Технологическая карта по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста


Технологическая карта по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

месяц

Форма проведения
цель
Содержание
результат

сентябрь
1
д\и « Посылка от обезьянки»
Обучение детей способности понять и оценить роль наших органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развитие общения.
Обезьянка прислала посылку, а что в ней дети должны догадаться: на ощупь, на вкус, по запаху. Дети отвечают, как и с помощью чего они это сделали.
Узнают ,для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот.


2
д\и «Радио»
Показать роль памяти в процессе общения детей друг с другом, умение быть внимательным.
Предложить детям стать дикторами. Дети перечисляют характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Запоминать наиболее значимою информацию о своих друзьях.


3
д\и «Мой портрет»
Научить детей различать свои индивидуальные способности, почувствовать свою значимость.
Рассмотреть картинки с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях.. Предлагаю нарисовать себя и рассказать о себе.
Различать свои индивидуальные особенности.


4
д\и « Чем можно порадовать маму»
Развивать у детей чувства привязанности и любви к маме.
Предложить детям выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Рассказывают, почему они обрадуют своими действиями маму.
Поможет развитию уважения и умение понимать маму.


5
Беседа «Семейная фотография»
Воспитание любви и чуткого отношения к близким, чувство семейной сплоченности.
Рассмотреть фотографию одного из детей группы.. Задать детям вопросы: кто изображен, какое у них настроение, что они делают, узнают ли они товарища.
Узнают историю своей семьи.


6
д\и «Мы разные»
Развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог задаёт вопросы: Кто из нас самый высокий? У кого на одежде есть пуговицы? У кого самые тёмные волосы? Рассказать детям о глазах человека: какого цвета, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу.


Различать индивидуальные особенности других, смотреть в лицо и глаза друг другу.


7
Рисование «Мой лучший друг»
Формировать у детей понятия «друг»,»дружба».
Чтение стихотворения о дружбе. Предложить детям нарисовать друга и рассказать о нём.

Умение высказывать своё мнение о друзьях.


8
Игра-драматизация «Узнай себя»
Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощрять стремление избавиться от недостойных привычек.











Педагог выступает в роли персонажей( Чебурашка, жадные медвежата). Читает отрывки произведений.
Уметь оценивать свои поступки.


Октябрь
1
д\и «Не поделили игрушку»
Развивать умение благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Прилетел Карлсон и принёс игрушки. Педагог предлагает разобрать их. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация. Разбор сложившейся ситуации. Предложить несколько вариантов разрешения ситуации. Дети выбирают нужное решение.
Уметь выходить из конфликтных ситуаций.


2
Игра «Плавает, летает, рычит»
Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Дети становятся в круг. Педагог показывает карточки, а дети самостоятельно имитируют движения или действия.
Удерживать внимание в течении заданного времени.


3
Беседа « Как тебя называют»
Умение детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.
Педагог спрашивает детей, как их называют дома, в детском саду, сверстники. Разыграть с детьми сценки из жизни. (мальчик и мама в магазине; девочка хочет узнать время у прохожего; мальчик едет в автобусе; девочка разговаривает с продавцом
Умение вежливо общаться с окружающими людьми.


4
д\и
«Защитники девочек»
Формировать у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать у мальчиков желание защищать девочек.
Рассмотреть и обсудить сюжетные картинки, на которых мальчики и девочки выполняют различные действия. Объяснить сходство и различие между возможностями мальчиков и девочек. Разыграть сюжеты, изображённые на картинках.
Уметь прийти на помощь девочкам.







5
д\и «Настроение»
Дать представления детям об эмоциях других людей, быть внимательным к чувствам других людей.
Педагог называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать. Затем предлагает игру с карточками.( эмоции людей и животных).Найти всех весёлых, потом недовольных и т. д.Предложить ребёнку изобразить на своём лице сходное настроение.
Уметь определять настроение людей.


6
д\и «Слушаем себя»
Развивать концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.
Педагог обращается к детям и предлагает расслабиться, закрыть глаза, послушать, что происходит внутри себя. Ребёнок делится своими впечатлениями.
Уметь называть свои чувства.


7
Игра-имитация «Кто лучше покажет позу?»
Развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.
Педагог распределяет роли (любого рассказа или сказки). Педагог рассказывает, а дети изображают.
Уметь пользоваться пантомимикой.


