Методическая разработка на тему Как разные животные зимуют


Дата смерти уже написана на твоей руке. Если не боишься, ЖМИ!ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ВОСПИТЫВАЕТФомичёва Н. М.«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка»Это высказывание В. Сухомлинского как нельзя лучше выражает направленность уроков окружающего мира в начальной школе. Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме « Как разные животные зимуют» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. В урок включено много занимательного материала. Это загадки, викторина путешествие, сказочный гость, прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между зверями, птицами, которые были представлены в виде сценок с участием самих же учащихся. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомляемость. Ниже предлагается сценарий данного урока. ^ Окружающий мир, 2 класс. Тема: Как разные животные зимуют.Цели:
Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, сказочный герой. ^ Ход урока.I. Оргмомент.II. Проверка домашнего задания.- Послушайте стихотворение.Закружи!
В небе, будто на пружинке,Закружились три снежинки,Прочертили быстрый след Раз-два-три - и снега нет. Но уже за их разбегомВ целом мире пахнет снегом. Пахнет снегом каждый скрип,Стук синиц и мёрзлый гриб.
Пахнет снегом струйка смехаСнегом пахнет даже эхоВсё светло, морозно, звонко.Лай щенка и крик ребёнка! Чистый, белый, удружи - Веселее закружи!
О каком времени года идёт речь?
- О зимушке–зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но в то же время - прекрасное, красивое время года.Слайд № 1 «Зима».
Какой зимний месяц идёт сейчас?
Определите, какая сегодня погода?
Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(Ответы детей:Как изменяется жизнь птиц с приходом зимы.)- Поможет проверить нам домашнее задание наш гость, Снеговик. На кормушку к снеговику слетелись птицы, которые остались у нас на зиму.
Как называются такие птицы?
(Ответы детей: зимующие.)
А как называются птицы, которые улетели от нас в тёплые края?
(Ответы детей: перелётные.)
Почему они улетели?
(Ответы детей: из-за нехватки корма.)- Остановимся на зимующих птицах.^ Викторина: « Угадай птицу» -По моим вопросам вы должны угадать птицу, показать на кормушке, рассказать, что вы о ней знаете.1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)Слайд № 2 «Дятел».2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)Слайд № 3 «Клёст».3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)Слайд № 4 «Поползень».4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)Слайд № 5 « Ворона».5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица) Слайд № 6 «Синица».6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)Слайд № 7 «Снегирь».7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)Слайд №8 «Воробей».- Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам пережить зиму?(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)^ III. Работа по новой теме.– Прежде чем перейти к теме урока вспомним, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)- На прошлом уроке мы говорили, как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений. Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе? (Ответы детей.)- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных. - Кто догадался, какая же сегодня тема урока?- Тема урока: Как разные животные зимуют.Слайд № 9 «Название темы урока».- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?- Цель урока: Узнать, как зимуют дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы. - Каких животных вы знаете?- На какие две большие группы можно разделить животных?(ответы детей: дикие, домашние)- Почему они так называются?- Каких диких животных вы знаете?- А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным? ( слайд №10 «Зимний лес»)Путешествие.- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?1.) Он в берлоге спит зимойПод большущею соснойА когда придёт веснаПросыпается от сна.(медведь)(слайд №11 « Медведь»)- А кто знает, как медведя в народе называют?(ответ детей: косолапый)-Почему?(ответ детей: за неуклюжесть)-Как зимует медведь?(ответы детей)- Давайте послушаем, какой разговор произошёл между сорокой и медведем.Сценка: «Сорока и Медведь»- Эй, Медведь, спишь, что ли?- Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?- Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» - значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!- Почему медведь спит зимой?(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.Только ли медведь спит зимой? Послушайте разговор зайца и летучей мыши.Сценка: « Заяц и Летучая мышь» - Здравствуй, Ушан-Летучая мышь!- Здравствуй, Заяц-Длинные уши!- Как живёшь поживаешь?- Лучше всех живу - горя не знаю!- Как же ты это так ухитряешься?