Социальный проект Лето-территория безопасности


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 430Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проект
«Школа, лето- территория безопасности»
Авторы: Русинов Влад, Арутюнян Арман
ученики 8 « в» класса ГБОУ школы № 430
Руководитель проекта:
Ушакова Лариса Николаевна,
социальный педагог, учитель истории и обществознания
ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга , 2016 г.
Содержание:
Введение 4стр.
Актуальность 6 стр.
Этапы работы над проектом 8 стр.
Глава I. Теоретические основы
Определение понятия безопасность 9 стр.
Факторы безопасности 12 стр.
Виды безопасности 14 стр.
1.4. Безопасность детей 16 стр.
ГЛАВА II. Проблемы основных правил безопасности и
некоторые пути их решения
2.1 Проблемы основных правил безопасности
у младших школьников 18 стр.
2.2. Знания учащихся младшего школьного возраста
об основных правилах безопасности 20 стр.
2.3. Разработка экспериментальной программы обучения 26 стр.
2.4 Проверка эффективности проделанной работы 27 стр.
Заключение 29 стр.
Литература 30 стр.
Приложение 32 стр.
Подвижные как ртуть,
Неугомонные, живые,
Растут они, не ведая забот,
Родительскому сердцу дорогие.
Но нет большой заслуги нашей в том,
Что всех своих птенцов
Сберег для жизни отчий дом.
Ведь как их не старайся уберечь
От всех несчастий, бед и хворей –
Усилья тщетны — року не перечь.
Но видно прелесть жизни в том и есть,
Что, наперед, судьбы не зная
Пустым и серым будням предпочесть
Волненья, риск и муки мы желаем:
Неторные пути опасностей, надежд
Себе всегда без колебаний выбираем.
И дети тоже чувствуют, что нет
Гарантий от опасностей и бед.
И даже смерти преждевременной явленье.
Но лишь тогда они проявят опасенье,
Коль будут знать, чего бояться им.
Домокаш Варга
(перевод с венгерского)
Введение
Безопасность детей в школе и дома, наряду с низкой успеваемостью, является ещё одной проблемой для родителей (законных представителей) и учителей. Многие, не без оснований, опасаются вероятности наступления нежелательных последствий пребывания детей в школе. К этим последствиям относят не только прямую угрозу физическому здоровью, но и первый опыт приобщения детей к проявлениям молодежной субкультуры – овладение нецензурным лексиконом и его активное использование, курение, пробы наркотиков, употребление спиртных напитков, вандализма, первых проб криминального опыта и т.д.
Родители при этом не склонны объяснять истоки этих явлений в контексте общих социальных причин отклонений в поведении несовершеннолетних. Они знают главное: все неприятности с их детьми происходят в тот момент, когда те учатся в школе. Поэтому источником этих неприятностей чаще всего считается работа самой школы. Правда, иногда признается негативное влияние таких социальных явлений как «воздействие телевидения» и «роль уличных компаний».
На самом деле, состояние проблемы безопасности детей в значительной мере определяется совокупностью противоречий конкретного периода социально- экономического развития российского общества.
Существенную роль здесь играет крайне невысокий уровень семейного воспитания и контроля, а также практическое отсутствие и самоустранение социальных институтов, которые могли бы участвовать в процессе положительной социализации детей и подростков. И школа как государственно- общественный институт в этих условиях выступает фактически единственным инструментом, который может, по крайней мере, сдерживать негативные тенденции в сфере безопасности детей.
Что угрожает безопасности детей в школе? Совокупность угроз безопасности детей и подростков можно условно разделить на две основные категории: угрозы внешние и угрозы внутренние.
Под внешними угрозами подразумевается все, что связано с риском непосредственного физического воздействия или угрозы такого воздействия на детей со стороны более старших и взрослых (физическое насилие, вовлечение в антисоциальную деятельность, приобщение к потреблению психоактивных веществ и т.д.). К этой категории угроз также относятся непредвиденные проявления агрессивной внешней среды в виде стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (пожары, землетрясения, теракты и т.д.), а также дорожно-транспортные происшествия.
Под внутренними угрозами имеется в виду все, что угрожает безопасности детей и подростков в период их непосредственного нахождения в школе. Эти угрозы связаны с социально- психологическими особенностями их возраста, определяющими характер общения со сверстниками и более старшими несовершеннолетними. Факторами риска здесь является искаженная система ценностей, аморализм, подражание, чувство психологической отчужденности, стремление к взрослости, желание демонстрировать окружающим свою « крутость», чувство безответственности и безнаказанности и т.д. Эти особенности часто являются опосредованными причинами приобщения к курению, потреблению алкоголя и наркотиков, ранних сексуальных связей, совершения противоправных действий.
В предлагаемой разработке даются предложения, реализация которых позволит смягчить или устранить угрозы внутренней безопасности. Эта необходимость определяется конкретной ситуацией, сложившейся в практике нашей школы.