8
Творческая игра «Я волшебник»
Развивать умение детей отражать свои фантазии в рисунке.
Педагог предлагает детям нарисовать то, что хотели бы они иметь дома, если бы были волшебниками.
Уметь фантазировать.

Ноябрь
1
д\и «Маленькие помощники»
Воспитывать у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.
По всей группе раскладывается игровой материал (ведро, тряпка, спицы, молоток, гвозди и т.д.) Беседа « Как мы помогаем дома» Перед подгруппой ставиться задача подобрать папе, маме, бабушке, братику необходимые вещи.
Уметь прийти на помощь близким.


2
п\и «Карусели»
Создать положительное эмоциональное настроение у детей, умение согласовывать свои действия с движениями других детей, развивать слуховое внимание.
Педагог выполняет роль мамы а мальчик роль папы. «Мама» и»папа» приглашают детей покататься на карусели. Встают в круг, произносят слова и двигаются по кругу.
Уметь согласовывать свои действия с другими детьми.


3
д\и «Не забывай о товарищах»
Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
Дети одеваются на прогулку .В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа. Куклы неверно одеваются, выхватывают друг у друга игрушки. Дети учат кукол, находят сходство поведения. Одному из таких детей предлагается отобрать игрушки для ребят на прогулку.

Оказывать помощь другим детям.


4
Игра «Цветок добрых слов»
Осознание чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьёй.
Каждый из детей получает лепестки цветка. Педагог предлагает детям сказать хорошие, тёплые слова своим родителям.




5
Игра
«Интервью»
Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, обучение общению.


Каждый из детей по очереди задаст какой-нибудь вопрос любому из детей.
Уметь задавать вопросы.


6
с\р игра
«В гостях»
Знакомить детей с правилами гостеприимства, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающими людьми.


Педагог предлагает детям отправиться на день рождение к зайчику, собрать подарки.
Уметь общаться, дарить подарки.


7
д\и
«Кто больше заметит небылиц»
Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, развивать умение отличать реальное от выдуманного.


Детям раздаются фишки. Педагог читает небылицы.



8
п\и «Нам не тесно»
Учить детей, как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.




Игра проводится во время прогулки. Педагог ограничивает пространство «дом», где дети выполняют движения.
Уметь считаться с другими.




Декабрь
1
Беседа «Как можно общаться без слов»
Дать понятие того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Ситуация: « Можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения.
Знать неречевые средства общения.


2
с\р игра «Путешествие по городу»
Познакомить детей с правилами поведения на улице, в транспорте и общественных местах.
Педагог создаёт игровую ситуацию, вводя сказочный персонаж Буратино. Буратино приехал из другой страны. Экскурсия по городу.

Соблюдать правила поведения.


3
Рисование «Какого цвета мой страх»
Помочь детям преодолеть свои страхи.
Педагог просит подумать, назвать и закрасить белый лист бумаги тем цветом, какой, по их мнению имеет страх. Затем рисунки рвутся.



4
Упражнение «Разговор с лесом»
Развивать творческую фантазию, умение расслабляться.
Педагог предлагает мысленно перенестись в лес. Педагог перечисляет всевозможный живой и неживой мир леса. Прислушаться, потрогать, вдохнуть.
Уметь расслабиться


5
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Предложить детям ситуацию А. Барто «Наша Таня». Как можно помочь Тане. Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Как курочка утешает деда с бабой.
Научатся вести доброжелательный диалог.


6
Игра «Нарисуй узор»
Развивать у детей навыки совместной деятельности.
Дети разбиваются на пары. Каждой паре даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсить, при одном наборе карандашей.
Уметь договариваться.


7
Игра «Я и мой язык».
Развивать язык жестов, мимики и пантомимики.
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникают звуки.



8
п\и «Прорви круг»
Развивать чувство общности.
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри.





Январь
1
Творческая игра «Кто здесь кто»
Закреплять умения детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Педагог делит детей на две группы, каждая из которых готовит свой спектакль .Каждой группе педагог сообщает свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей. Затем демонстрируют свои спектакли друг другу. Дети-зрители отгадывают.
Умение пользоваться мимикой, жестами.


