Урок математики 6 класс Координатная плоскость. Прямоугольная система координат


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Предмет математика класс: 6 дата: _______________№ урока:_145___ кол.час:__8______
Тема: Координатная плоскость. Прямоугольная система координат.
Задачи:
обучающие Систематизация знаний по теме: "Координатная плоскость". Повторение и закрепление приобретённых знаний. Демонстрация тесной связи предметов истории, астрономии, литературы и математики. развивающие Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развитие потребности к самообразованию. воспитывающие Воспитание культуры личности, отношения к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению. Оборудование тетради, учебники, презентации.
Тип урока урок закрепления, интегрированный
Методы и приемы обучения: метод контроля, упражнений, логический метод, индивидуальная работа, фронтальная работа, сочетающаяся с общеклассной.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
а) психологический настрой учащихся;
б) обеспечение нормальной обстановки на уроке;
в) организация учащихся на урок.
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!
Улыбнулись, друг другу создали хорошее настроение и начали работу.
Какую тему мы изучаем? (слайд 1)
Сформулировать цель урока.
Хорош не тот, кто знает, а тот, кто умеет применять свои знания. Итак, сегодня на уроке мы будем строить точки по их координатам, и находить координаты построенных точек. Открываем тетради,  записываем число и тему урока.
Актуализация знаний.
Сейчас мы с вами не много поиграем и во время игры сможем узнать, как вы усвоили материал прошлых уроков. Игра называется: «Я-вопрос, вы-ответ». А поможет нам в этом волшебный «Цветик - семицветик». На его лепестках написаны вопросы, на которые вы должны дать полные ответы. (один ученик с первого ряда отрывает лепесток и просит любого ученика со второго ряда ответить на него, ответивший правильно, отрывает другой лепесток и просит уже ответить ученика с первого ряда). За каждый правильный ответ ученик получает смайлик.
Вопросы:
Как определяется прямоугольная система координат?
(Две перпендикулярные прямые с выбранными направлениями, начало отсчета, единичные отрезки).
Как обозначаются и называются оси координат? (Ось Х – ось абсцисс, ось У – ось ординат).
Как записываются координаты точки на плоскости? (в скобках, сначала Х, потом У (х; у) ).
Сколько координатных четвертей в системе координат? (4)
Как нумеруются координатные четверти? (против часовой стрелки)
Как называют точку пересечения координатных прямых? (началом координат)
Точка С(6;0) лежит на оси ординат? (нет)
Молодцы, я считаю, что с этим заданием вы справились на отлично. И эти знания вы сможете с легкостью применить при выполнении следующих заданий.
Где в практической жизни мы встречаемся с применением координат?
Ответы учеников: при посещении кинотеатра; во время любимой всеми игры в «Морской бой»; во время игры в шахматы; карта географическая и т.д. взрослые же используют это понятие для определения местоположения объектов. (слайды 2-5)
2) Вспомним подвиг Советских людей в годы различных войн.
-Мне очень нравится стихотворение, надеюсь и вам, ребята, оно понравится:
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
- Что (4;10) передавал Ленька?
Ответ : (координаты)
В этом году мы будем с вами отмечать 70-летие Победы в ВОВ, эту войну нельзя забывать, надо помнить о тех людях, которые ценой своей жизни одержали Победу. Мы должны знать и тех, кто погиб, и тех кто раненый вернулся домой. С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. А мы должны быть им благодарны за то, что мы живем, дышим воздухом и у нас нет никаких военных действий.
– Работая в группах и выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.
Основной этап.
1. Практическое применение:
1) Кто был автором координатной плоскости (Рене Декарт).(Слайд № 6). Сообщение ученика_____
2) Повторить понятие прямоугольной декартовой системой координат - горизонтальная координатная прямая (ось абсцисс), вертикальная координатная прямая (ось ординат), точка пересечения осей - началом координат. (Слайд № 7).
3) повторить определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости и знакомство с названиями координат точки (абсциссой и ординатой). (Слайд № 8).
4) (Слайд № 9, Карточка № 1).Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты, отмеченных на координатной плоскости точек. Затем на слайде производим проверку самостоятельно выполненной работы. А(2,2) В(-4,3) С(-5,0) F(4.-1) E(0.-2)D(-3,-2)
5) (Слайд № 10.) Творческая работа. Построить фигуру, последовательно соединяя заданные точки на координатной плоскости. На слайде записаны координаты точек, которые надо последовательно отметить на координатной плоскости, и начерчена координатная плоскость. Учащиеся в тетрадях должны начертить координатную плоскость по заданным размерам. Затем мы вместе при помощи анимации строим точки на плоскости и последовательно соединяем их отрезками. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.
