«Система работы учителя математики по подготовке к ОГЭ в 2016 году »


Тема:
«Система работы учителя математики
по подготовке к ОГЭ в 2016 году »
Автор Калинкина Елена Николаевна
Место работы ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск
Самарской области
Занимаемая должность учитель математики


Пояснительная записка
Актуальность темы:
Математика – это основной предмет, по которому проводится выпускной экзамен в 9 классе. Экзамен в новой форме (ГИА) проводится с 2004 года в рамках эксперимента по введению профильного обучения, проводившегося Министерством образования и науки Российской Федерации.
Главная цель новой системы - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся. Результаты экзамена помогают правильному формированию профильных десятых классов.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения, которые постепенно входят в наше образовательное пространство.
Чем обусловлено изменение формы проведения экзамена? С переходом на стандарты второго поколения изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, задачи носят практический характер. В связи с этим была пересмотрена первая часть экзамена, которая проверяет обязательный уровень знаний. В первую часть экзамена входят все темы по математике, которые изучаются по программе 5-9 классов (алгебра и геометрия).
С введением ГИА перед учителем встает ряд проблем.
- Как изыскать время для качественной подготовки учеников к итоговой аттестации.
В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций).
- Разный уровень подготовки учащихся по математике.
Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно системой подготовки выпускников к  ГИА по математике.
Цель работы:
подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами
Задачи:
подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме;
повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать вычислительные навыки;
развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал).
Формы занятий данной системы – это прежде всего практические занятия.
2. Система подготовки к итоговой аттестации
2.1. Организация подготовки к итоговой аттестации

Подготовку к новой форме итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.
1 этап Мотивация
Настраиваю учащихся и их родителей на продуктивную работу и успешную сдачу экзамена.
В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд “Готовимся к экзаменам”. На нем размещаю демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы, советами психолога и рекомендуемыми информационными и печатными ресурсами.
2этап Определение уровня обученности В сентябре провожу диагностическую работу с целью определения уровня знаний у учащихся. По результатам диагностической работы составляю индивидуальный план подготовки к экзамену для каждого ученика. В работе придерживаюсь принципа дифференцированного подхода при подготовке к экзамену. Дифференциация обучения позволяет проводить эффективную работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Дифференцированный подход при подготовке к итоговой аттестации – залог успеха её прохождения разной категорией обучающихся.
Тематическое планирование
В начале учебного года я провожу корректировку тематического планирования. Составляю планирование таким образом, чтобы осталось дополнительное количество часов на повторение всего учебного материала. Чётко планирую часы прохождения программы, резервные уроки и часы, отведённые на повторение. Своевременное прохождение программы и тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому обучающемуся. Важно так построить учебный процесс, чтобы он не привёл к стандартизации мышления, не мешал развитию творческих способностей одарённых детей.
Исходя из содержания учебного материала, входящего в КИМы я выделяю темы, необходимые к обязательному изучению, для успешной сдачи экзамена по математике.
№ п/п Тема Количество часов
Алгебра 1. Рациональные числа и действия над ними 5
2. Алгебраические выражения 4
3. Решение линейных, квадратных уравнений, систем уравнений 4
4. Решение неравенств, систем неравенств (линейных, квадратных) 4
5. Степени и корни 3
6. Функции и графики 3
7. Проценты 3
8. Вероятность и статистика 3
9. Текстовые задачи 2
Геометрия 1. Треугольники 2
2. Углы 2
3. Четырехугольники 2
4. Площади фигур 2
5. Подобие треугольников 3
2.3. Формы работы
1. Ежедневно провожу устную работу, в которую ввожу различные задания из тестов, повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, обращаю внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.
2. На протяжении всего учебного года включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
3. В содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи.
4. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике (большая часть проверочных работ проходит в тестовой форме).
5. Итоговое повторение провожу исключительно по отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
6. При подготовке к экзамену применяю активные формы проверки знаний. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. С помощью  сайта http://uztest.ru/  организовала контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики.  Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована  отработка  навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный  пример. Кроме этого ведется  Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте – значит информация всегда доступна ученику, его родителям. Активно в своей работе использую сайты http://fipi.ru/ (открытый банк заданий) и http://www.alexlarin.net/Итоговая подготовка к экзамену
В 3 триместре учебного года начинается завершающий этап подготовки к ГИА. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у обучающихся сформирована база, необходимая для выполнения более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности. Как правило, большинству девятиклассников трудно самостоятельно справиться с этими заданиями. Поэтому разбираю такие задания со всеми обучающимися на уроках.
При подготовке к экзамену использую 1 дополнительный час в неделю в течение года (индивидуально-групповые занятия) и часы итогового повторения в 3-ем триместре. На этих занятиях разбираю задания повышенного уровня сложности
Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к ГИА 2-3 раза в год провожу контрольные диагностические работы. Содержание работ соответствует структуре и содержанию КИМов ГИА. По результатам выполнения работ корректирую работу с классом, планирует индивидуальную работу.
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Провожу диагностику с целью выявления уровня обученности учащихся.
Использую на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
Готовлю и использую на уроках опорные схемы, наглядные пособия, дидактический материал, «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».
Организую индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы.
Комментирую оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
Провожу индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
Веду обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
Ставлю в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок.
Система контроля

В своей работе использую следующую систему контроля, которая:
-во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,
- во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,
- в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
Для каждого ученика разработала индивидуальный план подготовки и итоговой аттестации, в котором прослеживается вся подготовка ученика к экзамену, пробелы над которыми нужно поработать. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на индивидуально-групповых занятиях. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Дидактическая литература
При подготовке к ГИА использую дидактическую литературу:
Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка/В.И. Глизбург.- М.:Айрис-пресс,2012.-176с.-(Домашний репетитор. Подготовка к ГИА)Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс/Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова.
Иванов С.О., Ольховая Л.С., Резникова Н.М., Нужа Г.Л. Математика. Базовый уровень ГИА – 2014. Пособие для «чайников» Модуль 1 : Алгебра/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 144с.-(ГИА – 9)
Иванов С.О., Ковалевская А.С., Войта Е.А., Резникова Н.М., Нужа Г.Л. Математика. Базовый уровень ГИА – 2014. Пособие для «чайников» Модуль 3 : Реальная математика/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 128с.-(ГИА – 9)
Иванов С.О., Войта Е.А., Резникова Н.М., Ханин Д.И., Коннова Е.Г. Математика. Базовый уровень ГИА – 2014. Пособие для «чайников» Модуль 2 : Геометрия/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 112с.-(ГИА – 9)
Коннова Е.Г., Горбачев А.В., Иванов С.О., Нужа Г.Л., Ольховская Л.С., Резникова Н.М., Ханин Д.И. Математика 9 класс. Тренажер по новому плану ГИА. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие.- Ростов- на – Дону: Легион, 2013.- 160с. – (ГИА-9.)
Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА 2013. Математика. 3 модуля. 30 вариантов типовых заданий- М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 175с.(серия «ГИА.9кл. Типовые тестовые задания).Список используемой литературы
Проект ФГОС общее образование.
http://standart.edu.ruМасюкова Н.Г., Пикалова О.Н.«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК».
Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.http://www.school.edu.ru/dok_edu.asphttp://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/Методические письма ФИПИ.
http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs/
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2013-2014 учебном году(Рособрнадзор)
Используемые Интернет- ресурсы:
http://skovschool1.narod.ruhttp://festival.1september.ru/mathematics/
Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
http://festival.foxibiz.com/pl5.html«Инновационные формы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (в независимой форме, в форме единого государственного экзамена)»
Брюханова Наталья Ивановна