Следует отметить что, на всех возрастных этапах обучающимся преподается специальный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», благодаря которому школьники на протяжении всего периода обучения получают исчерпывающие сведения о внешних угрозах и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях, особенно природных и техногенных катастрофах. Задача курса понятна: подготовить обучающихся к вероятным встречам с тем, что угрожает жизни и здоровью человека в макросреде. Парадоксальность ситуации состоит в следующем. С одной стороны, обязательный курс по безопасности имеет теоретический характер и, оставаясь таким, он к тому же рассчитан на « отложенный спрос». Причем, этот спрос отложен на весьма неопределенное время и может быть вообще не удовлетворен. С другой стороны, огромный спрос на устранение сиюминутных внутренних угроз, которые могут лишить человека здоровья, жизни и, в первую очередь, социального благополучия в будущем, вообще не удовлетворяется в школе.
Именно поэтому возникла необходимость создания в школе проекта «Школа, лето – территория безопасности», где описаны мероприятия проведение которых позволит смягчить (а в перспективе – существенно минимизировать) внутренние угрозы безопасности обучающихся.
Настоящая разработка направлена на создание в школе и дома относительно безопасных условий образовательного процесса и реальных предпосылок, препятствующих распространению в подростковой среде негативных социальных отклонений и способствующие снижению уровня криминализации обучающихся.
Актуальность
Обеспечение безопасности жизни и здоровья ребёнка – важнейшая задача, встающая перед системой образования.
По статистическим данным за последние три года травматизм среди детей увеличился в 2 раза и в основном это – бытовые травмы и дорожно-транспортные происшествия.
Из-за увеличения интенсивности движения транспорта, и оснащенности жилья бытовыми электроприборами, частоты проявления разрушительных сил природы и числа промышленных аварий и катастроф, а главное отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях, возникла необходимость в поиске механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Школьный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому актуальной и значимой является проблема определения оптимальных педагогических условий в образовательном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Современные ребята живут в динамичном и интересном мире. Они его с удовольствием изучают. Тем не менее, этот мир полон соблазнов и опасностей. Конечно, безопасностью детей занимаются родители, учителя, но они не всегда рядом. Поэтому, только научившись правильным навыкам, которые каждый из ребят сможет применить в той или иной непростой ситуации, можно обеспечить личную безопасность ребенка
Проблема: У детей отсутствует психологическая реакция на экстремальные ситуации. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство, часто ставит их перед реальной опасностью.
В целом все нацелено на формирование культуры безопасности у детей, формирование универсальных алгоритмов поведения, а также обеспечивающих личную безопасность ребёнка.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения на улице, дома, во время каникул. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Объект исследования - правила безопасности у младших школьников.
Предмет исследования – процесс взаимодействия детей и волонтеров о правилах безопасности младших школьников.
Гипотеза исследования – умение применять правила безопасности младших школьников может быть эффективным, при условии организации этого взаимодействия в виде проекта «дети – детям».
Задачи:
подготовка детей к оценке уровня опасности и недопущению экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Повышение осознание персональной ответственности ребёнка за свою личную безопасность;
Активная позиция ребёнка в освоении программы.
Предполагаемый результат:
Повышение у детей уровня знаний о безопасности.
Овладение детей навыками правильных действий в тех или иных случаях.
Сформированность устойчивых навыков самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения.
Заинтересованность родителей данной проблемой и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Участники проекта: учащиеся ГБОУ школы № 430, родители, учителя.
Тип проекта: Информационно-ориентированный, долгосрочный (октябрь – май 2015-2016г.), групповой.
Этапы работы над проектом:
I этап: подготовительный
Сроки реализации – с 1 сентября по 15 октября 2015 года
- Изучение: анкеты, опрос общественного мнения. Рекомендации педагогов.
- Сбор необходимой информации, нормативных документов, методической литературы.
- Планирование деятельности всех участников образовательного процесса, в ходе реализации проекта, обоснование проблемы и разработка плана для проведения комплексной работы.
№ Мероприятия Сроки
1 Социологическое исследование среди школьников; сентябрь-октябрь 2015 года.
2 Обозначение важности данной проблемы; 3 Обобщение полученных данных; 4 Согласование с администрацией школы; 5 Поисковая работа в школьной библиотеке и использование Интернет-ресурсов; 6 Практическое решение проекта рабочей группой. II этап – практический
Сроки реализации – с 16 октября 2015 по 31 мая 2016 г.
№ Мероприятие Сроки
1 Подготовить презентацию по проблеме безопасности ноябрь- декабрь 2015 года.