- Это проще простого. Как плохо мне,- зима там пришла или дождь, ветер, - я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если сплю так и то с открытыми глазами!- Какие ещё животные впадают в спячку?(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )- Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.2.) Длинное ухоКомочек пухаПрыгает ловкоЛюбит морковку. (заяц)(слайд № 12 «Заяц»)- Почему зайца в народе называют косой?^ Сообщение ученика.- Прежде, чем поговорить о жизни зайца зимой, давайте послушаем разговор зайца со снегирём.Сценка: « Заяц и Снегирь»- Заяц белый, куда бегал?- На деревню.- Для чего?- Клочок сена подобрать, зелени пощепать, кочерыжку капустную в огороде найти.- И нашёл?- Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки брехучие!- А теперь ты куда?- Осинку глодать.- Да она, поди, горькая?- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!-Чем питается заяц зимой?(ответы детей: зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?^ Сообщение ученика.- Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой?(ответ детей: лось)(слайд №13 «Лось»)- Что вы знаете об этом животном?(рассказ учеников дополняется рассказом учителя)Физминутка. Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?3.) Хитрая плутовка,Рыжая головка,Пушистый хвост-краса.Кто это? (лиса) (слайд №14 «Лиса»)-Почему лису прозвали Патрикеевной?- Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.- Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?- Почему лиса недовольно своей окраской?- Чем питается лиса?- Почему не запасает корм на зиму?- Где укрывается от непогоды и врагов?)Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса?(ответ детей: волк)(слайд №15 «Волк»)- Расскажите всё, что вы знаете о волке?(ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)Последний зверь, к которому мы отправляемся в гости, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ Н. Сладкова «Загадочный зверь»4.) Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.Я подумал и твёрдо сказал: - Дятел!- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!- Ага, ты птица осоед!- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.- Гусениц и личинок любят дрозды.- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.- Ты, наверное, лесная мышь.- И не мышь. Бываю я сама ем мышей.- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.- Рано – ответил я.- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. - Может ты цапля?- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.- Похоже ты куница.- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку! - Сдаёшься? – спросил голосок.Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.- Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.- Кто же последний гость?(слайд №15 « Белка») - Почему же белка загадочный зверь?(ответы детей) - Летом у белки очень разнообразная пища. А как зимой она решает свои трудности, чем питается, как зимует, вы узнаете, послушав разговор синицы и белки.Сценка: «Синица и белка»- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.- А чем же ты кормишься? - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы- то и отсижусь! - Как зимует белочка?(ответы детей)Хоть и нет в лесу орехов, грибов белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?(ответы детей)Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.- Как зверёк меняет свою шерсть?(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.^ IV Итог урока.- Давайте подведём итог.- Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?(ответы детей)- Другие звери пользуются своими запасами. Какие?(ответы детей)- Некоторые на зиму засыпают. Какие?(ответы детей)- Для маскировки некоторые животные меняют окраску. Какие?(ответы детей)- У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.V^ . Домашнее задани��. - Не смотря на все приспособления к зиме, животным бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? Почему их надо подкармливать? Как люди помогают рыбам? Вы узнаете прочитав в учебнике тему « Как разные животные зимуют» стр. 73. Это ваше домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из животных. ^ VI. Рефлексия.Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся в класс. - С каким настроением вы возвращаетесь в класс?- Что вы можете сказать о путешествии?- Что бы вы взяли с собой из путешествия?Резюме. Я считаю, выбранная форма достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного и проекционного оборудования, что также позволило рационально распределить время на уроке, способствовало динамичности урока. С большой ответственностью ребята подошли к исследовательской работе и инсценировке сценок « разговоры в лесу», что позволило проявить актёрские способности. Занимательный материал не только помог в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывал любовь ко всему живому, вызвал желание помогать животным, сохранять их.