Родительское собрание «Папы, мамы и школьные отметки»

Беседа
«Папы, мамы и школьные отметки»

В вашей семье произошло большое, важное событие ваш ребенок пошел учиться в школу, стал учеником. Каждый день вы встречаете своего ребенка одними и теми же вопросами: «Ну как в школе? Что нового? Отметок никаких не получил?» Вы придирчиво рассматриваете первые палочки, первые цифирки, выведенные детской рукой. Нет-нет, да и мелькнет в тетради помарка, а то и клякса. Не сердитесь на ребенка, вспомните, что и вам когда-то эти крючочки и закорючки давались нелегко.

И вот первая отметка. Вообще-то мы, учителя первых классов, стараемся не ставить двоек своим маленьким питомцам. Но иногда бывает, что и поставим. Мало ли что может случиться? Ни в коем случае не начинайте бранить своего ребенка или осыпать упреками за несообразительность, неряшливость. Перепуганный вашей реакцией, ребенок никогда не будет откровенно рассказывать вам о своих огорчениях, и это бесконечно отдалит его от вас.
Но что же делать? Ваши сомнения понятны: вам кажется, что если не попенять ребенку за его первые промахи, то он потом будет относиться к ним, как к чему-то вполне нормальному.
Так как же быть тогда?

Вероятно, надо всем своим видом показать ему, что плохая отметка вас очень расстроила, потому что, чтобы человек ни делал, строит ли он мосты или выводит палочки, он должен делать все это хорошо, вкладывая в работу душу, на пределе своих возможностей. Это надо объяснить ребенку так, чтобы он понял: главное не отметка, а тот труд, который за ней стоит. Ведь бывает так, что ребенок случайно, в общем-то даже сам незная за что, получил хорошую отметку; вряд ли эта отметка должна стать предметом особой вашей радости. Внушите своему малышу с самого начала, что отметка важна для вас только как цифровое выражение того, что он действительно знает и умеет, важна как результат затраченных им усилий. Поэтому, если ваш ребенок на ваших глазах целый день трудился над своей тетрадью, а потом все-таки получил тройку (а так бывает очень часто), посочувствуйте ему и постарайтесь убедить его в том, что, во-первых, труды его обязательно когда-нибудь принесут результаты даже в виде отметки, а во-вторых, они ценны и сами по себе. Если вы с самого начала «поставите» отметку на свое место, чтобы она не превратилась в некую самоцель, ваш ребенок никогда не будет унижаться перед учителями, вымаливая себе хороший балл в конце четверти, никогда не станет ловчить во имя своего балла.
И здесь очень важно еще одно. Учителю, конечно, как и всем другим людям, свойственно ошибаться, может он ошибиться и в своей оценке работы вашего ребенка. Никогда не выражайте сомнений в правильности выставленной отметки вашему ребенку при нем. Если у вас возникли сомнения на этот счет, пойдите в школу и постарайтесь выяснить все свои сомнения. Хороши будет, если ваш ребенок даже не узнает, для чего вы приходили в школу.

Теперь возникает такой вопрос: надо ли готовить с первоклассником уроки? Как это делать? Как здесь соблюсти меру, как предотвратить появление у ребенка
привычки к тому, чтобы кто-то позаботился обо всех его делах. Все это сложно.

На первых порах ваш маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его ученическая жизнь.
Так чем же конкретно вы можете помочь своему первокласснику?

Прежде всего рабочее место. Абсолютно ясно, что первокласснику необходим свой столик, своя настольная лампа, своя книжная полочка. Но даже если этого нет, необходимо проследить за тем, чтобы он никогда ничего не искал: всем его вещам надо найти строго определенное место. И надо, чтобы малыш привык только к этому месту. Вот здесь-то и понадобится ваша помощь, папы и мамы. Вы заметили, что сын (или дочь) встал из-за стола, а тетрадки так и остались раскрытыми, вода, которой он смывал краски с кисточки, не вылита, бутылочка с клеем не закрыта. Ни в коем случае не разрешайте ему заняться чем-нибудь другим, пока он не убрал все за собой самым аккуратным образом, даже если началась телевизионная передача или к нему пришел приятель. Другое дело помочь ему все прибрать, это только заставит его лишний раз почувствовать в вас товарища. Мало того, если у вашего ребенка что-то уж очень интересное в плане, вы можете ему сказать: «Ладно уж, сегодня я сделаю твои дела вместо тебя, а завтра ты в чем-нибудь поможешь мне». Но в систему этого не превращайте. Ребенок легко привыкнет к этому «вместо».
Итак, ребенок садится за уроки. Хорошо бы, чтобы это происходило всегда в один и тот же час, хотя небольшие отклонения от этого часа неизбежны.
Но вот он усаживается за стол. Проследите за тем, чтобы на столе не было ничего лишнего только то, что нужно для приготовления русского языка или математики. Все готово. Теперь ребенок четко должен объяснить, что именно ему задано. И только после этого приступает к работе. Вот тут-то вы и понадобитесь. Если вы сядете с ним рядом и вовремя скажете ему: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буковка получилась. Ну-ка, еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Конечно, если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, опять-таки не для оценки, а для того чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду.

Одна из главных задач во время этого «сидения» рядом с дочерью или сыном следить за тем, чтобы они пив коем случае не отвлекались во время работы (сравнить со взрослыми детьми). И этого можно добиться даже от самого разбросанного ребенка, если сидящие рядом с ним мама или папа вежливо и спокойно настойчиво будут возвращать его к работе.

Вы, конечно, заметили, что труднее всего вашим детям даются навыки письма. Здесь можно вас успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо это, безусловно, не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то в конце концов пусть пишет не так уж красиво и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок. Опять-таки прежде всего из соображений воспитательных: человек должен все делать красиво, решительно все. Помогите же ему в этом и добрым словом, и самим своим присутствием. Вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же можно оставлять ребенка наедине со своими уроками?

Делать это нужно как можно раньше. Но резко этого делать нельзя. Надо это делать постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые все время делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

Заголовок 115