Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) 11 класс, автор: Смирнов И.М.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Геометрия» составлена на основе нормативных документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29. 12. 2012 год.
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Саган-Нурская СОШ».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования».
Устава школы.
Положения о рабочей программе.
Авторской программы под редакцией (И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10 – 11 классы. Составители: И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. –М.: Мнемозина, 2014 г).
Программа данного учебного курса реализуется на базовом уровне.
Целью изучения курса геометрии 11 класса является систематическое изучение свойств геометрических фигур в плоскости, формирование геометрических представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.п.). Геометрия, необходимая для формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
- Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры.
- Повышать теоретический уровень обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
- Применять математику к изучению действительности и решению практических задач.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся средствами математики толерантное отношение друг к другу;
- воспитать чувство патриотизма;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде;
- воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами.
развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе математических знаний, наблюдение, к самостоятельному решению математических задач, самостоятельное приобретение новых знаний по математике;
- развивать ключевые и межпредметные компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- развивать критическое мышление.
валеологические:
- создать комфортный климат в классе (обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать СанПиНу);
- формировать здоровый образ жизни в процессе учебно-воспитательной работы по предмету;
- использовать в учебном процессе эмоциональных разрядок;
- содействовать благоприятную психологическую обстановку в классе;
- применять здоровьесберегающие технологий в образовательном процессе.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания. В курсе геометрии 11-го класса продолжается изучение геометрических фигур и их свойств в пространстве, изучение вектора в пространстве, развитие пространственного представления и изобразительного умения, освоение основных фактов и методов стереометрии. Знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10 – 11 классы. Составители: И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. –М.: Мнемозина, 2014 г).
Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2013.
Программа для общеобразовательных учреждений «Просвещение» 2011 Геометрия 10 -11 Т.А. БурмистроваПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г
Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4.
Сборник нормативных документов. Математика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Примерная программа основного общего образования по математике на базовом уровне.
Методическое письмо под редакцией И.В. Ященко, А.В. Семенова "О преподавании математики в 2010/2011 учебном году".
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Учащиеся должны владеть компетенциями:
Общекультурная компетентность
Формирование представлений об идеях и методах    математики, о математике как универсальном языке      науки, средстве моделирования явлений и процессов;
Формирование понимания, что  геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
Практическая математическая компетентность
Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;
Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;
Социально-личностная компетентность
Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности.
Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
Воспитание средствами математики культуры личности через знакомства с историей геометрии, эволюцией геометрических идей.
Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  математических навыков, развитие логического мышления, пространственного воображения, алгометрической культуры. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования математического аппарата в повседневной практике. Это содержание обучения является базой для развития математической (прагматической) и коммуникативной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие история развития математической культуры, как части общечеловеческой и обеспечивающие развитие общекультурной и учебно-познавательной компетенций. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Профильное изучение алгебры и начал анализа включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.   Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Специфика целей и содержания изучения геометрии существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Кроме того, для успешной реализации программы целесообразно использовать следующее оборудование: слайд – альбомы, видеофрагменты и видеофильмы, информационные ресурсы, электронные носители. Также для создания благоприятного психологического климата необходим хорошо оснащенный кабинет. Данная программа для усиления самостоятельной деятельности учащихся рекомендует создание для каждого ученика индивидуального маршрута.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
 3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.
 3.2. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Национально-региональный компонент
Данный фактор является основной причиной большой проблемы определения национально-регионального компонента в Республике Бурятия. Попытки решения данной проблемы конкретно выражаются в увеличении объема знаний на основе введения предметов, отражающих национально-региональные особенности. Вследствие этого возникает диспропорция роста знания и роста возможности их усвоения учащимися. Необходимо отметить, что в данном случае развитие памяти не может определяться развитием уровня познания. Известно, что память измеряется мерой обобщенности знаний (Давыдов В.В. и др.), количеством относительно изолированных логических блоков (Эрдниев П.М.).
