Урок презентация «Осетинский Леонардо да Винчи


Коста Леванович Хетагуров«Осетинский Леонардо да Винчи"
Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года.Поэт питал глубокое уважение к отцу, оказавшему высокое нравственное влияние. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество.
Образование С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм.Закончить академию Коста не удалось: в январе 1 884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

1885~1891Осенью 1885 года переехал во Владикавказ, где жил и работал до июня 1891 г. Эти шесть лет были временем плодотворной работы и расцвета таланта Коста - поэта и художника. Хетагуров:рисовал театральные декорации устраивал любительские литературно – музыкальные вечера изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».
В этот период он создал на осетинском и русском языках ряд лучших своих поэтических произведений: «Горе» («Додой»)«Спой» («Азар»)«Вгляни» («Ракæс») «Походная песня» («Балцы зарæг»)«Солдат»«Хъуыбады»«Перед памятником»«На бис»«Фатима»




Много делает он и в живописи, она и стала для него средством к существованию. Пишет портретыРасписывает стены церквейВпервые на Северном Кавказе организовал выставку своих картин (1887 и 1888 гг.)
Коста участвовал в торжествах, посвященных открытию памятника Лермонтову в Пятигорске 16 августа 1889г. Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, анонимно, лишь 10 лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело».
style.rotation
В начале июня 1891 г. ссылка в административном порядке в Карачай
Проведя там почти полтора года, Коста написал стихи:«Джук-Тур», «Прощай» («Хæрзбон»), «Без доли» («Æнæ хай»), Рассказ «Охота за турами» и др., А также несколько горных пейзажей («Долина Теберда», «Природный мост»).


Ставрополь1893~1897В марте 1893 г. он переехал в Ставрополь и начал работать в редакции частной газеты «Северный Кавказ». В этой газете и опубликовал Коста свои стихи,сатирическую поэму «Кому живется весело»,комедию «Дуня»,много публицистических статей.



В июле 1897 года Хетагуров принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки.

Коста вновь просмотрел свои стихи на осетинском языке, подготовил их к изданию и в сентябре 1897 г. представил в Кавказский цензурный комитет сборник «Осетинская лира» («Ирон фæндыр»)
style.rotation «Ирон фæндыр»Единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.
style.rotation Выход «Ирон фæндыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.
Важнейшее значение сборника «Ирон фæндыр» состоит в том, что он пробудил национальное самосознание народа, любовь к родному языку, художественному слову: многие писатели формировались на его традициях.
1901~1903В декабре 1901 г. Хетагуров переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда.Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия.Занимается живописью.Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг».Пытается открыть школу рисования для одаренных детей.Предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек».


Конец 1903 г. больной и одинокий Коста, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра.Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце.

При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
В своих мыслях о прошлом Коста Леванович Хетагуров был всегда последователен, а позиция его строго продумана.Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала.Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова.Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке.Все произведения Хетагуров разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»



style.rotation
style.rotation
style.rotation В истории Осетинского народаВ истории осетинской литературы Коста Хетагуров — художник, общественный деятель, человеческая личность — явление единственное и исключительное. Его творческий подвиг настолько затмил своим величием предшественников и современников, его поэтическое искусство возвышается такой недосягаемой вершиной в цепи осетинского художественного процесса, что еще недавно исследователи убежденно говорили о том, что «перед Коста… было, в сущности, совершенно чистое поле», что «совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимается как явление исключительное».