17.









18.
22.01









29.01
Тропа милосердия









Сокровища мудрости
Игра «Милосердие»
Обсуждение: Юноша и морские звёзды (Неизвестный автор)
Сочиняем сказку «Морские звёзды»
Творческое задание «Как помочь»
Обсуждение: Вышивальщица птиц (греческая сказка)
Рисунок «Вошебное платье»
Сценка «Милосердный правитель»


Игра «Сокровища мудрости»
Обсуждение: Завещание отца (Сказка народов Бирмы)
Страна мудрости
Творческое задание «Качество мудрого»
Обсуждение: Новогодний подарок (Китайская сказка)
Рисунок «Мудрый подарок»
Сочиняем сказку « Мудрый мир земли»
Сценка «Семья качеств»

19.
5.02
Мужественный поступок
Игра «Мужественный поступок» Обсуждение: Мост матери и сына (Китайская легенда)
Творческое задание «Школа мужества»
Обсуждение: Наш спаситель (М.Скребцова)
Рисунок «Что такое мужество»
Сценка «Диалог матери и сына»

20.
12.02
Свет надежды
Игра «Птица надежды»
Обсуждение: Сидень (Г.Андерсен)
Сценка «Верим и надеемся»
Обсуждение: Будет ночь , будет и день (М.Скребцова)
Рисунок « Крылья надежды»
Творческое задание «Надежды мира»

21.
26.02
На что похожа нежность
Игра «Нежные слова»
Обсуждение: История колокольчика (Английская сказка)
Сочиняем сказку «Нежный колокольчик»
Рисунок « Цветок нежности»
Обсуждение: Где живет нежность (М.Скребцова)
Сценка « Ты нежный»

22.
5.02
Преданность друга
Игра « Верные друзья»
Обсуждение: Заира и Амир (Г.Радлей)
Творческое задание « Верность идеалам»
Обсуждение: Мой лучший друг (М.Скребцова)
Рисунок «Верные друзья»
Сценка «Два друга»

23.
12.03
Жизнь без предрассудков
Творческое задание «Кто ты такой»
Обсуждение: Соседи (Датская сказка)
Игра «Послание друг другу»
Рисунок « Драгоценные украшения»
Обсуждение: Черный кот (М.Скребцова)
Сценка « Два народа»


24.
19.03
Радость и улыбка
Игра «Смешинка и слезинка»
Обсуждение: Как ива научилась улыбаться (М.Скребцова)
Сочиняем сказку « Лесная ивушка»
Рисунок «Радостный портрет»
Обсуждение: Мамина улыбка (М.Скребцова)
Сценка «Царевна Несмеяна»

25.
2.04
Скромный человек
Творческое задание «Самый скромный»
Обсуждение: Пастух из Кальтанисетты (Итальянская сказка)
Сочиняем сказку «Скромный Мартин»
Рисунок « Золотая статуя»
Обсуждение: Куда пропала скромность (М.Скребцова)
Игра «Золотая рыбка»
Обсуждение: Две елки (Л.Чарская)
Сценка «Скромность и щедрость»


26.
9.04
Смысл жизни
Игра «Цепочка ценностей»
Обсуждение: Золотой цветок (А. Лопатина)
Рисунок «Золотой цветок»
Обсуждение: Как обрести себя (М.Скребцова)
Сценка «Служим людям»
Сочиняем сказку « Пилот и самолет»

27.
16.04
Теплота сочувствия
Игра «Сочувственные слова»
Обсуждение: Волшебная сказка (Н.Абрамцева)
Творческое задание «Нужна помощь»
Рисунок « Сочувствие без слов» Обсуждение: Почему мне не везет (М.Скребцова)
Сочиняем сказку « Волшебный эликсир»

28.
23.04
Мир справедливости
Творческое задание «Справедливое решение»
Обсуждение: Очки судьи (Суфийская притча)
Игра « Очки справедливости»
Сочиняем сказку « Волшебные очки»
Сценка «Справедливый судья»
Обсуждение: Справедливая война (М.Скребцова)
Рисунок «Дом справедливости»

29.
30.04
Страдания и испытания
Творческое задание «Почему мы страдаем»
Обсуждение: Цветок-Звезда (Н.Лопатина)
Рисунок «Эдельвейс и звезда»
Обсуждение: Свеча (М.Скребцова)
Сценка « Волшебная искорка»
Обсуждение: Бусы (Н. Абрамцева)
Игра «Самая яркая бусинка»

30.
7.05
Стремление к совершенству
Игра «Лучше всех»
Обсуждение: Пушинка (П.Элюар)
Рисунок «Крылья Пушинки»
Творческое задание «Цепочка совершенства»
Обсуждение: Крылья (М.Скребцова)
Сочиняем сказку «День на крыльях»
Сценка « Стремление к полету»

31.
14.05
Где прячется счастье
Игра «Откроем счастье»
Обсуждение: Песня о счастье(М.Скребцова)
Рисунок «Рога оленя счастья»
Обсуждение: И в щепке порою скрывается счастье (Г.Андерсен)
Сочиняем сказку «Где прячется счастье»
Сценка «Счастливое качество»

32.
33.
21.05
Учимся видеть хорошее
Настоящяя щедрость
Игра «В каждом хорошее»
Обсуждение: Красивый мухомор (А.Лопатина)
Рисунок «Веселая песочница»
Обсуждение: Мой веселый друг (М.Скребцова)
Сценка «Хорошие дети и родители»
Игра « Щедрая посылка»
Обсуждение: Сорок золотых (Суфийская притча)
Сочиняем сказку «Семя щедрости» Рисунок «Сад щедрости»
Обсуждение: Наш щедрый дед (М.Скребцова)
Сценка «Щедрый хозяин»
Творческое задание «Три условия щедрости»



Используемая литература:
А.Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости», Армита-Русь, М. 2008;
«600 творческих игр», Армита-Русь, М. 2008;
«Начала мудрости», Армита-Русь, М. 2008;
«Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни», Армита-Русь, М. 2008;
«О самом главном. «Психологическая сказка для детей»»,
«Вечная мудрость сказок», Армита-Русь, М. 2008.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




> 
·