Отсутствие целенаправленных действий в процессе обобщения знаний национально-региональной направленности до поры до времени не ощущается как недостаток. Однако сейчас обстоятельства изменились: такое обобщение необходимо в интересах овладения учащимися этими знаниями. Поэтому задача школы - систематизация накопленного опыта во всех областях нашей культуры - должна приобрести определенный статус, присущий важнейшим вопросам развития образования нашей республики.
Процесс обобщения и систематизации знаний национально-региональной направленности обладает определенной степенью приближенности, которая должна соответствовать требованиям времени. Такого соответствия в данный момент нет. На наш взгляд, в первую очередь, решение проблемы должно начинаться с создания определения уровня общей картины мира (Бурятия) как системы взаимодействующих, постоянно развивающихся и качественно преобразующихся материальных и духовных реальностей. Говоря об общей картине части мира, мы имеем судьбы единого людского рода и раскрытие их взаимосвязей через путь бурятского народа, понимаемого в широком смысле. Известно, что философия рассматривает версии путей, которыми идет род человеческий. Что есть циклическое движение, линейное и синергетическое.
Думается, что разнообразие подходов к созданию общей картины мира позволит глубже и шире проникнуть в судьбы единого человеческого рода.
Развитие принципа обобщения и систематизации накопленного опыта предлагает, таким образом, постоянное сближение знаний о мире с тем или иным представлением о процессе возникновения общей картины мира.
Необходимо отметить, что система накопленных знаний во всех областях культуры не должна рассматриваться как уже годовая программа для их усвоения. Данную систему можно принять как средство построения такой программы.
В "Программе стабилизации и развития российского образования в переходный период" (март 1991 год) задача регионализации образования была выделена как одна из приоритетных направлений образовательной реформы.
Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции, проекты, программы.
Содержание образования в школе, включающее этнокультурный компонент, позволяет обеспечивать приобщение учащихся к самобытности народов Байкальского региона и реализуется через учебный план и программу внеклассной воспитательной работы.
Вариативная часть содержания образования представлена модулями, соответствующими образовательным областям с учетом ведущей экспериментальной проблемы школы и национально-регионального компонента.
Включение в учебные предметы национально-регионального компонента направлено на формирование этнокультуроведческой компетенции:
владение бурятским языком как "средством познания истории народа, его духа";
умение расшифровывать коды родной культуры;
знание особенностей природы, хозяйства, общественных отношений;
системное знание национальных процессов;
самоидентификация с этносом;
национальное самоосознание личности в поликультурном пространстве;
толерантность, уважение инокультурных традиций и обычаев.
Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.
 ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1. Поверхность гостиницы "Бурятия" имеет форму параллелепипеда. Определить, сколько граней, ребер, вершин имеет поверхность гостиницы. Какое здание в г.Улан-Удэ имеет форму куба? Что такое куб? Из каких фигур состоит поверхность куба?
2. Найти объем здания "Восточные ворота" с измерениями 9,5 м; 38 м; 23 м и выразить в кубических дециметрах.
3. Длина одной стороны парка "Орешково" составляет 3/11 его периметра, длина другой 4/11 периметра, а сумма длин этих сторон равна 280 м. Найти периметр парка.
4. Луноликая Наран Гэрэл ткала прекраснейший ковер, используя все цвета мира. Этот ковер должен был обладать чудодейственной силой. Он был разбит на 100 равные красивейшие части. На рисунке закрашенная часть была соткана из чистого изумруда. Найти, величину всего ковра, если Наран Гэрэл 12 кв. м. соткала из изумруда?
5. Сколько аров составляет поле села Баянгол Баргузинского района, если оно равно 15 га? Сколько квадратных метров?
Программа является примерной и позволяет учителю самостоятельно распределять материал и время для его повторения и обобщения в зависимости от степени подготовленности учащихся.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
Современный этап развития общества диктует использование методического конструктора, которое позволяет развитию социально-адаптивной, конкурентно-способной личности умеющей ориентироваться в современном мире.