Задания: Карточка № 2
(-8;1), (-6;2), (-2;0), (1;2), (5;1), (7;-4), (9;-3)
(-2;6), (0;8), (3;7), (5;5), (7;7)
(1;2), (3;9), (4;8), (5;8), (6;9), (6;10), (5;11), (4;11, (3;10), (3;9)6) Карточка № 3. в координатной плоскости построить точки: А(1;2), В(-2;1), С(3;-1). Точка В является вершиной угла, точки А и С лежат на сторонах угла. Какой получился угол?
Физкульминутка:
Покажем данный угол ручками, ножками. А теперь покажем те углы, какие вы знаете.
7) Продолжим работу с координатной плоскостью. Самостоятельная работа учащихся по закреплению материала по теме
(Слайд № 11). Карточка № 4 Учащимся предлагается самостоятельно по вариантам выполнить подобную творческую работу. Для того, чтобы учащиеся отдохнули от работы с проектором, им раздаются карточки с заданием. Но прежде чем приступить к проявке, давайте вспомним как построить точку по ее координатам /сначала надо пройти по оси Х от начала отсчета, а потом по оси У/.
(Слайд № 12) Проверка задания варианта № 1.
(Слайд № 13) Проверка задания варианта № 2.
Мышонок
 1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5),(3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9),(- 1; 7), (- 1; 6),(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7),(- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5),(1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).
2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).
3) Глаз: (- 1; 5).
Лисица
 1) (- 3; 0), (- 2; 1), (3; 1), (3; 2),(5; 5), (5; 3), (6; 2), (7; 2), (7; 1,5), (5; 0), (4; 0),(4; - 1,5), (3; - 1), (3; - 1,5),(4; - 2,5),(4,5; - 2,5), (- 4,5; - 3), (3,5; - 3), (2; - 1,5),(2; - 1), (- 2; - 2),(- 2; - 2,5), (- 1; - 2,5), (- 1; - 3), (- 3; - 3), (- 3; - 2), (- 2; - 1),(- 3; - 1), (- 4; - 2), (- 7; - 2),(- 8; - 1), (- 7; 0), (- 3; 0).
2) Глаз: (5; 2).
Самостоятельная обучающая работа.
А) № П6. 4 № 1137; 1142, 1133 (4)
Рефлексивно-оценочный этап.
1. -под каким углом пересекаются оси?(под прямым)
-как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости? (координатами)
-расскажите, как построить точку по ее координатам?(Отмечаем абсциссу, а затем ординату)
2.Рефлексия:
Какое предложение каждый из вас продолжит:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило
Мне тоже было с вами интересно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (работа в группах в парах - взаимопроверка)
1 вариант. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости? Как называется первое число, задающее положение точки на координатной плоскости? Запишите координату точки К ,если её абсцисса равна 8, а ордината -3. Чему равна ордината точки B(-5 ;-7)? В какой четверти координатной плоскости находится точкаC(8;--2)? 2 вариант Как называются числа , задающие положение точки на координатной плоскости? Как называется второе число, задающее положение точки на координатной плоскости? Запишите координаты точки В, если её абсцисса равна -5, а ордината8. Чему равна абсцисса точкиD (7;-3) В какой четверти координатной плоскости находится точка P(11;-14) 1. Сегодня мы с вами последний урок посвятим координатам на плоскости.
Цель урока– закрепить свои знания и умения находить координаты точек на плоскости, строить точку по ее координатам.
Построить координатную плоскость.
- Я буду диктовать координаты, а вы на заготовленных координатных плоскостях отмечаете точки и последовательно соединяете их с предыдущей точкой с помощью отрезков. Единичный отрезок равен одной клеточке.
Динозавр
(1;2) (3;4) (7;5) (9;4) (14;0) (20;-6) (10;0) (9;-2) (9;-4) (6;-4) (7;-3) (7;-2) (2;-2)
(2;-4) (-1;-4) (0;-3) (0;0) (-5;4) (-7;4) (-8;5) (-6;7) (-5;7) (1;2) глаз (-6;6).
 
-Что у вас проявилось ?(динозавр)
Используя построенную систему координат вместе с учителем выполняется построение рисунка по координатам: учитель диктует координаты точек и с использованием презентации и проектора 49339582232500демонстрирует получившийся рисунок.
Цветок (– 9; – 13), (– 9; – 11), (–3; – 3), (– 3; 3), (0, 8), (0; 1), (– 3; – 3), (5; 6), (5; 10), (8; 12,), (8; 10,), (11; 11), (10; 8), (12; 8), (10; 5), (6; 5), (0; – 2,), (5;0), (9; – 2), (4;– 4), (0; – 2.), (– 9; – 13).