2 Провести классные часы по правилам безопасности в начальной школе январь-март 2016 года
3 Разработать памятки для родителей и детей по безопасности апрель-май 2016 год
4. Провести родительское собрание по этой проблеме апрель 2016 год
5. Провести повторно диагностику апрель-май 2016 год
Глава I. Теоретические основы
Определение понятия безопасность
Поскольку в современном мире существует немало угроз, есть смысл рассмотреть суть безопасности в разных ее проявлениях. Для того чтобы разобраться с этим понятием, стоит изначально обратиться к одному из самых достоверных источников - законодательству. В соответствии с законом РФ, в качестве безопасности можно определить состояние защищенности важных интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних угроз. Под важными интересами стоит понимать совокупность тех потребностей, удовлетворение которых необходимо для надежного обеспечения возможности прогрессивного бытия и существования как государства, так и общества.
Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.
Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся:человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п.
Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности.
Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):
- Первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.
-          Второе — разрабатываются эффективные меры зашиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.
-          Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.
Безопасность — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
Таким образом, стремление человека к достижению высокой производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».
Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, — фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.
Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.
Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций (физиологическая классификация трудовой деятельности): физический труд, механизированные формы физического труда в системе «человек — машина» и умственный труд.
Рассмотрим понятие безопасность в разных словарях.
Безопасность состояние защищенности личности, общества, государства и средыжизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Б. является важнейшим условиемсуществования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Б.выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектовбиосферы и ноосферы в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политике, в обороне,экономике, экологии, социальной политике, физическом и моральном здоровье, в информатике, технологии.При этом учитывается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв.Интегральным показателем и критерием безопасности является риск. Конечной целью обеспечениябезопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей угроз и рисков. [27]
cостояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальныхценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах[28]
— oотсутствие недопустимого риска безопасность. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. [29]
 — Отсутствие опасности. Находиться в полной безопасности. Общественная безопасность чего. Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность. Безопасность труда. [33]
 — надёжность; защищенность, устойчивость, сохранность, надежность, безобидность, невредность, безвредность. Ant. опасность, тревога.[31]
– состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. [34]
 — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологическогo. [38]
—1. см. безопасный. 2. Состояние, при к ром не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто н. Техника безопасности. Б. движения. [39]
— состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей EdwART. [40]
 — англ. security; нем. Sicherheit. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию соц., экон. и полит, развития. [41]
— состояние международных отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Основополагающие принципы безопасности международной баланс сил и интересов. [30]
— безопасность. безопасный. без опаски. как у Христа [у Бога] за пазухой . как за каменной стеной за кем.[31]
Как видно из этой разноголосицы, единого мнений по поводу того, что такое безопасность, нет, поэтому стоит выбрать одно понятие, определяющее сущность термина. При этом можно остановиться и на таком определении понятия «безопасность»:
- Отсутствие опасности, находиться в полной безопасности. Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность. Безопасность труда. [27]
Факторы безопасности
Стоит уделить внимание факторам, которые ставят под угрозу безопасность.
Понятие самой угрозы нужно рассматривать следующим образом: - это совокупность различных факторов и условий, которые могут создать опасность жизненно важным интересам общества, государства и личности. Для того чтобы защитить как государственные, так и личностные интересы, были созданы определенные инструменты. К ним можно отнести поддержание баланса интересов государства и личности, законность и взаимную ответственность субъектов и общества. Объекты безопасности.
Для того чтобы полноценно изучить понятие безопасности, нужно обратить внимание на ее объекты. Это определение справедливо по отношению к гражданам (их свободы и права), государству (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй) и обществу (духовные и материальные ценности).
Объекты безопасности
Для того чтобы полноценно изучить понятие безопасности, нужно обратить внимание на ее объекты. Это определение справедливо по отношению к гражданам (их свободы и права), государству (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй) и обществу (духовные и материальные ценности). -
В свою очередь, содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется потенциальной и реальной угрозой вышеописанным объектам, которую могут представлять как внутренние источники опасности, так и внешние. Чтобы понятие безопасности было полноценно реализовано, законодательством РФ определен ее интегрированный вид. Речь идет о национальной безопасности. Ее ключевыми составляющими являются защита информационных и экономических интересов. Это важно по той причине, что процессы в рамках этих двух сегментов опосредуют и сопровождают все отрасли и сферы государственного управления как в узком, так и в широком смысле. Основные понятия безопасности, согласно законодательству РФ, ориентированы на защиту многонационального народа государства, поскольку он является единственным источником власти и хранителем суверенитета в Российской Федерации. [15]
В чем суть безопасности жизнедеятельности
Если рассматривать понятие безопасности граждан несколько шире, то стоит обратить внимание на жизнедеятельность и факторы, которые являются потенциальной угрозой для нее. Для более объективной оценки вопроса защиты было разработана отдельная образовательная область, имеющая название «Безопасность жизнедеятельности». Под самой жизнедеятельностью стоит понимать процесс преобразования человеком информации, энергии или вещества как в окружающей среде, так и в самом себе. С учетом данной терминологии определение понятия «безопасность» сводится к конкретному уровню качества жизнедеятельности, при котором не создаются угрозы и опасности, способные причинить ощутимый ущерб.
