Московская битва — первая победа в Великой Отечественной войне


государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
министерства здравоохранения краснодарского края






Методическая разработка
открытого занятия студенческого научного исторического кружка «Колесо истории»
по теме: «Московская битва-первая победа в Великой Отечественной войне»
для студентов 1-2 курсов



Подготовили: Шкарупа В.Г.
Астапеева Е.В.

Место проведения: Актовый зал
Время проведения: 45 мин.












Краснодар
2014

Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
3. Выписка из рабочей программы дисциплины «История»
4. Цели занятия
5. Оснащение занятия
6. Сценарий
7. Библиографический список.





















Пояснительная записка
Данная методическая разработка создана для проведения открытого занятия студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Московская битва». Занятие проводится в рамках открытой недели цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин.
В методической разработке представлен опыт проведения открытого внеаудиторного занятия по истории в соответствии с современными требованиями жизни: активным использованием персонального компьютера, умением работать с информационно-коммуникативными технологиями, поиском и использованием информации в сети Интернет.
ФГОС СПО третьего поколения предусматривает внедрение в учебный процесс общих и профессиональных компетенций, а также увеличение количества часов внеаудиторной работы обучающихся.
Форма коллективной творческой работы является одним из эффективных методов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Это возможность раскрытия творческого и интеллектуального потенциала, как студента, так и педагога, взаимный творческий поиск педагога и обучающихся. Эта форма внеаудиторной работы помогает студентам осознать возможности применения приобретенных знаний в смежных областях науки и сферах деятельности, синтеза фактов, явлений, процессов, с целью выдвижения новых идей и их аргументации. Именно на таких занятиях происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Данное открытое занятие направлено на формирование у студентов знаний и умений, необходимых как для профессиональной деятельности, так и для развития собственной личности. Закрепление знаний по истории прошлых веков, которые легли в основу современной цивилизации, помогут студентам свободно ориентироваться в реалиях современного мира, избежать ошибок прошлого, сформировать свою личностную позицию гражданина.



2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

По учебной дисциплине: «История»

Для всех специальности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования

Студент должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Студент должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.


3. Выписка из рабочей программы

Дисциплина: «История»
Раздел №1, тема №2
Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие
Открытое заседание исторического кружка «Колесо истории»
Время проведения – 45 мин.
Тема: «Московская битва»
Содержание учебной информации
Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.
Советский Союз накануне войны.
Причины, начало, особенности войны в Европе.
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.
Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.
Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.
Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы.
Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы
Студент должен знать:
- основные этапы в подготовке и проведении Московской битвы;
- ход Московской битвы, Сталинградской битвы, блокады Ленинграда, битвы на Курской дуге и т.д.;
- роль победы в Московской битве во Второй мировой войне.

Студент должен уметь:
- анализировать исторические события;
- сопоставлять исторические события прошлого с реалиями современной действительности;
- использовать полученные исторические знания для анализа современных геополитических изменений.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
- работа с дополнительной литературой;
- использование Интернет-ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя.
















4. Цели занятия
1.Методические:
Продемонстрировать методику повышения эффективности закрепления, расширения, систематизации учебного материала за счет:
- использования в учебном процессе личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;
- демонстрации интеграционных связей;
- применения технических средств обучения с целью визуализации учебного материала для повышения активности мыслительной деятельности студентов.
2. Образовательные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания студентов по теме «Московская битва»;
- сформировать у студентов знание таких понятий, как Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, битва Курской дуге и т.д.
- контроль уровня знаний студентов по предложенной теме.
3. Развивающие:
- расширить диапазон знаний по предложенной теме;
- развить умение самостоятельной работы по применению полученных знаний;
- развить способности анализировать, интерпретировать, сопоставлять;
- продолжить формирование умения вести дискуссию;
- способствовать развитию творческого потенциала студентов.
4. Воспитательные.
- воспитание уважения студентов к истории и бережного отношения к мировому историческому наследию;
- формирование чувства патриотизма;
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта.




5. Оснащение занятия
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер




























6. Сценарий

Приветствие
Ведущий № 1 (Кащенко Светлана)
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном победе Советской армии в Московской битве.








Ведущий № 2 (Крюкова Алина)
Московская битва
Боевые действия Советских Вооружённых Сил велись с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 на московском направлении против немецко-фашистских войск во время Великой Отечественной войны 19411945 гг.
Московская битва делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 7 января 1942) и общего наступления советских войск (8 января 20 апреля 1942).

Видео (Операция Тайфун)

Ведущий № 1 (Кащенко Светлана)

Наступление врага началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта. 2 октября перешли в наступление главные силы группы армий «Центр» из районов Ярцево и Ярославля против войск Западного и Резервного фронтов. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, противник в 1-й же день прорвал оборону, а его подвижные соединения продвинулись на 4050 км в направлениях Орла, Юхнова и Вязьмы.

Звучит песня «Я могу тебя очень ждать» в исполнении Демченко Елизаветы

Ведущий № 1 (Кащенко Светлана)

Враг подошел к Москве на расстояние 25-35 км.

Сотни тысяч жителей столицы в осеннюю стужу возводили оборонительные сооружения. В короткий срок были построены внешний оборонительный пояс и укрепления внутри города. Противотанковые рвы, лесные завалы, металлические ежи опоясали Москву с северо-запада, запада и юго-запада.
На всех въездных путях стояли противотанковые орудия. Сотни огневых точек готовы были в любую минуту встретить противника. Героически отражая налеты вражеской авиации войска ПВО и многотысячный отряд МПВО. Тысячи рабочих, служащих, деятелей искусств добровольно шли в коммунистические батальоны и роты, из которых в ноябре были сформированы еще 3 дивизии; 4-я комплектовалась из призывников. Москве помогала вся страна.