2
Игра «Я заметил»
Развитее основных каналов восприятия – слуха, зрения, осязания.
Ребёнок не только старается заметить объект или явление, но рассказать о нём так, чтобы привлечь к нему внимание окружающих.
Дети становятся наблюдательными.


3
Игра «Биография по фото»
Развивать у детей навыки совместной деятельности, умение видеть переживания других людей.
Фотографии приносят сами дети, но каждому ребёнку достаётся не его фотография. Дети составляют рассказы о людях, изображённых на фотографиях.



4
Игра « Волшебный мешок»
Умение осознать своё эмоциональное состояние и освобождение от негативных эмоций.
Перед игрой необходимо обсудить, какое у него сейчас настроение. Затем ему предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции. Этот мешок выбрасывается. Из другого мешка ребёнок может взять те положительные эмоции, которые он хочет
Чувствовать свои эмоции.


5
Игра «Комплименты»
Дать ребёнку почувствовать сою значимость.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить.

Умение хвалить другого.


6
п\и «Лужа»
Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам а девочек благодарить мальчиков за их помощь.
Дети становятся в круг. Педагог читает текст и просит их повторять за ним движения. После последних слов мальчики помогают девочкам выскочить из лужи. Девочки благодарят своих спасителей.



7
д\и «» Телефонный разговор»
Знать значение телефонной связи как предмета первой необходимости ,а также правила телефонного разговора.
Дети высказываются в каких случаях они и их родители пользуются телефоном. Дети по желанию приглашаются к телефону. Детям предлагаются небольшие сценки( звонит незнакомый человек, вызов скорой помощи).
Знают правила телефонного разговора.


1
«Рисуем эмоции пальцами»
Уметь выражать свои эмоции в рисунке.
Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами, с помощью гуашевых красок.


Февраль
2
Игра «Поводырь»
Развивать чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Упражнение выполняется в парах. Сначала один водит другого с повязкой на глазах ,а затем дети меняются ролями.
Уметь взаимодействовать друг с другом


3
Беседа « Что значит любить родителей»
Закрепить положительное отношение ко всем членам семьи.
В ходе беседы обсуждаются вопросы: « почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как научиться понимать настроение родителей?»



4
Игра- драматизация «Почему так?»
Развивать в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.
Педагог показывает детям композицию: сидит кукла и смотрит на себя в зеркало. Дети сравнивают себя с куклой. Беседа по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык»



5
д\и «Умей извиняться»
Учить детей уместно употреблять различные формы извинений.
Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились». Как могут помириться девочки? (конкурс ответов )
Уметь извиняться


6
Игра «Я увидел из окна»
Развивать зрительное внимание, зрительную память.
Педагог приглашает всех детей подойти к окну. Он просит запомнить, как можно больше объектов. За правильный ответ ребёнок получает фишку.



7
Беседа»Какие бывают привычки»
Формировать у детей представления о плохих привычках.
Рассмотреть с детьми сюжетные картинки с изображением плохих привычек, затем предлагает обсудить. Какие бывают вредные привычки? Педагог предлагает детям обсудить, как можно справиться с плохими привычками.


март
1
Игра «Подарки»
Развивать у детей пантомимические способности.
Детям предлагается проиллюстрировать рассказ ведущего соответствующими движениями.(папе- расчёску, сыну- лыжи, дочке- куклу, которая хлопает ресницами )



2
Игра «Иностранец»
Развивать умение пользоваться мимикой, жестами.
К нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка. Предложить детям пообщаться с ним, показать группу, игрушки, пригласить обедать, всё это без слов.




3
Игра «Будь внимателен»
Развивать слуховое внимание.
Дети выстраиваются в одну шеренгу. Под хлопки педагога они маршируют на месте. Неожиданно хлопки прерываются, и дети должны сразу остановиться, Кто допустил ошибку выбывает из игры.



4
п\и «Весёлый танец»
Выработать навыки совместного движения.
Мальчик с девочкой становятся спиной друг к другу. Педагог связывает их шарфом по талии друг с другом. Детям предлагается под музыку исполнить танец. Выбирается лучшая пара.



5
Беседа «Что делать, когда потерялся»
Умение вести себя в экстримальных случаях.
Педагог обсуждает с детьми, где они обычно гуляют, как называется их улица, какой номер у их квартиры, помнят ли свою фамилию. Педагог рассказывает, как им необходимо поступать, если они потерялись на улице. В конце предложить нарисовать дом, в котором они живут.