Безопасность сообщества
Сам факт наличия социальных связей и объединения людей повышает уровень эффективности защиты каждого конкретного человека. При этом стоит отметить наличие возможного противоречия между двумя целями: безопасность общества и конкретного индивидуума. Дело в том, что при определенных обстоятельствах становится невозможным выполнение этих двух условий одновременно. Например, когда определенный человек начинает представлять опасность для интересов социума, его собственная безопасность оказывается под угрозой. В целом можно считать духовно зрелым то сообщество, участники которого в критических ситуациях способны поставить выше личного благополучия безопасность большинства. При этом важным является наличие морали и законов, обеспечивающих привилегии и почет тем, кто жертвует собственными интересами ради большинства, равно как и их потомкам. Если этого не сделать, то сущность понятия «безопасность сообщества» потеряет свою ценность.
Как обеспечить безопасность для предотвращения обстоятельств и действий, которые могут быть опасными как для граждан, так и для государства в целом, используются определенные меры:
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- определение стратегического планирования и государственной политики в данной области;
- организация научной деятельности, ориентированной на разработку методик предотвращения угрозы;
- прогнозирование, выявление, оценка и анализ факторов, угрожающих безопасности; - международное сотрудничество;
- разработка, производство и последующее внедрение современных видов специальной и военной техники, а также вооружения.
- формирование и реализация комплекса долговременных и оперативных мер, направленных на выявление, предупреждение и устранение угроз безопасности;
- локализация и последующая нейтрализация воздействия факторов, определяемых, как опасные;
- грамотная координация деятельности государственных, федеральных органов власти, а также муниципальных структур в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов, направленных на формирование эффективной защиты от потенциальных угроз.
Методы обеспечения защиты от потенциальных угроз
Понятие термина безопасность включает также использование определенных методик, которые и гарантируют отсутствие угрозы:
- создание системы защиты; - предотвращение нападения; -
формирование системы, которая позволит ликвидировать последствия деструктивных действий;
- уничтожение источников угроз;
- повышение устойчивости к деструктивным факторам.
1.3. Виды безопасности
Экономическая безопасность.
Сущность этого понятия сводится к тому состоянию институтов власти и экономики, при котором становится возможным обеспечение защиты национальных интересов. Речь идет о достаточном оборонном потенциале и социально направленном развитии страны даже в том случае, когда внутренние и внешние процессы создают крайне неблагоприятные условия.
Изучая понятие и виды безопасности, стоит понимать, что экономическая защита - это не теоретическая конструкция, а практическая защищенность интересов нации. Обеспечить ее возможно при условии способности и готовности институтов власти формировать механизмы социально-экономической стабилизации общества, а также охраны и реализации интересов развития экономики государства. Виды экономической безопасности данный комплекс мер по защите национальных интересов можно разделить на несколько ключевых направлений:
- Энергетическая безопасность. Это состояние топливно-энергетических областей
- Оборонная. Речь идет о структуре армии и ее готовности отразить внешние угрозы.
- Продовольственная. В этом случае стоит понимать такое состояние экономики РФ и агропромышленного комплекса в том числе, при котором население будет обеспечено всеми необходимыми ресурсами, гарантиями и потенциалом. При этом государственный продовольственный резерв не должен уменьшаться под влияние внутренних и внешних условий.
- Оборонно-промышленная. Подразумевается состояние военно-промышленного комплекса, позволяющее поддерживать оборонную безопасность даже при самых неблагоприятных сценариях развития международной ситуации. Сюда же относится защита в случае значительного понижения геополитического статуса.
- Финансовая. Под этим термином стоит понимать состояние финансово-банковской системы, при которой становится возможной гарантия общеэкономических условий функционирования рыночных институтов и государственных органов власти.
Информационная безопасность
В целом можно выделить три ключевых вида такой защиты: инженерно-техническая, организационная и правовая. Изучать понятие безопасности, важной для государства и общества информации, лучше с правового обеспечения ее целостности. Именно этот комплекс мер можно рассматривать как основу для остальных двух видов защиты.
В условиях технологического развития возникла необходимость обеспечения информационной безопасности (ИП) в рамках правового поля, по причине возможности компьютерных преступлений. Правовое обеспечение ИП основывается на нормативных актах и указах, действующих в стране, посредством которых регламентируется обращения с информацией и ответственность в случае их нарушения. Реализацией правового обеспечения ИП занимается государство. Организационные меры защиты информации включают действия, позволяющие регламентировать функциональные системы обработки данных, эксплуатации их ресурсов, деятельности персонала конкретного учреждения и порядок взаимодействия с системой пользователей. Итогом такого комплекса мер является исключение любых возможностей реализации потенциальных угроз ИП. Инженерно-техническое обеспечение имеет два направления реализации: - программная и аппаратно-программная защита данных; - физическая защита элементов информационных систем. В рамках первого направления используются такие меры защиты, как антивирусные сканеры, системы аудита, системные и сетевые мониторы и др. Что касается второго направления, то в этом случае применяются физические способы защиты кабельных систем, энергоснабжения и данных, для чего используется их дублирование.
