Урок Притчи Леонардо да Винчи



Урок литературы в 6-м классе (внеклассное чтение)
Тема: "Притчи Леонардо да Винчи»
Цели:
а) образовательные:
- познакомить с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами;
- формировать умение формулировать мораль притчи, уметь разгадывать смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
б) развивающие:
- учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу.
Оборудование, наглядность:
1. Портрет Леонардо да Винчи
2. Компьютерная презентация «Великий Леонардо».
3. Выставка творческих работ детей: “Наши любимые персонажи из притч Леонардо да Винчи ”.
Методы:
- словесные (рассказ учителя, рассказ ученика, беседа);
- наглядные (компьютерная презентация, демонстрация репродукций картин Леонардо);
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, проблемная беседа, исследование текста);
- методы самостоятельной работы;
- методы стимулирования (ситуация занимательности, приём удивления, сопоставления).
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
У нас сегодня необычный урок – урок внеклассного чтения. И проведём мы его тоже необычно – в форме устного журнала. Все вы знаете, что журнал - это периодическое печатное издание. А наш журнал будет… «живым».
И начинаем мы с «Предисловия». (Предисловие ведёт учитель)
Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова, замечательного русского живописца. Многое знаем о басне.
- Дайте определение басни.
- Какова цель басни?
- Закончите предложение:
«Мораль басни – это...»
«Аллегория – это...»

Конкурс «Знатоки басен»:
- по иллюстрации назови басню (конкурс проводит учитель);
- по фрагменту из басни угадай её название (этот конкурс готовила и проводила ученица 6-Б класса Федькив Настя).

Страница 1 «Великий Леонардо
(страницу ведёт ученик 6-Б класса Новосёлов Костя)
Слово учителя:
Сегодня мы познакомимся с творчеством великого мастера, жившего в средние века, - Леонардо да Винчи. На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая всё последующее развитие европейской цивилизации.
Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, астроном, архитектор… Всё это – Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков вперёд. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.
Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём.
Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…”
Краткая биография Леонардо да Винчи (с биографией знакомит ученик)
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлучённый с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал дядя, философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершённые шедевры и устремляться к новым вершинам.
Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида. И написал на щите фантастического дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Вероккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.
Страница 2 «Живопись Леонардо да Винчи»
(страницу ведёт ученик 6-Б класса Вовк Антон)
Леонардо да Винчи – гениальный живописец.
«Портрет Джиневры де Бенчи». Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, g inepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.
В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем» (Краковский музей). Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица.

«Мадонна в гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо – даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году.
Совершенная согласованность всех частей создаёт крепко спаянное единое целое. Совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии. Взгляд и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение . И леонардовская тайна сквозит во всей картине. Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное.
Самый известный в истории живописи портрет – это «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Кто заказал картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств о картине художник не оставил. Известно одно, что для самого мастера эта картина была очень дорога. И в Милане, и в Риме, и во Франции он не расставался с ней. А нам остаётся любоваться ею и разгадывать её тайну.
Страница 3 «Изобретения Леонардо. Мечта гения»
(страницу ведёт ученик 6-Б класса Зотов Руслан)
Среди прочих чудес Леонардо особое место занимают его механизмы. В инженерных конструкциях гений искал ключ к тайнам мироздания. Леонардо пришёл к открытию шарикового подшипника, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовой цепи. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, многозарядного орудия, дельтаплана, металлургических печей, печатного и ткацкого станка, военной машины, автомобилия. Он всеми силами стремился облегчить человеческий труд.
Особенно Леонардо мечтал подняться в небо. Он наблюдал за полётами птиц, стремясь приблизиться к великой тайне природы. Он разработал целую серию чертежей летательного аппарата. Но попытки создать летательный аппарат с машущим как у птицы крылом были обречены на неудачу. Видимо, учёный понял, что у человека не хватит сил удержать себя в воздухе. Но тем не менее в своих исследованиях он вплотную подошёл к открытию законов аэродинамики. Лишь приверженность идее машущего крыла помешала учёному создать аппарат, способный поднять его в воздух.

Слово учителя:
Итак, кто он – Леонардо да Винчи? Какие факты из жизни человека - легенды вас поразили?
Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 558 лет со дня его рождения, но разговоры о тайне и силе его таланта не умолкают и по сей день.

Вопрос-интрига:
Вы, наверное, думаете, а какое же отношение имеет Леонардо да Винчи к литературе? Я отвечу вам вопросом: мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе – этому прекрасному виду искусства? Он – всю жизнь свою, куда бы ни забрасывала его судьба, трепетно любивший свою библиотеку, в которой было более 100 томов? Нет, конечно.
И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся,– это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо...

Страница 4 «Притчи Леонардо»
(страницу ведёт учитель)
Словарная работа
Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение. Вы уже знакомы с понятием «притча». Откуда?
Притчи Леонардо, в отличие от библейских, носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи Возрождения.

Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”.
Выразительное чтение притчи учащимся (Примечание: тексты притч приводятся полностью).
Лев и ягненок.
Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.
Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений:
- с какой басней И.А.Крылова можно сопоставить притчу « Лев и ягнёнок»?
- в чём сходство описанных ситуаций?
- почему авторы выбрали именно ягнёнка, который противостоит аллегорическому изображению силы и свирепости?
- чем отличаются эти произведения?
- как понимаете выражение: “...не посмел”?
- А поступок льва – это проявление силы или слабости?
(Выслушивание мнения учащихся)

Вывод: Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку (вывод записывается в тетрадь).

Инсценированная притча «Пчела и трутни» Леонардо.
“Пчела и трутни” (притчу инсценировали ученики 6-Б класса Драч Елизавета, Драч Дмитрий, Тылык Дмитрий, Фоменко Александр)
- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы!
Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.
– Нашла, кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

Вопросы для беседы:
- с какой басней И.А.Крылова можно сопоставить эту притчу?
- в чём их отличие?
- каких героев можно назвать скромными тружениками?
- как в басне жизнь наказала стрекозу?
- как относится автор к трутням?
- Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей)
Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого, причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность (вывод записывается в тетрадь).


Представление учащимися своих творческих работ
(иллюстрированные притчи)
Страница 5 «Итоги»
- Чем отличается притча как литературный жанр от басни?
- Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих притчах?
- Какие аллегорические образы из притч запомнились и почему?
- Какие жизненные уроки мудреца Леонардо вы бы взяли для себя? (Выслушиваются мнения детей).


Послесловие
Дмитрий Мережковский (ученица читает наизусть)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
О, Винчи, ты во всем — единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров,—
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
Постскриптум
Домашнее задание: сочинение-миниатюра: “Жизненные уроки Леонардо да Винчи”.