Уметь вести себя в данной ситуации.


6
д\и «Где это можно купить»
Игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах, различать магазины по их названию, воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

На большой карте изображены магазины с витринами. Детям раздаются карточки с продуктами. Они должны найти магазин где это продают.



7
д\и «Кто больше назовёт действий»
Учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог произносит профессию и бросает мяч ребёнку, если ребёнок не знает то он ударяет мячом о пол.
Знать о важности и значимости различных профессий.


8
Проигрывание ситуаций
Развитие сплочённости группы, чувство общности, внимательное отношение друг к другу.

Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться. Ты пришёл на детский праздник, где никого не знаешь, познакомься с ребятами.
Умение взаимодействовать друг с другом.

апрель
1
«Составь рассказ»
Развивать внимание ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
Ребёнку предлагается составить рассказ на тему: « Я люблю, когда», «Когда мне плохо»,»Когда я злой», « Я боюсь..»

Высказывать свои чувства.


2
Игра «Магнитофон»
Научить детей владеть своим голосовым аппаратом, уметь использовать в речи интонацию, громкость голоса.
Дети могут читать стихи, петь песни, но должны соблюдать правила игры. Взрослый регулирует звук магнитофона с помощью символических изображений.




3
Игра «Я люблю себя за то»
Помочь ребёнку осознать свою личную позицию, свою неповторимость, значимость.
Ребёнок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен.
Уметь видеть свои положительные и отрицательные качества.


4
Игра «Угадай настроение»
Закрепить различные эмоциональные состояния, умение использовать мимику, жесты, пантомимику.

Детям предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.
Уметь определять эмоциональные состояния людей.


5
Игра «Путаница»
Развивать умения детей преодолевать замкнутость, скованность, а также двигательное раскрепощение.
Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперёд руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребёнка, левая оставлена для того, чтобы за неё кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Задача детей- распутаться не отпуская рук.



6
«Рисуем себя»
Развивать умения детей внимательно относиться к себе, к своим чувствам и переживаниям, развивать уверенность в себе.
Ребёнку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Спросить ребёнка что ему нравится и не нравится в себе.
Знать себя и быть уверенным.


7
Беседа «Кого мы называем добрым»
Развивать навыки совместной деятельности, формировать доброжелательное отношение к людям.
Обсудить с детьми кого они считают добрым и почему. Вмести с детьми вырабатываются правила того, как развивать в себе эти качества.
Быть добрым к окружающим.


8
Игра-драматизация «Угощение»
Формировать навыки правильного поведения за столом и общения с гостем, быть гостеприимным.
Приход в гости куклы Тани. Приглашение её к столу и угощение чаем.
Уметь вести себя за столом.

май
1
д\и «Кто что носит?»
Развивать умения детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
На фланелеграфе фигурки мальчика и девочки. Предлагается их одеть и подобрать куклам предметы и игрушки.
Понимать различия между мальчиками и девочками.


2
Беседа «Наши отношения»
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.
Педагог предлагает для обсуждения с детьми правила отношений между мальчиками и девочками. Разобрать на примерах из жизни, разыграть небольшие сценки с целью закрепления материала.
Доброжелательно относиться друг к другу.


3
Игра «Испорченный телефон»
Понимать важность правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слово и быстро шепотом передаёт слово другому В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова.



4
с\р игра «Дочки-матери»
Осознание отношений внутри семьи, осознание себя как полноправного члена семьи.
Разыгрывание различных жизненных ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять маме настроение»
Знать, что ты полноправный член семьи.


5
Игра «Новоселье»
Формировать чувство единства с группой.
Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.



6
Игра «Рукавички»
Развивать умение детей договариваться, приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.
Педагог раскидывает по помещению вырезанные из бумаги рукавички с одинаковым но не раскрашенным орнаментом. Дети выбирают себе одну из рукавичек, а потом те, у кого одинаковый орнамент, образуют пары. С помощью 3 фломастеров надо одинаково раскрасить рукавички.
Уметь договариваться.


7
«Сердце группы»
Развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Дети говорят дружескую и добрую фразу в адрес того, чьё имя вы вытяните по жребию, а педагог записывает её на красном сердце группы.



15