Если сделать общий вывод относительно того, как влияют на жизнь общества понятие и виды безопасности, которые интегрируются в современные системы жизнедеятельности, то можно прийти к заключению, что защита является одним из ключевых условий гармоничного существования социума.
1.4. Безопасность детей
Двадцать первый век – эра высоких технологий, она сделала человечество свободней. Возможность общаться, получать доступ к информации, делиться своими знаниями – всё это очевидные преимущества. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали, ведь высокий уровень свободы требует соответствующий уровень личной ответственности. А так ли далеко человечество шагнуло вперёд в своём мировоззрении? Даже неисправимый идеалист, задумавшись на минуту, скажет: «скорее нет, чем да». А уж если посмотреть на мир с точки зрения реалиста, то окажется, что проблемы, которые в наше время стоят перед родителями, стали еще сложнее.
Безопасность детей – вопрос волнующий каждого нормального отца и мать. Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы? Вопрос неоднозначный и требует глубокого подхода с точки зрения возраста, пола, места проживания и многих других факторов. Очень часто родители недостаточно ознакомлены с методиками и принципами защиты детей, плохо осознают проблемы подростков и не могут эффективно с ними справиться. К большому сожалению, интернет предоставляет достаточно мало информации по детской безопасности, и та, что есть слабо структурирована носит отрывочный характер. Государственные программы по этим вопросам малоэффективны и большей частью сводятся к месячнику «Дети на дороге!» или просто пустым декларациям. Педагогические же методики часто не соответствуют требованиям времени, пишутся формально и не раскрывают всех современных опасностей для ребёнка. Неофициально и незримо присутствует мнение, что защита детей - это проблема, которая лежит на плечах родителей.
При этом не стоит забывать, что помимо проблем двадцать первого века перед вашим ребенком встают и классические вопросы, существующие уже на протяжении столетий. Это может быть, в зависимости от возраста, и пожарная безопасность, и безопасность на воде, дороге, в детском саду и школе. Возникает необходимость ознакомить ребенка с правилами поведения летом, зимой, на улице, дома, в интернете, это касается детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, а не формальная игра фразами: «не лезь туда», «будь послушным» и «не кури – будет плохо». Родителям и педагогам стоит проявить мудрость и профилактическими мерами предупреждать беду, чем потом горько расплачиваться за последствия своего халатного отношения к детям.
Летние каникулы отличаются большим количеством свободного времени у детей. Их отправляют в село к дедушке и бабушке, посылают отдыхать в детский лагерь или санаторий. Дети подолгу гуляют на улице, купаются в водоемах, бегаю в лес, часто без сопровождения взрослых или в лучшем случае под присмотром старшего брата или сестры, которым часто самим не до надоедливых малышей. Как следствие во время летних каникул значительно увеличивает количество несчастных случаев и различных заболеваний у детей.
Правила поведения на каникулах в летний период – помогут родителям максимально обезопасить своих детей от потенциальных проблем.
ГЛАВА II. Проблемы основных правил безопасности и
некоторые пути их решения
2.1 Проблемы основных правил безопасности у младших школьников
Для проведения констатирующего эксперимента мы выдвинули следующую
цель - выявить уровень развития основных правил безопасности детей Констатирующий эксперимент должен был решить следующие
Задачи:
Выявить какие знания об основных правилах безопасности знают младшие школьники.
Определить умение применять основные правила безопасности младшими школьниками.
Изучить педагогические условия, созданные в семьи и школе по формированию у учащихся младших классов правил безопасности.
Эксперимент состоял из трех заданий.
Целью первого задания было, выявить какие знания об основных правилах безопасности знают младшие школьники.
Методика: Детям были предложены основные правила безопасности, при этом они должны были поставить знак «+» - знаю, не знаю или сомневаюсь.
Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
№ Критерии знаю не знаю сомневаюсь
1 Знание основных правил пожарной безопасности 2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 3 Знание основных правил поведения в природе 4 Знание основных правил поведения на улице 5 Знание основных правил поведения на дороге 6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 8 Умение применять полученные знания на практике Анализ ответов проводился по следующим показателям: знаю, не знаю, сомневаюсь.
Задача 2. Определить умение применять основные правила безопасности младшими школьниками.
Методика: диагностика умение применять основные правила безопасности
Цель: определить, умение применять основные правила безопасности младшими школьниками.
Материалы: сюжетные картинки
Инструкция: Детям предлагается сюжетные картинки, на которых нужно определить правильно поступает или не правильно поступает учащийся, их задача рассказать, что они видят на этой картинке.
Анализ результатов проводился по следующим показателям:
В случае совпадения детей ребенок получает 1 балл.
