Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Музыкальные народные инструменты».


Непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «Музыкальные народные инструменты».
Цель: формировать интерес к народному творчеству родного края.
Задачи: познакомить детей с русскими народными инструментами, распространёнными на территории нашей области: деревянными ложками, трещоткой, бубенцами, балалайкой; развивать у детей музыкальный слух; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии народной музыки.
Оборудование и материалы: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, балалайка, музыкальный центр, запись со звучанием музыкальных инструментов.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, в старину на Руси говаривали: «Делу время – потехе час». Что это значит? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Русский народ много трудился. А в редкие минуты отдыха люди брали в руки музыкальные инструменты, пели, танцевали, слушали музыку. Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах играли наши прабабушки и прадедушки? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Отгадайте мою загадку и узнайте, какой предмет тоже использовался как музыкальный: « Сами не едим, а людей кормим». (Ложки). Ложки относятся к ударным инструментам. Освоение игры на ложках требует труда и терпения. (Демонстрация игры на ложках).Попробуйте мне похлопать в такт.
Воспитатель: А вот и другой шумовой инструмент – трещотка. Как вы думаете, почему её так называли? (Высказывания детей). Трещотка при встряхивании издаёт трескучие звуки за счёт ударов деревянных пластинок друг о друга. Держат трещотку обычно на уровне головы и груди. Послушайте, как звучит трещотка под музыку русской народной песни «Ах, вы сени». (Исполняется игра на трещотке).
Воспитатель: Подумайте, как называется инструмент у меня в руках? (Бубенцы). Посмотрите, на что похожи бубенцы? (На шарики). Это металлические шарики, внутри которых свободно катается один маленький шарик. Бубенцы состоят из множества шариков, которые навешены на деревянную палочку или пришиты к коже. Послушайте звон бубенцов.
Воспитатель: Про следующий музыкальный инструмент – моя загадка:
В лесу тук – тук,
В избе ляп – ляп.
В руках дзинь – дзинь,
На полу топ – топ. (Балалайка).
(Демонстрация балалайки).
Балалайка имеет треугольный деревянный кузов, длинный гриф и натянутые три струны. Балалайка – это весёлый инструмент, его часто упоминают в народных песнях и частушках. (Включение музыкальной записи).
Воспитатель: Вот мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, на которых играли на земле Липецкой давным-давно, в старину, но и в наши дни их музыка радует нас.
Загадки о русских народных инструментах.
Треугольник, три струны – звуки звонкие  важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…  
(Балалайка)     
       
Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят!                                                  
(Трещотки)
В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали.
В руках плачет,
А кто слушает — скачет.
(Дудка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...
(Ложках).