Учебный элемент в большей степени дает ценностную установку для восприятия содержания всего учебного пособия, включает обучающихся в открытую дискуссию, содействует формированию демократического сознания, ответственного отношения к качеству собственного образования и качеству жизни вообще. Упражнения и задания пособия носят универсальный характер, каждое из них можно использовать в разнообразных методических контекстах.
Требования к математической подготовке учащихся
Уровень обязательной подготовки обучающихся:
Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.
Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве.
Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач.
Уметь строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
Уровень возможной подготовки обучающихся:
Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы.
Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении.
Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание программы.
Повторение (3ч).
Круглые тела (20ч).
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.
Объем и площадь поверхности (22ч).
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Координаты и векторы (13ч).
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Повторение. Решение задач (10ч).
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии.
Структура курса
№ Модуль (глава) Количество часов
1 Повторение 3ч
2 Круглые тела 20ч
3 Объем и площадь поверхности 22ч
4 Координаты и векторы 13ч
5 Повторение. Решение задач 10ч
Итого 68ч
Годовой календарный график контрольных работ
№ № урока Контрольная работа Количество часов
1 23 Контрольная работа №1 по теме «Круглые тела» 1
2 38 Контрольная работа №2 по теме «Объем фигур» 1
3 45 Контрольная работа №3 по теме «Площадь поверхности» 1
4 58 Контрольная работа №3 по теме «Координаты и векторы» 1
5 65 Итоговая контрольная работа. 1
Календарно - тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Домашнее задание Контроль
ПОВТОРЕНИЕ (3ч)
1 Параллельность в пространстве 1 Аксиома планиметрии и стереометрии Фронтальный опрос
2 Перпендикулярность в пространстве 1 Карточки Математический диктант
3 Многогранники 1 Индивид. зад-я Глава 5. КРУГЛЫЕ ТЕЛА (20ч)
4-6 Цилиндр и конус 3 Теоремы ,воп-1-10,523,525
21-23,528
27,530,532,539,540 Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач
7-9 Фигуры вращения 3 Опред-я, воп.5-11, 14,549
19,554,559
562,565,566 Устный опрос, опрос в ходе решения задач
10,11 Взаимное расположение сферы и плоскости 2 П.25, 13,15,575
580,583,584 Фронтальный опрос, самостоятельная работа
12-14 Многогранники, вписанные в сферу 3 П.26, 13-15,589
591,18,20
594,596,24 Обучающая самостоятельная работа
15-17 Многогранники, описанные около сферы 3 П. 27, 6,9,10
602,605
609,610,611 Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач
18,19 Сечения цилиндра плоскостью 2 П.28, 5,7
10,615 Решение заданий ЕГЭ
20,21 Симметрия пространственных фигур 2 П.29, 511
23,518 Решение заданий ЕГЭ
22 Ориентация плоскости. Лист Мебиуса 1 П.30,10,11 23 Контрольная работа №1 по теме «Круглые тела» 1 Глава 6. ОБЪЕМ И ПЛОЩАДЬ ПОВЕРХНОСТИ (22ч)
24-26 Объем фигуры в пространстве. Объем цилиндра. 3 П.31, 13,15,648(в,г)
654,657,663
16,18,665 Фронтальный опрос, Решение заданий ЕГЭ
27,28 Принцип Кавальери 2 П.32, 3-5,668
11,13,16,671 Математический диктант, Решение заданий ЕГЭ
29-31 Объем пирамиды 3 П. 33,4,5,675
679,681
684,688,691 Фронтальный опрос, самостоятельная работа, Решение заданий ЕГЭ
32-34 Объем конуса 3 П.34, 967,16
13,701(б,в),703,
708,20 Фронтальный опрос, самостоятельная работа
35-37 Объем шара 3 п.35,5,7,8
16,18,712
715,716,723 Фронтальный опрос, самостоятельная работа
38 Контрольная работа №2 по теме «Объем фигур» 1 39-41 Площадь поверхности 3 П.36, 13,14,727
731,735
743,747 Фронтальный опрос, самостоятельная работа, Решение заданий ЕГЭ
42-44 Площадь поверхности шара 3 П.37,4-6
760,12
14,15 Решение заданий ЕГЭ
45 Контрольная работа №3 по теме «Площадь поверхности» 1 Глава 7. КООРДИНАТЫ И ВЕКТОРЫ (13ч) Фронтальный опрос
46-48 Прямоугольная система координат в пространстве 3 П.38, 8,9, 401
405,10,17
411,412,426 Фронтальный опрос, самостоятельная работа
49,50 Векторы в пространстве 2 П.39,10,431
437,438 Решение заданий ЕГЭ
51,52 Координаты вектора 2 П.40,5-8