Уровни:
- высший уровень (6-5) баллов
- средний уровень (4-3 балла)
- низкий уровень (2-3 балла)
Обработка результатов: В ходе беседы с детьми ведется протокол. Результаты анализа детских ответов представлены в следующем параграфе.
Задача 3: Изучить педагогические условия, созданные в семье и школе, по формированию у учащихся младших классов правил безопасности.
Методика: Родителям и классным руководителям были предложены основные правила безопасности, при этом они должны были поставить знак «+» - знаю, не знаю или сомневаются, по каждому учащемуся.
Инструкция: Каждому родителю предлагалось соотнести данные утверждения к своему ребенку.
Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
№ Критерии знаю не знаю сомневаюсь
1 Знание основных правил пожарной безопасности 2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 3 Знание основных правил поведения в природе 4 Знание основных правил поведения на улице 5 Знание основных правил поведения на дороге 6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 8 Умение применять полученные знания на практике Методика № 2: Изучить педагогические условия. Для решения этой задачи мы использовали метод анализа педагогической документации. Через анализ педагогических планов воспитательной работы мы полагали выявить, ведется ли работа по формированию у детей основных знаний по безопасности, какие формы используются. Нас интересовало, сколько раз в неделю проводится занятия, предполагаются ли занятия по формированию знаний по безопесности. Так же нас интересовала, какая работа ведется с родителями в этом направлении.
Критерии:
Разнообразие форм работы с детьми.
Формы работы с родителями.
Эффективность проведения родительских собраний (посещаемость, темы).
Наличие родительского самоуправления и организация его работы.
Участие родителей в жизни класса, школы.
Исследование проводилось на базе ГБОУ школы №430 г. Ломоносова. В исследовании приняли участие начальная школа 124 ученика; 5 классных руководителей, родители – 28 человек.
2.2. Знания учащихся младшего школьного возраста
об основных правилах безопасности
В первой серии исследования нашей целью являлось выявление знаний об основных правилах безопасности, которые освоены младшими школьниками.
Детям были предложены основные правила безопасности, при этом они должны были поставить знак «+» - знаю, не знаю или сомневаюсь
Таблица 1
Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
№ Критерии знаю не знаю сомневаюсь
1 Знание основных правил пожарной безопасности 20 23 71
2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 23 42 59
3 Знание основных правил поведения в природе 57 32 35
4 Знание основных правил поведения на улице 47 32 45
5 Знание основных правил поведения на дороге 65 23 36
6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 37 58 29
7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 78 12 34
8 Умение применять полученные знания на практике 56 22 46

Рис. № 1 Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
Как показывают данные рейтинга, большинство детей не знают о сохранения и укреплению здоровья, о правилах поведения с незнакомыми людьми, о правилах поведения на природе. При этом учащиеся, хорошо знают правила общения с близкими и правила поведения на дороге. Но сомневаются в правилах пожарной безопасности.
Таким образом, следующей задачей в эксперименте станет то, что мы должны будем пояснить им значимость их безопасности.
В методике № 2 учащимся предлагалось определить, какое поведение детей на картинке они считают отрицательным, а какое положительным.
Таблица 2
Особенности понимания учащимися поведения детей в разных ситуациях
Количество детей Первая
картинка
Вторая
картинка
Третья картинка
Четвертая
Картинка
Пятая картинка Шестая картинка
+ - + - + - + - + - + -
124 124 0 124 0 124 0 120 4 124 0 123 1
«+»правильный выбор, «-»неправильный выбор
Как видно из таблицы, большинство учащихся правильно понимают поведения детей в разных ситуациях.
Таблица 3
Уровни понимания учащимися поведения детей в разных ситуациях
Количество детей Уровни
Высокий Средний Низкий
124 139 5 0
% 80 % 20 % 0%

Рис. 2 Уровни понимания учащимися положительного и отрицательного поведения
Большинство детей, находится на высшем уровне (80%), они правильно определяют положительное и отрицательное поведение ребенка на картинке. При ответах дети рассказывали о содержании картинок, о поведении ребенка в данной ситуации: «Старший обижает младшего», «Драка между ребятами», «Добро, мальчик помогает старушке перейти через дорогу».
На среднем уровне 20% учеников, эти дети могут определить, где на картинке положительное поведение ребенка, а где отрицательное, но при этом не могли рассказать о проявлении на картинках что происходит.
Итак, на данном этапе работы мы установили, что дети хорошо находили картинки, где ребенок поступает правильно и не правильно. Таким образом, в формирующем этапе одна из задач расширить кругозор учащихся о культуре поведения как общечеловеческой ценности.
Следующим этапом нашего исследования стало определение сформированных у учащихся по - мнению учителей, работающих в этом классе и родителей правил безопасного поведения.
Учителям и родителям предлагались оценить каждого ребенка по тому, как дети знают правила безопасного поведения.
