КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ


КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.
10 КЛАСС.
ВАРИАНТ 2.
 
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
       1) тОрты  
       2) квАртал  
       3) собрАла  
       4) дОговор 
А2. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
       1) В любом деле ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ фактор играет огромную роль.
       2) Командир полка отличался справедливым, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ отношением к солдатам.
       3) Какие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ качества вы цените в людях больше всего?
      4) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ раса – это совокупность людей, обладающая генетико-физиологической общностью и происходящая из определённого ареала.
 
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
        1) действия партизан    
        2) слаще мёда  
        3) пара носок
        4) тремястами пятьюдесятью
 
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
       Позвонив по телефону, …
       1) …никто мне не ответил.
       2) …номер оказался ошибочным.
       3) …возникло предложение встретиться через час.
       4) …я услышал короткие гудки.
 
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
  Це(1)ым источником при изучении минойской культуры являются ювелирные изделия: золотые перстни с выгравирова(2)ыми миниатюрными сценами, позолоче(3)ая и серебря(4)ая утварь.
       1) 1,2,3
       2) 1,2,3.4
       3) 2,3,4
       4) 1,2
 
А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
       1) Арт…ллерия, б…рхатистый,л..генда       2) Оч..рование, к…сательная,выг…реть       3) Защ…щать, оц..нить, те…ретический       4) Пал…садник, изл…гать, ч…словой 
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
       1) бе…вкусный, и…чертить, ра..рубить
       2) суб…ект, под…ём, ад…ютант       3) пр…зидиум, пр…спокойно, пр…остановить
       4) сверх…звестный, раз…скать, пред…стория 
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
       1)Бор..мся, прилепл…н       2)слыш…шь, пове…вший       3)дремл…шь,обла…нный       4)выгон…шь, замуч…нный 
А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
       А. фланел…вый
       Б. веч..вой
       В. отзывч…вый
       Г. алюмини…вый
       1) А,Б       2) Б,В,Г
       3) А,Б,Г
       4) А,Г 
А10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
       1) (Не) будите спящую собаку.
       2) В большой комнате стояла ещё (не)распакованная мебель.
       3) Речка была (не)глубокая, а быстрая.
       4) Это был (не)кто иной, как Чацкий.
 
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
       1) (В) течение часа необходимо узнать (НА) СЧЁТ билетов.
       2) (И)ТАК, подведём итоги и наметим план, ЧТО(БЫ) действовать дальше.
       3) (НА)ВСТРЕЧУ велосипедисту вышел пешеход, в ТО(ЖЕ) время велосипедиста обогнала машина.
       4) (ПО)Э ТОМУ мосту ехать опасно, ТАК(КАК) он давно обветшал.
 
А12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Пришлось уехать в эвакуацию() и прожила там семья почти два года.
        1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
        2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
        3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
        4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
 
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бережно сохраняя (1) народные традиции(2) и в то же время (3) развивая новые тенденции (4)оркестр широко гастролирует по стране.
       1) 1,2.    2) 1,3.          3) 2, 4.           4) 4.
 
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Понятие времени (1) очевидно (2) не так просто объяснить. Первоначально слово «время» (3) вероятно (4) могло обозначать какие-то впечатления о переменах, длительности, цикличности.
       1) 3      2) 1,2             3) 1,2,3,4               4) 2,4  
 
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6
         (1)Карамзин был одним из первых русских писателей, которому поставили памятник. (2) Но, конечно, не за «Бедную Лизу», а за 12-томную «Историю государства Российского».(3) Современники считали её важнее всего Пушкина, потомки не переиздавали сто лет. (4) И вдруг «Историю…» Карамзина открыли заново. (5) Вдруг она стала самым горячим бестселлером. (6) Как бы этот феномен ни объясняли, главная причина возрождения Карамзина – его проза, всё та же гладкость письма. (7) Карамзин создал первую «читабельную» русскую историю.
   (8) История существует у любого народа только тогда, когда о ней   написано увлекательно.(9) Грандиозной   персидской империи не посчастливилось родить своих Геродотов и Фукидидов, и древняя Персия стала достоянием археологов, а историю Эллады знает и любит каждый. (10) То же произошло с Римом. (11) Не было Тита Ливия, Тацита, Светония, может быть, и не назывался бы американский сенат сенатом. (12) А грозные соперники Римской империи – парфяне – не оставили свидетельств   своей яркой истории.
(13) Карамзин сделал для русской культуры то же, что античные историки для своих народов.(14) Когда его труд вышел в свет, Фёдор Толстой воскликнул: «Оказывается, у меня есть отечество!».
(15) Хоть Карамзин был не первым и не единственным историком России, он первый перевёл историю на язык художественной литературы, написал интересную, художественную историю, историю для читателей.
(16)Хорошо написанная история – фундамент литературы.(17) Без Геродота не было бы Эсхила. (18) Благодаря Карамзину появился пушкинский «Борис Годунов». (19) Без Карамзина в литературе появляется Пикуль.
(20)Весь XIX век русские писатели ориентировались на историю Карамзина. (21) С ней часто спорили , её высмеивали, пародировали, но только такое отношение и делает произведение классическим.
(22)Современной словесности так не хватает нового Карамзина.(23) Появлению великого писателя должно предшествовать появление великого историка – чтобы из отдельных осколков создалась гармоническая литературная панорама, нужен прочный и безусловный фундамент. (По П. Вайлю, А. Генису)  
                            
В1. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. ___________
В2. Из предложений 16-19 выпишите частицы. _______________________________________
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ГЛАДКОСТЬ ПИСЬМА (предложение 6). ___________________
В4. Среди предложений 18-22 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. _____________
В5. Среди предложений 1-6 найдите простое предложение, осложнённое вводным словом. Напишите номер этого предложения. ___________
В6. Среди предложений 11-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения. ___________
 
Ответы:
А1 – 1
А2 – 2
А3 – 3
А4 – 4
А5 – 1
А6 – 3
А7 – 2
А8 – 1
А9 – 3
А10 – 3
А11 – 4
А12 – 1
А13 – 4
А14 – 3
В1 – заново
В2 - не, бы
В3 – управление
В4 – 22
В5 – 2
В6 – 15.