13,444 Решение заданий ЕГЭ
53,54 Скалярное произведение векторов 2 П.41, 448,450
453,454,461 Фронтальный опрос, самостоятельная работа
55 Уравнение плоскости в пространстве. Уравнения прямой в пространстве 1 П.42,43, 5,6,11 Работа по карточкам
56 Аналитическое задание пространственных фигур. Многогранники в задачах оптимизации 1 П.44,45, 7 Решение заданий ЕГЭ
57 Полярные координаты на плоскости. Сферические координаты в пространстве. 1 П.46,47,10,7 Работа по карточкам
58 Контрольная работа №4 по теме: «Координаты и векторы» 1 ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (12) 59,60 Круглые тела 2 Варианты ЕГЭ Фронтальный опрос
61,62 Объем фигур 2 Варианты ЕГЭ Математический диктант
63,64 Площадь поверхности 2 Варианты ЕГЭ 65 Итоговая контрольная работа 1 66 Координаты и векторы 1 Варианты ЕГЭ Фронтальный опрос
67 Решение варианта ЕГЭ 1 Варианты ЕГЭ Решение заданий ЕГЭ
68 Заключительный урок – беседа по курсу стереометрии 1 Дополнительная литература для учителя:
И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10 – 11 классы. Составители: И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. –М.: Мнемозина, 2014 г).
Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2003.
Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012.
Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2010.
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
Яровенко В.А.. Поурочные разработки по геометрии 10 класс: кн. для учителя. – М.: «ВАКО», 2010.
Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя / С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10 – 11 классы. Составители: И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. –М.: Мнемозина, 2014 г).
2. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012.
3. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997.
4. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998.
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе», из еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика».
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).
2. CD «Уроки геометрии. 10-11 классы» (в 2 ч.) (КиМ).
3. CD «Геометрия не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности).
4. CD «Математика. 5–11 классы. Практикум».
6. CD «Большая электронная детская энциклопедия по математике».
2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа : http://www.rusolymp.ru
2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
3. Информационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy
4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru
5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books
7. Математика для поступающих в вузы. – Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru
8. Выпускные и вступительные экзамены по математике : варианты, методика. – Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru
9. Олимпиадные задачи по математике : база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru
10. Московские математические олимпиады. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/olympiads/mmo
11. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. – Режим доступа : http://aimakarov.chat.ru/school/school.html
12. Виртуальная школа юного математика. – Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm
13. Библиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru
14. Образовательный портал «Мир алгебры». – Режим доступа : http://www.algmir.org/index.html
15. Словари БСЭ различных авторов. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru
16. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. – Режим доступа : http://www.etudes.ru
17. Заочная физико-математическая школа. – Режим доступа : http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php
18. Министерство образования РФ. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
19. Тестирование on-line. 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo
20. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
21. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru
22. Сайты энциклопедий. – Режим доступа : http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru
23. Вся элементарная математика. – Режим доступа : http://www.bymath.net
24. ЕГЭ по математике. – Режим доступа : http://uztest.ru