Таблица № 4
Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
с точки зрения классных руководителей
№ Критерии знают не знают сомневаются
1 Знание основных правил пожарной безопасности 120 4 0
2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 111 13 0
3 Знание основных правил поведения в природе 106 18 0
4 Знание основных правил поведения на улице 124 0 0
5 Знание основных правил поведения на дороге 121 3 0
6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 103 21 0
7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 124 0 0
8 Умение применять полученные знания на практике 108 8 8

Рис. № 3 знаний учащихся начальной школы о правилах безопасности
с точки зрения классных руководителей
Результаты исследования показывают, что с точки зрения учителей у учащихся сформированы такие правила поведения как: на улице, общения с близкими людьми, на дороге. Как мы видим, мнение учителей и родителей совпадает в том, что у учащихся сформированы такие правила поведения как на улице.
Как нам показывает диаграмма, по мнению учителей у учащихся плохо сформированы такие правила поведения как: сохранение и укрепление своего здоровья, поведения в природе. Родители и учителя одинаково считают, что у учащихся плохо сформированы правила поведения на природе.
Таблица 5
Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
с точки зрения родителей
№ Критерии знают не знают сомневаются
1 Знание основных правил пожарной безопасности 102 20 2
2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 101 13 10
3 Знание основных правил поведения в природе 106 18 0
4 Знание основных правил поведения на улице 124 0 0
5 Знание основных правил поведения на дороге 121 3 0
6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 103 1 20
7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 124 0 0
8 Умение применять полученные знания на практике 108 16 0

Рис. № 4 Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
с точки зрения родителей
Полученные результаты позволили сделать вывод: учителя и родители по-разному оценивают знаний правил поведения у детей. Мы считаем, что учителя правильно оценивают правила поведения, сформированные и плохо сформированные у учащихся, так как классные руководители видят проявление этих правил поведения у детей по-разному, а родители эти правила переоценнивают.
Тогда следующей задачей в формирующем эксперименте будет: помочь родителям увидеть, как проявляются эти правила у детей в практической деятельности.
В третьей части нашего этапа мы решили изучить педагогические условия, созданные в ГБОУ школе № 430 для обучения детей младшего школьного возраста по формированию у них правил безопасности. Для этого мы использовали метод анализа педагогической документации. Начальная школа ГБОУ школа № 430 работает по «Образовательной программе начального общего образования 2011-2015 гг.»
Изучив план воспитательной работы классных руководителей, мы увидели, что за 2015-2016 учебный год предусматривается одно занятие в неделю с детьми по формированию у учащихся правил безопасного поведения. Это - классный час, было запланировано и проведено одно мероприятие с учащимися - «Безопасный интернет». В плане по работе с родителями запланированы родительские собрания 1 раз в четверть, но одно из них было направленно на формирование о правилах безопасности учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что родители не включаются в активную работу по формированию у учащихся правил безопасного поведения.
Поэтому следующей задачей формирующего эксперимента, будет подготовка совместных мероприятий родителей и детей по формированию у учащихся правил безопасности.
Таким образом, в ходе констатирующего этапа мы выявили уровень развития правил безопасности у детей младшего школьного возраста, а также какие правила освоены, как эти правила проявляются, изучили состояние работы по обучению детей и родителей по формированию у учащихся правил безопасности, т. е. решили все поставленные задачи.
2.3. Разработка экспериментальной программы обучения.На основании изученной литературы, а также опираясь на данные констатирующего этапа, мы определили задачи и разработали методику формирующего этапа, целью которого было: разработать и апробировать методику проведения мероприятий по формированию у учащихся правил безопасности.
Для реализации поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
Создать презентацию, и представить её детям, родителям и учителям.
Разработать технологию привлечения родителей для участия в этом проекте, определив их круг обязанностей в реализации этого проекта.
Претворить их в жизнь, привлечь родителей, педагогов и детей и проверить эффективность проделанной работы.
2.4 Проверка эффективности проделанной работы
Целью было проверить эффективность проведённой работы по формированию у учащихся младших классов правил безопасного поведения. Для реализации этой цели мы использовали методики, примененные ранее. Приняли участие 60 человек: 124 ребенка, 5педагога и 28 родителей.
Проведя классные часы с учащимися начальной школы и повторное анкетирование, мы пришли к выводу, что дети стали лучше разбираться в правилах безопасности и знают как поступить в той или и иной ситуации. Это видно на диаграмме
Таблица № 6
критерии знаю не знаю сомневаюсь
Знание основных правил пожарной безопасности 124 0 0
Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 124 0 0
Знание основных правил поведения в природе 124 0 0
Знание основных правил поведения на улице 124 0 0
Знание основных правил поведения на дороге 124 0 0
Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 124 0 0
Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 124 0 0
Умение применять полученные знания на практике 124 0 0

Рис № 5 Знания учащихся начальной школы о правилах безопасности
После проведенных мероприятий с учащимися, мы пришли к выводу, что дети начальной школы овладели всеми знаниями по правилам безопасности. Теперь м нам предстоит провести работу с родителями, это будет наш следующий этап.