К первому налету фашистов на Москву защищать ее были готовы 1044 зенитных орудия и 1300 самолетов-истребителей, а также 336 зенитных пулеметов, 618 прожекторных станций, 702 поста ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Для сравнения: Лондон защищали 452 орудия и 336 самолетов, а ПВО Берлина в разгар налетов на него имела 724 орудия и 600 истребителей.
Сила обороны Москвы заключалась не только в орудиях и самолетах, но и в зенитчиках, и в летчиках.
Первыми обнаруживали противника подразделения ВНОС (Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи), расположенные в 250 километрах от Москвы, и немедленно доносили на главный пост.
Полки 6-го истребительного авиакорпуса располагались на аэродромах в радиусе 100-120 км от Москвы. Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы усиливали оборону вокзалов, электростанций, аэродромов и станций водоснабжения, заводов и непосредственно Кремля.
Москва была опоясана сплошным кольцом световых прожекторных полей, попавшие в них самолеты подвергались атакам наших истребителей или обстрелу зенитных пушек и пулеметов. Аэростаты заграждений вынуждали немецких летчиков подниматься выше, что снижало точность бомбометания.

Видео (Оборона Москвы)

Ведущий № 2 (Крюкова Алина)

(звучит марш «Прощание славянки»)

Русский патриотический марш «Прощание славянки» стал в нашей стране неофициальным гимном двух величайших войн, которые пережил и его автор-композитор Василий Агапкин.
С рассказа младшей дочери В. Агапкина «В день парада, 7 ноября, был страшный мороз. Словно назло немцам. Папа на параде дирижировал сводным оркестром, в конце играли его марш «Прощание славянки». Настал момент, когда по Красной площади должны были пройти конница и танки. Папе надо было дать команду оркестру отойти к ГУМу, но он не смог открыть рта, потому что губы примерзли друг к другу. Он попытался сойти с помоста, на котором дирижировал, и тоже не смог - сапоги примерзли. Один из его подчиненных понял, в чем дело, и помог их отодрать».

Видео (Парад в Москве 7 ноября 1941 года)

Ведущий № 2 (Крюкова Алина)

Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва. (Эти слова принадлежат   политруку Клочкову, который произнёс их у разъезда Дубосеково).


Политрук В.Г. Клочков

В боях под Волоколамском особо отличилась 316 стрелковая дивизия И.В. Панфилова. Шесть дней они отражали непрерывные атаки врага, подбив при этом 80 танков, уничтожив несколько сот офицеров и солдат. Противник хотел овладеть районом Волоколамска, что открыло бы путь с запада к Москве, но их попытки провалились. За эти героические действия соединение наградили орденом Красного Знамени, а также преобразовали в 8-ю гвардейскую дивизию. Ее командиру генералу Панфилову присвоили звание Героя Советского Союза. Он не смог увидеть полного разгрома немцев под Москвой, так как пал смертью храбрых у деревни Гусенево 18 ноября.



И.В. Панфилов

16 ноября немецкие войска предприняли второе наступление на Москву. Снова под Волоколамском закипело ожесточенное сражение. У разъезда Дубосеково 28 бойцов-панфиловцев под командованием В.Г. Клочкова отразили атаку фашистских танков, удержав тем самым занимаемый рубеж. Не пробились танки противника и в направлении сел Строково и Мыканино. Дивизия Панфилова прочно удерживала позиции, ее солдаты стояли насмерть.
Звучит песня «Как пришел солдат» в исполнении Демченко Елизаветы

Ведущий № 1 (Кащенко Светлана)
Контрнаступление Красной Армии под Москвой началось 5-6 декабря 1941 года без какой-либо оперативной паузы.
Первый этап контрнаступления советских войск под Москвой (Московская стратегическая наступательная операция) к началу января 1942 года был успешно завершен. Группа армий "Центр" была отброшена от советской столицы на 100-350 км, а войска советских фронтов охватывали ее с севера, востока и юга. Освобождены были Московская и Тульская области, крупные города Калинин и Калуга, ряд районов других областей. В январе - марте 1942 года Красная Армия развернула общее наступление на важнейших стратегических направлениях.
Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на весь ход Великой Отечественной войны и второй мировой войны. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой группе армий "Центр" был нанесен мощный удар, были разбиты 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и 4 моторизованных. На полях Подмосковья немцы оставили тысячи орудий, сотни танков и много другой техники.
Видео (Контрнаступление Советской армии под Москвой)
Победа под Москвой навсегда похоронила гитлеровский план "молниеносной войны". Это первое крупное поражение вермахта во второй мировой войне привело к изменению характера вооруженной борьбы. Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии.
Разгром немецких войск под Москвой развенчал перед всем миром миф о "непобедимости" Вермахта, подорвал моральный дух немецкой армии, поколебал ее веру в победу в войне. Победа советских войск под Москвой означала начало поворота в Великой Отечественной войне и всей Второй мировой войне.
Звучит песня «Миллионы» в исполнении Костенко Елены
























7. Библиографический список

Основные источники:
Орлов А.С. История России. - М., 2010;
История России XX – XXI вв./ Под редакцией А.Н. Сахарова. – М., 2012.

Интернет ресурсы:
1. http://www.istorya.ru;
2. http://www.bibliotekar.ru;
3. http://www.ronl. Ru;
4. http://ru.wikipedia.org;
5. http://student. Ru.








Рисунок 1Логотип колледжа 2013Рисунок 2Рисунок 3 Заголовок 315