Заключение
В ходе работы проекта была реализована его цель и решен весь комплекс выдвинутых задач.
Теоретический анализ, представленный в первой главе исследования, показал, что важно формирования у учащихся правила безопасности. Анализ литературы помог нам выделить, какие правила безопасности должны быть сформированы у учащихся младших классов.
В изученной литературе не было обнаружено специальной методики по обучению детей правилам безопасности. В ходе эксперимента мы выявили достаточно низкий уровень развития правил безопасности, а также изучили состояние работы по формированию у учащихся этих правил.
Наша гипотеза в целом подтвердились: именно волонтерская работа оказалась наиболее эффективным способом в формировании у детей младших классов правил безопасности. Констатирующий эксперимент показал также, что при отсутствии целенаправленной работы классного руководителя, родителей не будет положительного результата по формированию правил безопасности у младших школьников.
На основе полученных результатов были разработаны мероприятия по формированию у правил безопасного поведения. Мы предложили использовать метод «дети-детям», так как он помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями, а педагогическое сопровождение учителей и родителей позволит младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, поставит каждого ребенка в позицию активного участника, приведет к сплочению детско-взрослого союза. Такой метод создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.
Мы полагаем, что наш проект могут скорректировать работу педагогов в данном направлении, и могут применяться в практике любого школьного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальперштейн Л.. Моя первая книга о технике. – М.: РОСМЭН,2006г.
2. Демыкиной.  Г. Песенка дорожных знаков. - Сборник стихов.
3. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г.
4. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
5. Извекова. Н.А.. Правила дорожного движения. – М. «Просвещение»,1975.
6. Ирина Гурина. Участники дорожного движения.  
7. История транспорта. – СПб, 2002г.
8. Идеографический словарь русского языка
9. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -  М: Педагогика,1997г
10. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М,
11. Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2009.2004г.. Малаян, Н.Г. Занько. – СПБ.: Издательство «Лань», 2008.12. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1
13. Микрюков В.Ю. Обеспечение   безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1
14. Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2008.
15. Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2009.
16. Методика работы школьных команд над социальными проектами в рамках Всероссийской Акции «Я - гражданин России»
17. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.
18. Открытия  и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.
19. Образовательная программа "ДЕТИ - ДОРОГА - ЖИЗНЬ" Терехова Е.С., Ставрополь, 2005 г.
20. Правила дорожного движения.-  М, 2004г.21. Правила дорожного движения. Памятка родителям
22. Репин Я.С. Дорожная азбука. -  М: ДОСААФ, 1987
23. Русак О.Н.   Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. / О.Н. Русак, К.Р.
24. Сергей Волков. Про правила дорожного движения. - Сборник стихов.
25. Сергей Михалков. МОЯ УЛИЦА. Светофор.  ШАГАЯ ОСТОРОЖНО. - Сборник стихов.
26. Сидорова Анна. Правила дорожного движения для детей.  - Сборник стихов.
27. Словарь терминов МЧС, 2010
28. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010
29. Справочник технического переводчика
30. Словарь синонимов
31. Словарь справочник. сост. проф пол. наук Санжаревский И.И.. 2010 Политология. Словарь.
32. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г
33. Толковый словарь Ушакова
34. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949…
35. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения
36. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, №196-ФЗ. 37.Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985г.
38. Экологический словарь
39. Энциклопедия социологии, 2009 …   
40. Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов…   Энциклопедия права
41. ЭН. Безопасные дороги. -  Мурманск, 2009 г. (диск, 15 серий).
Приложение № 1
Итоги знаний детей по безопасности
№ Критерии знаю не знаю сомневаюсь
1 Знание основных правил пожарной безопасности 2 Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми 3 Знание основных правил поведения в природе 4 Знание основных правил поведения на улице 5 Знание основных правил поведения на дороге 6 Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья 7 Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми 8 Умение применять полученные знания на практике Итого: Приложение № 2
Памятка для родителей
по безопасности детей в летний (отпускной) период
  Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты  отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна  помощь и  внимание, особенно в летний период.
  Во- первых: ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства. Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:
без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.
 
Во – вторых: при выезде на природу имейте в виду, что
при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;
детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;
за купающимся  ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;
во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;
решительно пресекать шалости детей на воде.
В- третьих: постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома:
Ежедневно повторяйте ребёнку:
 - Не уходи далеко от своего дома, двора.
 - Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
 - Не гуляй до темноты.
 - Обходи компании незнакомых подростков.
 - Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
 - Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
 - Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
 - Не садись в чужую машину.
 - На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
 - Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
 - В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.
Уважаемые родители, помните и о правилах безопасности  вашего ребёнка дома:
- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
- не оставляйте ребёнка одного в квартире;
- заблокируйте доступ к розеткам;
- избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.
 Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома
 Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!
Приложение № 3




Приложение № 4
lefttop

Приложение № 5
472440213360